Социальная работа в системе здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:15, реферат

Описание

Все расширяющиеся возможности повышение медицинской, социальной и экономической эффективности сохранения и укрепления здоровья населения поставили проблемы реабилитации на одно из ведущих мест в системе здравоохранения.
Задачи, которые ставит реабилитационное направление, значительно расширяют рамки традиционного лечебного подхода, объединяют усилия профилактической, лечебно-восстановительной медицины с деятельностью органов социального обеспечения.

Работа состоит из  1 файл

реферат Ерохо.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

    1.Гармоничный тип. Характеризуется трезвой оценкой своего состояния, активным содействием успеху лечения, нежеланием обременять других своей болезнью, переключением интересов на доступные для больного сферы жизни при неблагоприятном течении болезни.

    2.Эргопатический тип. Отличается выраженным стремлением продолжать работу, во что бы то ни стало, может быть описан, как «уход от болезни в работу».

    3.Анозогнозический тип. Основная особенность — активное отрицание мыслей о болезни и ее последствиях, пренебрежительное отношение к болезни, нежелание лечиться.

    4.Тревожный тип. Отличается беспокойством и мнительностью в отношении неблагоприятного развития заболевания, поиском информации о болезни и ее лечении, угнетенным настроением.

    5.Ипохондрический тип. Характеризуется сосредоточенностью на субъективных неприятных ощущениях и стремлением рассказывать об этом окружающим.

    6.Неврастенический тип. Выделяется раздражительностью, особенно при болезненных ситуациях, нетерпеливостью.

    7.Меланхолический тип. Отличается пессимистичным отношением к болезни, неверием в выздоровление.

    8.Апатический тип. Безразличие к себе и течению болезни, утратой интереса к жизни.

    9.Сенситивный тип. Характеризуется озабоченностью неблагоприятным отношением окружающих вследствие болезни, боязнью стать обузой.

    10юЭгоцентрический тип. Требование исключительной заботы, выставление напоказ страданий с целью безраздельного завладения вниманием окружающих.

    11.Паранойяльный тип. Характеризуется крайней подозрительностью к лекарствам и процедурам, обвинениям окружающих в возможных осложнениях или побочных действиях.

    12.Дисфорический тип. Отличается мрачно-озлобленным настроением, ненавистью к здоровым, обвинениями в своей болезни других, деспотическим отношением к близким.

    Формирование  отношения личности к болезни происходит в процессе его индивидуального развития и воспитания, так как человек уже с малых лет видит, как болеют окружающие его люди. Страдая сам, он сопоставляет проявления болезни у себя и свои переживания с тем, что он усвоил, наблюдая страдания других. В результате у человека вырабатывается свое понятие о болезни. Причем больной не только оценивает ее в целом, но и анализирует отдельные симптомы. Он имеет собственный «диагноз» болезни, свои суждения о причинах, прогнозе и лечении заболевания. Психологическая картина заболевания преломляется в каждом конкретном случае по-своему, приобретает соответствующую индивидуальную окраску. Изучение и своевременное определение типа реагирования личности на болезнь имеют большое значение для правильной оценки состояния больного, тактики врача и методов лечения с целью предупреждения отрицательного влияния личности на течение заболевания и мобилизации защитных реакций организма. 

  1. Посттравматические стрессовые нарушения.
 

    Посттравматическое  стрессовое расстройство является тяжёлой  реакцией на травматическое событие, выходящее  за рамки обычного человеческого  опыта, которое оказалось бы потрясением  почти для любого человека - такое, как серьёзный несчастный случай, природная катастрофа, нападение, изнасилование, участие в военных действиях и т.д.

    Эти события выходят за рамки обычного человеческого опыта. Иногда, стандартного резерва психики недостаточно для  того, чтобы справиться с пережитым стрессом. Через одну или несколько недель после экстремальной ситуации может развиться ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство) или, как его иначе называют, посттравматический стрессовый синдром.

