Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:15, реферат
Все расширяющиеся возможности повышение медицинской, социальной и экономической эффективности сохранения и укрепления здоровья населения поставили проблемы реабилитации на одно из ведущих мест в системе здравоохранения.
Задачи, которые ставит реабилитационное направление, значительно расширяют рамки традиционного лечебного подхода, объединяют усилия профилактической, лечебно-восстановительной медицины с деятельностью органов социального обеспечения.
СОЦИАЛЬНАЯ
РАБОТА В СИСТЕМЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ.
Все
расширяющиеся возможности
Задачи,
которые ставит реабилитационное направление,
значительно расширяют рамки
традиционного лечебного
Согласно определению экспертов ВОЗ и Международной организации труда (МОТ), реабилитация - это комбинированное использование медицинских, социальных и профессиональных мер с целью обучения или переобучения инвалидов для достижения ими более высокого уровня функциональных возможностей. Реабилитация представляет собой процесс, задачей которого является предотвращение инвалидности в период лечения болезни и в значительной мере предупреждение осложнений и ухудшения состояния здоровья.
При характеристике восстановительных процессов ряд ученых используют термин "медико-социальная реабилитация" (МСР). Они рассматривают ее как систему целенаправленных, четко взаимосвязанных общегосударственных, медицинских, социальных, педагогических, профессиональных, экономических и законодательных мероприятий, которые должны обеспечить восстановление и развитие способностей и трудоспособности человека, сниженных или утраченных вследствие перенесенной травмы, болезни или в связи с возрастными изменениями, что позволит возвратить его к активной социальной жизни.
Как
справедливо отмечает ряд авторов,
реабилитация - это сложный динамический
процесс медицинского, профессионального
и социально-трудового
-
этап МР или восстановительной
терапии, (лечение, направленное
на предупреждение
- этап социальной реабилитации (социально-бытовое и трудовое устройство).
Аналогичных взглядов придерживаются и другие авторы.
Приведенная
этапность не отражает сущности организационных
форм реабилитации. По сложившимся
в настоящее время
Общепризнанно разделение реабилитации на три основных вида: медицинская реабилитация (медико-восстановительная), включающая весь комплекс лечебных мероприятий медицинского характера по восстановлению здоровья; профессиональная (трудовая, производственная), основной целью которой является подготовка больного (инвалида) к трудовой деятельности; социальная (социально-психологическая, бытовая), предусматривающая восстановление основных навыков самообслуживания, возвращения в обществе. Некоторые авторы выделяют еще два вида: педагогическую и психологическую реабилитацию.
Разделение
реабилитации на виды в какой-то степени
носит условный характер, так как каждый
из них взаимосвязан, взаимодополняет
друг друга и изолированно существовать
не может. Например, медицинская реабилитация
направлена на развитие функциональных
способностей и психологических возможностей
больного, социальная - на возвращение
к нормальной жизни в обществе путем снижения
экономических и социальных нагрузок;
профессиональная - на обучение, переквалификацию,
подбор подходящей работы, сохранение
прежней профессии; педагогическая - на
образование в процессе реабилитации
и оптимальное вовлечение детей и подростков
в трудовой процесс, психологическая -
на профилактику и лечение развивающихся
патологических психических нарушений.
Рассматривая различные аспекты реабилитации больных раком, необходимо учитывать и их психологические проблемы. Как известно, рак в ряду других заболеваний отличается большой психологической травматичностью. Это обусловлено страхом перед болезнью, возникновением угрозы жизни, крушением жизненных планов, необходимостью подвергнуться операции. Вследствие этого, данное заболевание сопровождается чрезмерным эмоциональным напряжением, приводящим к различного рода психологическим и нервно-психическим расстройствам. Нарушается социально-психологическая адаптация личности и, как следствие, отмечается частая невротизация больных.
Таким образом, при увеличивающейся продолжительности жизни больных раком отсутствие психологической помощи снижает качество их жизни, препятствует достижению более полного эффекта лечения. Возникает своеобразный парадокс: с одной стороны, огромные материальные затраты и усилия онкологов направлены на излечение больного, а с другой стороны, недооценивание роли личности самого пациента в процессе лечения приводит к тому, что стресс, вызванный заболеванием, становится непреодолимым и является фактором риска прогреесирования болезни. Недооценка важности внутреннего мира больного, его личностных особенностей, отношения к заболеванию и лечению, к будущему не позволяют осуществить целостный подход к лечению болезни, а это, в свою очередь, не позволяет использовать психологические ресурсы личности для приспособления к болезни и преодоления ее последствий.
Недостаточная
социальная поддержка и депрессия
тесно взаимосвязаны между
Поэтому медико-социальная работа с онкобольными должна включать:
- Организацию психологической службы на всех этапах лечения онкологических больных: на этапе диагностики, этапе поступления в онкологический стационар, предоперационном, послеоперационном, этапе выписки из стационара, катамнестическом этапе. На всем протяжении заболевания может меняться и степень глубины психогенных реакций, и их фабула, но ситуация постоянно остается достаточно острой.
