Социальная работа в системе здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:15, реферат

Описание

Все расширяющиеся возможности повышение медицинской, социальной и экономической эффективности сохранения и укрепления здоровья населения поставили проблемы реабилитации на одно из ведущих мест в системе здравоохранения.
Задачи, которые ставит реабилитационное направление, значительно расширяют рамки традиционного лечебного подхода, объединяют усилия профилактической, лечебно-восстановительной медицины с деятельностью органов социального обеспечения.

Работа состоит из  1 файл

реферат Ерохо.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)
"justify">    Самое главное в помощи детям, пережившим травму, это реагирование и вопрос персональной ответственности. Дети имеют право чувствовать себя спокойно в любви и безопасности. Они не должны заниматься самообвинениями. Часто дети, перенесшие сильный стресс, не видят альтернатив своему поведению и не могут остановить процесс регулярных страданий.

    Детей часто поощряют за то, что они тихо себя ведут, не жалуются и не показывают своих на стоящих "отрицательных" эмоций, Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети часто страдают от стрессов. Для них намного полезнее выражать свои чувства, а не заталкивать их вовнутрь.

    Помощь  ребенку в преодолении горя.

   Стоит наблюдать за поведением ребенка, потерявшего  близкого. В первые недели может  проявляться тенденция к изоляции, агрессивность, гнев, нервозность, замкнутость, невнимательность. Надо с терпением  относится к нему, не заставлять ребенка делать что-либо против его воли.

    Выслушивать ребенка, не забывать про тактильный контакт. Привлечь лучших друзей ребенка. Быть готовым к любым вопросам ребенка, и быть с ним честным. Доказать ребенку, что плакать не стыдно.  
Никогда не стоит говорить ребенку : «Ты же так не думаешь, не правда ли?», особенно относительно детских страхов или чувства вины.  
Быть в контакте с родителями. Быть особенно внимательными в «трудные» дни (праздники, например).

Средняя школа.

1. Рекомендуется  провести в классе дискуссию на тему смерти.  
2. Ребенок должен иметь возможность побыть один.  
3. Среди товарищей должен быть «помощник», который опекал бы его.  
4. Проявить терпение к забывчивости такого ребенка  
5. Не забывать о родителях. Им тоже тяжело.  
6. Умственно подросток дезорганизован. Стоит предложить ему представить себе, что он не на уроке, а занимается любимым видом спорта. Это помогает ребенку работать не отставая от класса.
 

  1. Проблема  сиблингов и больных  детей.
 

    Больной ребенок  - всегда драма для всей семьи. Первые и последующие реакции на болезнь ребенка во многом зависят от личностных особенностей родителей, их эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития, уровня культуры и образования, а также от ситуации, в которой родители узнают о диагнозе.

    Родители  как- бы делят свою жизнь на "здоровую" и "больную". Они перестраивают  её так, чтобы как можно больше быть возле больного ребёнка, оставляя других детей, супруга(у) и активную профессиональную деятельность. Как  правило, роли родителей чётко разделяются: матери больше общаются с ребёнком, а отцы вынуждены "всё время работать". Хотя почти все жёны хотят, чтобы мужья больше участвовали в эмоциональной поддержке ребёнка. В связи с тем, что мать держится ближе к ребёнку, поддерживая симбиотические отношения, отец первым может давать невротический срыв или депрессивное состояние, так как чувствует себя неспособным или не находящим времени, чтобы заняться больным ребёнком. В то же время в различные периоды болезни оба родителя вместе или попеременно впадают в ситуацию выраженного дисстресса, приводящего к невротическим реакциям в виде тревоги, страха, бессонницы, вегетативных расстройств, а также к различным видам депрессивных состояний. Как правило, в такой ситуации они не обращаются к врачу, пытаясь найти выход различными способами: такими, как алкоголизация, вплоть до формирования чёткой алкогольной зависимости, злоупотребление психотропными препаратами, "увлечениями на стороне", отказом от привычных социальных связей. Всё это в конечном итоге усугубляет семейную ситуацию и отрицательно влияет как на взаимоотношения родителей, так и на эмоциональное состояние больного ребёнка.

    Дети, чьи семьи ведут обычную жизнь, поддерживают привычные социальные связи, чувствуют себя лучше, увереннее, сохраняют нормальные отношения со всеми членами семьи. Часто для многих друзей участие в трудностях семьи больного ребёнка становится непосильной задачей: они либо избегают встреч, либо мечутся между крайностями "утешающего" оптимизма или "сочувствующего" пессимизма, невольно травмируя этим семью. В семьях больных это вызывает раздражение и даже агрессию, и они порой рвут привычные связи с друзьями, родственниками, знакомыми, что в конечном итоге приводит семью к социальной изоляции. Данная ситуация ещё больше усугубляет психологическое и психическое состояние всех членов семьи.

