Процесс производства и контроля качества лекарственных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:53, лекция

Описание

Система QA предназначена для того, чтобы предприятие могло гарантировать, что
- разработка, испытания и изготовление ЛП произведено с учетом требований GLP (Good Laboratory Practice – Правила доклинической оценки безопасности фармако-логических средств), GCP(Good Clinical Practice – Правила проведения клинических испытаний) и GMP,
- должностными инструкциями определена ответственность руководства за качество готового продукта,
- производство обеспечено технологической документацией, утвержденной и соответствующей требованиям GMP,
- контроль качества исходного сырья, вспомогательных, упаковочных и маркировочных материалов произведен на стадиях их изготовления и/или поставки и перед применением в производстве,
- проведена регистрация всех контрольных испытаний, постадийного контроля, калибровки и валидации,
- готовый продукт произведен в соответствии с регламентом,
- реализация готового продукта произведена только после разрешения ОКК,
- имеется документация позволяющая контролироать условия хранения продукта в течение срока годности у производителя, а также при транспортировке и до валидации.

Содержание

- Введение.
- Определения.
- Управление качеством.
- Персонал.
- Здания и помещения.
- Оборудование.
- Процесс производства.
- Валидация.
- Рекламации и отзыв продуктов с рынка.
- Самоинспекция.

Работа состоит из  1 файл

Процесс производства и контроля качества лекарственных средств.docx

— 47.21 Кб (Скачать документ)

Любые изменения  в технологическом процессе должны вводиться и регистрироваться в  установленном на предприятии порядке.

Любые отклонения  в ходе проведения производственных операций должны регистрироваться.

 

Условия проведения технологического процесса должны обеспечивать:

  • создание поточности технологического процесса,
  • согласованность, безопасность и безаварийность работы всего технологического оборудования и его оптимальную загрузку,
  • минимальный контакт персонала с материалами при выполнении производственных операций,
  • строгое документирование всех стадий технологического процесса, включая составление материального баланса,
  • переработку образующихся отходов,
  • автоматизацию и компьютеризацию технологических процессов,
  • механизацию вспомогательных и погрузочно-разгрузочных работ.

 

Требования  к допустимым срокам и условиям хранения полупродуктов должны быть определены в регламенте.

В регламентах на производство стерильных ЛП должны быть отражена подготовка к работе

  • помещений,
  • вентиляционного воздуха,
  • оборудования,
  • персонала.

 

Применяются следующие  методы стерилизации:

  • термический,
  • фильтрация,
  • химический,
  • радиационный.

Для всех термостабильных  веществ термический метод является предпочтительным.

Процесс стерилизации должен быть валидирован. Эффективность  стерилизации должна контролироваться.

 

В случае применения фильтрации, она должна располагаться  как можно ближе к месту  розлива. Фильтрующий материал не должен влиять на ЛП. Целость фильтра и  герметичность установки должны гарантироваться.

Использование асбестовых фильтров допустимо только с установкой конечных фильтров  с диаметром пор < 0.22мкм.

 

Организация и  проведение технологического процесса должны исключать возможность смешивания стерильного и нестерильного  продуктов. В этом случае следует  использовать стерилизационное оборудование, вход и выход которого находятся  в раздельных и несообщающихся помещениях.

 

11.5.4. Маркировка и вторичная  упаковка.

 

На предприятии должны иметься инструкции, отражающие

  • правила приемки и идентификации упаковочных и маркировочных материалов,
  • проверки рабочих мест и оборудования,
  • порядок работы при упаковке и маркировке.

 

Маркировка должна быть:

  • чёткой,
  • соответствовать требованиям НТД на данный ЛП,
  • иметь кодирование, облегчающее автоматизированную идентификацию,
  • выполнена в виде специальных этикеток или нанесена непосредственно на ПУ,

 

Этикетки и  другие печатные материалы для маркировки и упаковки должны храниться в  контейнерах на складе, отдельно для  каждого наименования и дозы. Их выдача в производство производится по письменному разрешению.

Устаревшие  и вышедшие из употребления этикетки и другие маркировочные и упаковочные  материалы подлежат уничтожению, что  должно быть документально оформлено.

 

Для обеспечения  сохранности при транспортировке  ГЛС должны быть дополнительно упакованы  в промаркированную вторичную и  групповую тару в соответствии с  действующей НТД. Маркировка должна содержать указание о количестве ПУ в одной коробке.

Соответствие  маркировки вторичной и групповой  упаковки перед отправкой с предприятия  дополнительно проверяется специальным  персоналом.

 

Материалы, маркировка и условия транспортировки должны соответствовать требованиям НТД.

 

11.5.5. Готовые продукты.

 

ГЛС до получения  разрешения на реализацию должны храниться  на карантине в условиях, обеспечивающих их сохранность и безопасность. Эти  же условия соблюдаются и после  выдачи разрешения.

 

На каждое ГЛС на предприятие  должно вестись досье, содержащее:

  • материалы по разработке препарата,
  • разрешение на медицинское применение,
  • материалы внедрения его  в производство на предприятии,
  • дополнительные требования к
  • сырью,
  • вспомогательным, упаковочным и маркировочным материалам,
  • полупродуктам,
  • готовому продукту,
  • краткая характеристика и дата процесса получения каждой серии,
  • возможные производственные ошибки и их устранение,
  • документация по реализации,
  • рекламации.