- Решение вопроса о приобретении специализированных диагностических методик для оценки качества жизни больных раком (QOLC - Quality of life Cancer).
Важная информация об индивидуальных психологических и социальных проблемах, появившихся в жизни человека в связи с болезнью, как правило, мало доступна врачу. Удобный и эффективный метод интегральной оценки влияния болезни на физическое, психологическое и социальное функционирование человека разработан и получил широкое распространение в медицине развитых стран мира в течение последних 20 лет - метод исследования качества жизни. Изучение качества жизни онкологического больного до начала лечения и в процессе терапии позволяет получить исключительно ценную многомерную информацию об индивидуальной реакции человека на болезнь и проводимую терапию.
- Работу с родственниками онкобольных для создания благоприятного психологического микроклимата в семье и новых вариантов общения, базирующихся на поддержке и партнерстве.
Несмотря на то, что тяжелая болезнь близкого человека ставит перед его родственниками много серьезных трудностей, если они готовы преодолеть их вместе с больным, то этот опыт может оказаться очень важным для собственного личностного роста. Многие пациенты и их родные рассказывали, что открытость и искренность, возникшие во время болезни, сделали отношения в семье более глубокими и близкими.
- Выявление личностных особенностей больных раком и установление их связи с уровнем и особенностями психологической компенсации, определение личностных особенностей больных раком. Также необходимо выявить особенности личностных реакций на заболевание, исследовать динамику эмоционального состояния во время лечения в стационаре и определить возможности психокоррекционной работы е больными.
Медико-социальная помощь должна осуществляться вторичной и третичной профилактикой.
Вторичная профилактика предусматривает комплекс мер по устранению выраженных факторов риска, которые могут привести к возникновению, обострению или рецидиву заболевания.
Третичная
профилактика предусматривает комплекс
мер по реабилитации лиц, перенесших онкологическое
заболевание, утративших возможность
полноценной жизнедеятельности, для обеспечения
условий интеграции в общество.
Болезнь — это та ситуация, в которую рано или поздно попадает любой человек. И вне зависимости от тяжести течения или симптомов, болезнь с неизбежностью занимает центральное место в его мыслях, становясь источником тревог и надежд.
Личностные
изменения при болезни наиболее
отчетливо проявляются во
Инфекционные заболевания, столь часто накрывающие крупные мегаполисы, в особенности грипп, нередко влияют и на психическую сферу человека.
Интоксикации, эндокринные расстройства и поражения отдельных систем организма, накопление в крови патологических продуктов обмена веществ, а также резкое общее истощение при соматических болезнях в ряде случаев сопровождается выраженным истощением клеток коры и других областей головного мозга, которое влечет за собой различные проявления психических расстройств. Соматические нарушения очень тесно переплетаются еще и с той психологической травмой, которой подвергается личность в процессе болезни. Подобные психологические изменения называют обычно соматогениями.
Соматогения— в психиатрии -обозначение психических расстройств (астенический синдром, экзогенные типы реакций, переходные синдромы), возникающих в период каких-либо болезней внутренних органов и других (не психических) болезней.
Влияние заболевания на психическую сферу человек отражается в феномене «внутренней картины болезни», который впервые описал знаменитый советский психолог Р. А. Лурия.
Внутренняя картина болезни — совокупность переживаний (эмоциональных, познавательных, волевых), связанных с наличием у человека соматического заболевания. Другие авторы выделяют сходные феномены «сознания болезни», «переживания болезни», «отношения к болезни», «переживаний, связанных с болезнью», «психосоциальной реакции на болезнь» и др. Внутреннаяя картина болезни — это и знания о болезни, ее осознание личностью, понимание роли и влияния болезни на функционирование организма, эмоциональные и поведенческие реакции, связанные с болезнью.
Стратегия поведения больных в ситуации болезни предполагает различные варианты: активную борьбу с болезнью, принятие роли больного, игнорирование болезни и другие защитно-приспособительные механизмы. Отношение к болезни всегда значимо, а, следовательно, оказывает влияние и течение болезни.. Определяется это различными факторами: преморбидными особенностями больного, природой самого заболевания, микросоциальным окружением.
Преморбидные особенности, преморбидное состояние — (от лат . prae — перед и morbus — болезнь) (предболезнь) состояние организма, предшествующее развитию болезни (напр., предынфарктный период).
Отношение к болезни. Тоже околонаучно.
Ученые
предлагают различные типы классификации
отношения к болезни в зависимости от особенностей
личности больного. Например, астено-депрессивный,
психастенический, ипохондрический, истерический
и эйфорически-
Психастения — болезненное расстройство психики, характеризующееся крайней нерешительностью, боязливостью, склонностью к навязчивым идеям.
Эйфорически-
Можно предложить классификацию по уровням активности личности в ее противодействии заболеванию или его усугублению: пассивно-страдательное, активно-положительное (уход в болезнь), отрицание наличия заболевания, спокойно-выжидательное отношение, активное противодействие развивающемуся недугу.
Наиболее
подробная классификация
Информация о работе Социальная работа в системе здравоохранения