    Ситуация  усложняется если в семье, помимо больного, есть ещё и здоровые дети. В связи с этим рисунок поведения  родителей имеет несколько вариантов:  
1. Один из родителей (чаще мать) фиксирует всё своё внимание на больном ребёнке, а второй родитель (чаще отец или бабушка с дедушкой) занимаются здоровым ребёнком.

2. Оба  родителя "ставят крест" на  больном ребёнке, формально занимаясь  им, а все свои надежды и  чаяния вкладывают в здорового ребёнка.  
3. Оба родителя фиксируют внимание на больном ребёнке, а здоровый сиблинг остаётся без эмоционального тепла, поддержки и контроля.

    В такой ситуации здоровые дети меняют своё поведение, становятся агрессивными, раздражительными, выходят из-под контроля, вплоть до асоциального поведения (алкоголизация, наркотизация, уход из дома, ранние половые связи). У части детей, как правило более младшего возраста, возникают следующие симптомы: резкое снижение успеваемости в школе, страх школы, другие невротические страхи, энурез, депрессии, соматоформные расстройства (головные боли, боли в животе, нарушение пищевого поведения, рвота и т.д.). Суммируя вышесказанное, можно выделить три основные типичные семейные ситуации, возникающие в связи с заболеваниям у ребёнка.:

     
1). Реалистический подход. В сложившейся  ситуации актуальное, полное, ответственное  отношение к ребёнку вне зависимости  от тяжести состояния и прогноза. Адекватные отношения между другими  членами семьи, включая сиблингов.  Беспокойство, тревога родителей, их взаимоотношения не являются патологическими.

      
2). Пессимистический подход. Родные практически отвергают больного ребенка. Оставляют его надолго в клинике, редко навещают. Утрата жизненных интересов родителей или чрезмерная фиксация на здоровом ребёнке. Все члены семьи находятся в состоянии хронической эмоциональной усталости и напряжения. Такое поведение может быть выражением как маскированной депрессии, так и стремлением избежать ответственности.

     
3). Оптимистический подход. Игнорирование серьёзности заболевания. При последующем ухудшении в состоянии ребёнка семья может стремиться сменить лечащего врача или клинику. Столкнувшись с тяжёлым состоянием в терминальной стадии заболевания родители впадают в тяжёлую психологическую декомпенсацию (суицидные попытка, затяжные депрессии). Их поведение не помогает, а усугубляет состояние больного ребёнка и других членов семьи.

    Описанные типы ситуаций не являются постоянными  и на разных этапах болезни могут  сменять друг друга или проявляться в различных комбинациях. Таким образом, не только больной ребёнок, но и все члены его семьи требуют психологической поддержки и психотерапевтической помощи на всём протяжении его болезни.  

   Как ребенок переживает смерть сиблингов. 

   Если  в семье умирает ребенок, все стараются облегчить горе матери. Взрослые говорят детям: «Вы должны помочь маме, у нее большое горе». А что переживают в это время братья и сестры умершего ребенка? Умер малыш, которого любила вся семья; умерла старшая сестра, с которой всегда можно было поговорить, брат, с которым ребенок ежедневно спорил и ссорился, но который все равно оставался лучшим другом и с которым ребенок жил в одной комнате. Мысль о том, что «я теперь один ребенок в семье», может оказаться очень тягостной.

   Между тем родители часто бывают настолько поглощены своим горем, что как будто бы забывают о других своих детях. Смерть родителя ужасна для ребенка, однако смерть сиблинга наводит его на мысли о собственной смерти. Часто более младший ребенок, достигнув возраста, в котором умер его брат, становится очень беспокойным, и это надо иметь в виду.

   В течение месяцев или лет больной  ребенок являлся центром семьи. Здоровые дети испытывают смешанное  чувство ревности, жалости и гнева  по отношению к больному. После  его смерти возникают иные чувства — облегчение, сопровождающееся чувством вины. Родители, подавленные горем, могут неправильно интерпретировать это поведение, обвинять ребенка в смерти его брата или сестры, припоминая, что он прыгал по постели больного или разбил стакан с лекарством. Все это порождает у ребенка долго не проходящее чувство непонимания и отверженности. Иногда ребенку кажется, что родители предпочли бы, чтобы умер он, а не его брат или сестра.

   Если  родители способны разделить свои переживания  с детьми, то даже очень небольшие дети могут проводить время с умирающим ребенком: держать его за руку, читать ему книгу. Это становится частью обычной жизни здорового ребенка. Он переживает вместе с родителями, когда состояние больного ухудшается, и радуется вместе с ними, если ему лучше. Когда больной ребенок умирает, его брат или сестра горюют вместе с родителями. Всегда лучше, если дети знают о тяжелой болезни, участвуют в уходе за больным, могут попрощаться с ним в момент кончины, быть вместе с семьей на похоронах. Все это поможет им преодолеть страхи и различного рода фантазии. Это всегда менее травмирующая ситуация, чем полуправда.

