Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:15, реферат
Все расширяющиеся возможности повышение медицинской, социальной и экономической эффективности сохранения и укрепления здоровья населения поставили проблемы реабилитации на одно из ведущих мест в системе здравоохранения.
Задачи, которые ставит реабилитационное направление, значительно расширяют рамки традиционного лечебного подхода, объединяют усилия профилактической, лечебно-восстановительной медицины с деятельностью органов социального обеспечения.
Детей часто поощряют за то, что они тихо себя ведут, не жалуются и не показывают своих на стоящих "отрицательных" эмоций, Склонные к сотрудничеству, уступчивые дети часто страдают от стрессов. Для них намного полезнее выражать свои чувства, а не заталкивать их вовнутрь.
Помощь ребенку в преодолении горя.
Стоит
наблюдать за поведением ребенка, потерявшего
близкого. В первые недели может
проявляться тенденция к
Выслушивать
ребенка, не забывать про тактильный
контакт. Привлечь лучших друзей ребенка.
Быть готовым к любым вопросам ребенка,
и быть с ним честным. Доказать ребенку,
что плакать не стыдно.
Никогда не стоит говорить ребенку : «Ты
же так не думаешь, не правда ли?», особенно
относительно детских страхов или чувства
вины.
Быть в контакте с родителями. Быть особенно
внимательными в «трудные» дни (праздники,
например).
Средняя школа.
1. Рекомендуется
провести в классе дискуссию на тему
смерти.
2. Ребенок должен иметь возможность побыть
один.
3. Среди товарищей должен быть «помощник»,
который опекал бы его.
4. Проявить терпение к забывчивости такого
ребенка
5. Не забывать о родителях. Им тоже тяжело.
6. Умственно подросток дезорганизован.
Стоит предложить ему представить себе,
что он не на уроке, а занимается любимым
видом спорта. Это помогает ребенку работать
не отставая от класса.
Больной ребенок - всегда драма для всей семьи. Первые и последующие реакции на болезнь ребенка во многом зависят от личностных особенностей родителей, их эмоционального состояния, уровня интеллектуального развития, уровня культуры и образования, а также от ситуации, в которой родители узнают о диагнозе.
Родители как- бы делят свою жизнь на "здоровую" и "больную". Они перестраивают её так, чтобы как можно больше быть возле больного ребёнка, оставляя других детей, супруга(у) и активную профессиональную деятельность. Как правило, роли родителей чётко разделяются: матери больше общаются с ребёнком, а отцы вынуждены "всё время работать". Хотя почти все жёны хотят, чтобы мужья больше участвовали в эмоциональной поддержке ребёнка. В связи с тем, что мать держится ближе к ребёнку, поддерживая симбиотические отношения, отец первым может давать невротический срыв или депрессивное состояние, так как чувствует себя неспособным или не находящим времени, чтобы заняться больным ребёнком. В то же время в различные периоды болезни оба родителя вместе или попеременно впадают в ситуацию выраженного дисстресса, приводящего к невротическим реакциям в виде тревоги, страха, бессонницы, вегетативных расстройств, а также к различным видам депрессивных состояний. Как правило, в такой ситуации они не обращаются к врачу, пытаясь найти выход различными способами: такими, как алкоголизация, вплоть до формирования чёткой алкогольной зависимости, злоупотребление психотропными препаратами, "увлечениями на стороне", отказом от привычных социальных связей. Всё это в конечном итоге усугубляет семейную ситуацию и отрицательно влияет как на взаимоотношения родителей, так и на эмоциональное состояние больного ребёнка.
Дети, чьи семьи ведут обычную жизнь, поддерживают привычные социальные связи, чувствуют себя лучше, увереннее, сохраняют нормальные отношения со всеми членами семьи. Часто для многих друзей участие в трудностях семьи больного ребёнка становится непосильной задачей: они либо избегают встреч, либо мечутся между крайностями "утешающего" оптимизма или "сочувствующего" пессимизма, невольно травмируя этим семью. В семьях больных это вызывает раздражение и даже агрессию, и они порой рвут привычные связи с друзьями, родственниками, знакомыми, что в конечном итоге приводит семью к социальной изоляции. Данная ситуация ещё больше усугубляет психологическое и психическое состояние всех членов семьи.