 

11.5.6. Остатки продукта, возвращение  и переработка брака.

 

Остатки продукта от разрешенной серии включаются в последующие серии только в  исключительных случаях по письменному  разрешению ОКК.

Забракованный продукт  должен быть зарегистрирован, промаркирован  и храниться до решения ОКК  об утилизации.

Переработка забракованного продукта разрешается при условии, что в результате этой переработки  будет получен качественный продукт. Иначе – брак уничтожается с документальным оформлением и в соответствии с письменной инструкцией.

 

11.5.7. Отходы.

 

Отходы и  мусор собираются в специальные  промаркированные ёмкости, которые  ежедневно выносятся из производственных зданий в специально отведенные места. Оттуда они регулярно вывозятся  на переработку или уничтожение.

Жидкие отходы собираются в специальные приемники, из которых по трубопроводам, регулярно, через короткие промежутки времени, безопасно удаляются из производственных зданий.

Отходы должны быть защищены от хищений.

 

11.5.8. Контроль производства.

 

Работники цеховой  лаборатории регулярно, а ОКК  – периодически, проводят, в соответствии с технологическим регламентом  и письменными инструкциями, постадийный  контроль производства.

В ходе постадийного контроля проверяется:

  • проверяемых материалов нормативной документации,
  • санитарное состояние производственных помещений и оборудования,
  • выполнение регламентированных технологических операций,
  • соблюдение технологического режима.

Результаты  постадийного контроля вносятся в соответствующие  журналы и досье на препарат. В  досье также вносится информация об обнаруженных отклонениях, их причинах и принятых мерах по их устранению.

 

11.5.9. Документация.

 

Документация  должна быть тщательно разработана, составлена, проверена, утверждена и  распределена. Она должна быть подписана  с указанием дат компетентными  и правомочными лицами.

Любое изменение  в документах должно быть завизировано ответственным лицом. Причина изменения  должна быть внесена в досье на препарат.

Содержание  документов должно быть однозначным, Они  должны быть доступными и легко контролируемыми, чёткими и разборчивыми и не должны быть рукописными.

Документы регулярно  пересматриваются. Утратившие силу документы  – уничтожаются.

 Рукописные  записи в документах должны  быть завизированными, однозначными, разборчивыми, чёткими и нестираемыми.

 

Данные могут  быть зафиксированы компьютером, фотографически или другим надежным способом. Данные в компьютере должны быть продублированы на надёжный носитель.

 

Правильность  записей должна контролироваться ответственным  лицом, только правомочные лица могут  вводить данные в компьютер или  изменять их. Ввод основных данных должен подвергаться независимому контролю.

 

Регистрационные записи должны производиться одновременно с процессов  и контролем. Они должны сохраняться  в течение не менее одного года после истечения срока годности соответствующего ЛП.

 

Основные документы, используемые в процессе производства:

  • технологические регламенты,
  • инструкции,
  • производственные регистрационные записи,
  • аналитические методики,
  • сертификаты качества,
  • стандарты предприятия.

 

  Процесс  производства каждого ЛС должен  быть описан в соответствии  с технологическим регламентом  специальными инструкциями. Они  должны содержать, как минимум,  следующие данные:

  • название,
  • вид лекформы,
  • дозировку ЛС,
  • подлинность, количество и качество каждого вида исходного сырья, используемого а процессе производства на всех стадиях,
  • описание операций по производству и хранению полупродуктов и готовых лекарственных средств,
  • теоретический выход готового продукта на различных стадиях производства и допустимые пределы фактического выхода,
  • описание способов упаковки и маркировки ГЛС,
  • описание необходимых контрольных анализов, которые необходимо проводить на каждой   стадии производства с указанием подразделения, осуществляющего контроль.

 

Производственные  регистрационные записи должны свидетельствовать  о соответствии процесса регламенту и инструкциям и содержать  следующую информацию:

  • название предприятия,
  • название и дозировку ЛС,
  • дату изготовления серии,
  • полную химическую формулу активного вещества,
  • номер серии(или контрольный номер анализа) каждого компонента, используемого при изготовлении ЛС,
  • фактический выход готового продукта на различных стадиях производства по отношению к теоретическому,
  • должным образом составленную и подписанную регистрационную запись последовательных этапов производства, принятых мер предосторожности и специальных мер, принятых при изготовлении данного ЛС,
  • регистрационные записи результатов всех проведенных анализов,
  • образец, этикетки, пачки, инструкции для данной серии,
  • номера серий материалов первичной упаковки,
  • подпись специалиста, осуществлявшего контроль проведения технологических операций и дата подписи,
  • сертификат качества серии,
  • указание по переработке или ликвидации брака.

 

11.6. Валидация.

 

Валидация заключается  в документированном подтверждении  соответствия оборудования, условий  производства, технологического процесса, полупродукта и готового продукта действующему регламенту и требованиям нормативной  документации.

 

Основными элементами валидации  являются:

  • оценка монтажа и работоспособности основного технологического и вспомогательного оборудования, в том числе компьютерных систем,
  • оценка условий и параметров технологического процесса,
  • оценка предела возможного отклонения в ведении процесса,
  • оценка методов анализа,
  • составление протоколов и отчета, аттестующих технологический процесс.

 

Валидация должна проводиться  для

  • каждого нового технологического процесса перед его внедрением в производство,
  • действующего технологического процесса и оборудования.

Информация о работе Процесс производства и контроля качества лекарственных средств