   По  прошествии времени родители начинают связывать все свои надежды с  оставшимся ребенком. Как правило, их ожидания оказываются чрезмерными. Ребенок старается быть похожим на умершего сиблинга и теряет свою индивидуальность.

   Смерть  неполноценного ребенка зачастую оказывается  ожидаемой, особенно в случае врожденного  уродства больного ребенка. В течение  ряда лет жизнь семьи сосредоточивалась вокруг этого ребенка, ему доставалось больше родительской любви и заботы. Облегчение, испытываемое остальными детьми после смерти неполноценного брата или сестры, вызывает у них чувство вины. Они знают, что их жизнь изменится: им не придется больше катать кресло, они смогут без смущения пригласить к себе друзей, они рассчитывают на большее внимание со стороны родителей. В то же время они так же глубоко, как и их родители, страдают от того, что их брат мог бы жить, как они, но никогда не жил так. 

  1. Хоспис  как форма паллиативной и социальной помощи.
 

    Хоспис – это бесплатное государственное учреждение, которое обеспечивает уход за тяжело больным человеком, облегчение его физического и психического состояния, а также поддержание его социального и духовного потенциала.

    По  состоянию на 1 января 2008 г. в Белоруссии было зарегистрировано 12 учреждений паллиативной и хосписной помощи 7 из которых  являются специализированными детскими учреждениями, а 5 оказывают помощь взрослым. Из учреждений паллиативной помощи, оказывающих услуги взрослым, 4 отделения паллиативной помощи и один Хоспис (г. Минск). В Минске специализированную паллиативную помощь оказывают три учреждения: 

  - Белорусский детский Хоспис (помощь детям)
  - ГУ больница паллиативного ухода "Хоспис" (помощь взрослым онкологическим больным)
  - Отделение паллиативной помощи при 5-ой ГКБ (помощь кроме онкологических заболеваний)

Развитие паллиативной помощи идет и в регионах.

    Зачастую  слово «хоспис» ассоциируется у  людей с неким домом смерти, куда люди помещаются на длительный срок доживать свою жизнь в изоляции от мира. Но это заблуждение. Система хосписов развивается, становится более популярной, ориентированной на человека и его потребности. Главная идея хосписа – обеспечить достойную жизнь человеку в ситуации тяжелой болезни. Современные российские хосписы работают практически так же, как и обычные онкодиспансеры, но специализируются на помощи пациентам в особо сложных случаях. Эта идея находит свое выражение в понятии паллиативной помощи.

    Паллиативная  помощь – помощь, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентам (и членам семьи) на стадии заболевания, когда специальное, в частности противоопухолевое лечение, уже невозможно. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Формы и методы системы паллиативной помощи используются в хосписах.

    Основой успеха паллиативной помощи является длительное профессиональное постоянное наблюдение за больным. Возможности повышения качества жизни онкологическим больным на сегодняшний день достаточно велики. Эта проблема может решаться с использованием тех же лечебных методик, которые применяются при осуществлении радикального противоопухолевого лечения. Паллиативная помощь дает шанс вернуться к прерванному лечению, например, меняет показатели крови в лучшую сторону, обеспечивая возможность повторить курс терапии и т.п.

    То  есть, паллиативное лечение представляет собой раздел онкологии, когда проводимое противоопухолевое лечение не позволяет пациенту радикально избавиться от болезни, а приводит только к уменьшению опухолевого поражения или снижению степени злокачественности опухолевых клеток.

Паллиативное  лечение направлено на решение нескольких задач:

  • обеспечивает уменьшение боли и смягчение других беспокоящих больного симптомов;
  • включает психологическую и духовную поддержку больного;
  • предлагает систему, поддерживающую у больного способность как можно более длительно вести активную жизнь;
  • предлагает систему оказания помощи семье больного во время его болезни.

Именно идея паллиативной помощи лежит в основании  концепции хосписа.

    Хоспис  – это учреждение, причем государственное  и бесплатное для больных, которое обеспечивает достойную жизнь при тяжелой стадии заболевания. Он обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным, которая в зависимости от нужд пациента и его семьи, может оказываться в виде промежуточных форм – дневного стационара, выездной службы.

Обычно больные  попадают в хоспис по направлению  лечащего врача онкодиспансера или  районного онколога по месту жительства на основании:

  • наличия онкологического заболевания на тяжелой (преимущественно четвертой) стадии, подтвержденного медицинскими документами направившего учреждения;
  • наличия болевого синдрома, которого невозможно устранить в домашних условиях;
  • наличия социально-психологических показаний (депрессия, конфликтные ситуации дома, невозможность ухода за больным).

Информация о работе Социальная работа в системе здравоохранения