Ситуация
усложняется если в семье, помимо
больного, есть ещё и здоровые дети.
В связи с этим рисунок поведения
родителей имеет несколько
1. Один из родителей (чаще мать) фиксирует
всё своё внимание на больном ребёнке,
а второй родитель (чаще отец или бабушка
с дедушкой) занимаются здоровым ребёнком.
2. Оба
родителя "ставят крест" на
больном ребёнке, формально
3. Оба родителя фиксируют внимание на
больном ребёнке, а здоровый сиблинг остаётся
без эмоционального тепла, поддержки и
контроля.
В такой ситуации здоровые дети меняют своё поведение, становятся агрессивными, раздражительными, выходят из-под контроля, вплоть до асоциального поведения (алкоголизация, наркотизация, уход из дома, ранние половые связи). У части детей, как правило более младшего возраста, возникают следующие симптомы: резкое снижение успеваемости в школе, страх школы, другие невротические страхи, энурез, депрессии, соматоформные расстройства (головные боли, боли в животе, нарушение пищевого поведения, рвота и т.д.). Суммируя вышесказанное, можно выделить три основные типичные семейные ситуации, возникающие в связи с заболеваниям у ребёнка.:
1). Реалистический подход. В сложившейся
ситуации актуальное, полное, ответственное
отношение к ребёнку вне
2). Пессимистический подход. Родные практически
отвергают больного ребенка. Оставляют
его надолго в клинике, редко навещают.
Утрата жизненных интересов родителей
или чрезмерная фиксация на здоровом ребёнке.
Все члены семьи находятся в состоянии
хронической эмоциональной усталости
и напряжения. Такое поведение может быть
выражением как маскированной депрессии,
так и стремлением избежать ответственности.
3). Оптимистический подход. Игнорирование
серьёзности заболевания. При последующем
ухудшении в состоянии ребёнка семья может
стремиться сменить лечащего врача или
клинику. Столкнувшись с тяжёлым состоянием
в терминальной стадии заболевания родители
впадают в тяжёлую психологическую декомпенсацию
(суицидные попытка, затяжные депрессии).
Их поведение не помогает, а усугубляет
состояние больного ребёнка и других членов
семьи.
Описанные
типы ситуаций не являются постоянными
и на разных этапах болезни могут
сменять друг друга или проявляться
в различных комбинациях. Таким образом,
не только больной ребёнок, но и все члены
его семьи требуют психологической поддержки
и психотерапевтической помощи на всём
протяжении его болезни.
Как
ребенок переживает
смерть сиблингов.
Если в семье умирает ребенок, все стараются облегчить горе матери. Взрослые говорят детям: «Вы должны помочь маме, у нее большое горе». А что переживают в это время братья и сестры умершего ребенка? Умер малыш, которого любила вся семья; умерла старшая сестра, с которой всегда можно было поговорить, брат, с которым ребенок ежедневно спорил и ссорился, но который все равно оставался лучшим другом и с которым ребенок жил в одной комнате. Мысль о том, что «я теперь один ребенок в семье», может оказаться очень тягостной.
Между тем родители часто бывают настолько поглощены своим горем, что как будто бы забывают о других своих детях. Смерть родителя ужасна для ребенка, однако смерть сиблинга наводит его на мысли о собственной смерти. Часто более младший ребенок, достигнув возраста, в котором умер его брат, становится очень беспокойным, и это надо иметь в виду.
В
течение месяцев или лет
Если родители способны разделить свои переживания с детьми, то даже очень небольшие дети могут проводить время с умирающим ребенком: держать его за руку, читать ему книгу. Это становится частью обычной жизни здорового ребенка. Он переживает вместе с родителями, когда состояние больного ухудшается, и радуется вместе с ними, если ему лучше. Когда больной ребенок умирает, его брат или сестра горюют вместе с родителями. Всегда лучше, если дети знают о тяжелой болезни, участвуют в уходе за больным, могут попрощаться с ним в момент кончины, быть вместе с семьей на похоронах. Все это поможет им преодолеть страхи и различного рода фантазии. Это всегда менее травмирующая ситуация, чем полуправда.
По прошествии времени родители начинают связывать все свои надежды с оставшимся ребенком. Как правило, их ожидания оказываются чрезмерными. Ребенок старается быть похожим на умершего сиблинга и теряет свою индивидуальность.
Смерть
неполноценного ребенка зачастую оказывается
ожидаемой, особенно в случае врожденного
уродства больного ребенка. В течение
ряда лет жизнь семьи
Хоспис – это бесплатное государственное учреждение, которое обеспечивает уход за тяжело больным человеком, облегчение его физического и психического состояния, а также поддержание его социального и духовного потенциала.
По
состоянию на 1 января 2008 г. в Белоруссии
было зарегистрировано 12 учреждений паллиативной
и хосписной помощи 7 из которых
являются специализированными детскими
учреждениями, а 5 оказывают помощь
взрослым. Из учреждений паллиативной
помощи, оказывающих услуги взрослым,
4 отделения паллиативной помощи и один
Хоспис (г. Минск). В Минске специализированную
паллиативную помощь оказывают три учреждения:
- Белорусский детский Хоспис (помощь детям) | ||
- ГУ больница паллиативного ухода "Хоспис" (помощь взрослым онкологическим больным) | ||
- Отделение паллиативной помощи при 5-ой ГКБ (помощь кроме онкологических заболеваний) |
Развитие паллиативной помощи идет и в регионах.
Зачастую слово «хоспис» ассоциируется у людей с неким домом смерти, куда люди помещаются на длительный срок доживать свою жизнь в изоляции от мира. Но это заблуждение. Система хосписов развивается, становится более популярной, ориентированной на человека и его потребности. Главная идея хосписа – обеспечить достойную жизнь человеку в ситуации тяжелой болезни. Современные российские хосписы работают практически так же, как и обычные онкодиспансеры, но специализируются на помощи пациентам в особо сложных случаях. Эта идея находит свое выражение в понятии паллиативной помощи.
Паллиативная помощь – помощь, обеспечивающая оптимальный комфорт, функциональность и социальную поддержку пациентам (и членам семьи) на стадии заболевания, когда специальное, в частности противоопухолевое лечение, уже невозможно. В этой ситуации борьба с болями и иными соматическими проявлениями, а также решение психологических, социальных или духовных проблем больного приобретает первостепенное значение. Формы и методы системы паллиативной помощи используются в хосписах.
Основой успеха паллиативной помощи является длительное профессиональное постоянное наблюдение за больным. Возможности повышения качества жизни онкологическим больным на сегодняшний день достаточно велики. Эта проблема может решаться с использованием тех же лечебных методик, которые применяются при осуществлении радикального противоопухолевого лечения. Паллиативная помощь дает шанс вернуться к прерванному лечению, например, меняет показатели крови в лучшую сторону, обеспечивая возможность повторить курс терапии и т.п.
То есть, паллиативное лечение представляет собой раздел онкологии, когда проводимое противоопухолевое лечение не позволяет пациенту радикально избавиться от болезни, а приводит только к уменьшению опухолевого поражения или снижению степени злокачественности опухолевых клеток.
Паллиативное лечение направлено на решение нескольких задач:
Именно идея паллиативной помощи лежит в основании концепции хосписа.
Хоспис – это учреждение, причем государственное и бесплатное для больных, которое обеспечивает достойную жизнь при тяжелой стадии заболевания. Он обеспечивает амбулаторную и стационарную помощь больным, которая в зависимости от нужд пациента и его семьи, может оказываться в виде промежуточных форм – дневного стационара, выездной службы.
Обычно больные попадают в хоспис по направлению лечащего врача онкодиспансера или районного онколога по месту жительства на основании:
Информация о работе Социальная работа в системе здравоохранения