    ПТСР  выявляется в случае присутствия  у человека следующих признаков:

    1) беспокоят пугающие воспоминания о ситуации нападения, катастрофы. Воспоминания возникают внезапно и сопровождаются оцепенением, потливостью, сильным сердцебиением;

    2) человек избегает всего того, что так или иначе может напомнить ситуацию травмы (определенной улицы, подъезда, машин определенной марки, телевизионных передач), т.к. не может справиться с появляющимися тягостными ощущениями;

    3). если человек пробуждается несколько раз за ночь оттого, что ему снятся кошмары, связанные с пережитой экстремальной ситуацией.

    Несмотря  на тяжелые страдания, люди с ПТСР очень редко обращаются за профессиональной помощью к психотерапевту, замыкаются в себе, а порой самостоятельно "лечатся" алкоголем. Если человек  пережил экстремальную ситуацию, ему важно понять, что практически у любого человека могут появиться такие же симптомы после переживания реальной угрозы своему существованию.

    Иногда  люди, с симптомами ПТСР, избегают обращения  к психотерапевту, т.к. боятся непонимания. Важно убедить в таких случаях, что врач-психотерапевт сможет понять страдающего и оказать ему помощь. Это расстройство можно эффективно лечить, применяя некоторые методы поведенческой психотерапии, арттерапии, а также различные лекарственные средства, позволяющие облегчить тягостную симптоматику. Психотерапия может помочь людям с посттравматическим стрессовым расстройством "отделаться" от пережитой травмы и более эффективно справляться с нынешними обстоятельствами. Полезной может оказаться также поддерживающая или групповая психотерапия для лиц, страдающих от сходных переживаний (например, участие в военных действиях, изнасилование). Поскольку симптоматика этого расстройства приводит к потере трудоспособности, врач может назначить некоторые препараты по поводу нарушений сна, тревоги или депрессии. Справившись с этой тягостной симптоматикой,  человек будет чувствовать себя лучше и сильнее, легче переживёт травму и быстрее преодолеет её последствия. Необходимость приёма лекарств может сохраняться на протяжении от нескольких недель до нескольких месяцев. Семейная психотерапия, методы релаксации и биологической обратной связи могут, наряду с другими видами лечения, принести существенную пользу.  

  1. Социально-психологическая  помощь детям, пережившим психологическую  травму.
 

    Наибольшее  влияние на всю дальнейшую жизнь человека имеют психологические травмы, перенесенные в раннем детстве, в возрасте до трех-четырех лет. Поэтому родителям необходимо особенно заботиться о психологическом благополучии ребенка именно в первые годы его жизни. Большинство  нынешних механизмов поведения и проблем в отношениях с другими имеют свои корни в раннем детстве. Огромной проблемой является отсутствие в семье одного или обоих родителей в первые годы жизни ребенка, когда он наиболее зависим от них, нуждаясь в любви, опеке, защите, поддержке. Именно в этот период у ребенка формируется базисное чувство доверия и безопасности в отношениях с другими людьми. Поэтому, например, столь негативно сказывается на психологическом благополучии детей выезд на заработки или эмиграцию одного или обоих родителей. Специалисты утверждают,что практически все психологические проблемы взрослых людей были заложены в их детстве.

    Пережившие  травматический стресс дети страдают от одиночества, от трудности и даже невозможности установления близких отношений с другими людьми. Возникает так называемая «психическая изоляция». Ребенка тянет к людям, перенесшим подобные переживания. Ребенок невольно, а порой и вполне осознанно, отталкивает сверстников, считая, что они не могут понять его. Другие дети, в свою очередь могут сторониться пострадавшего, обвиняя его самого в случившемся, и как бы боясь заразиться несчастьем. На эти мысли их могут неаккуратно натолкнуть их родители. Часто одинокими оказываются переселенцы (например, под такую категорию попадали дети Чернобыля, которых в школах называли «светлячками, родители запрещали своим детям играть с ними). Такие дети оказываются не только в психической, но и в физической изоляции.

    Ребенок вновь и вновь возвращается к  пережитому. То, что с ним произошло – слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Для него совершенно невозможно понять, почему он страдал и страдает. Почему именно он. И если взрослый хотя бы может сформулировать эти вопросы, то ребенок их только чувствует и не способен их ни с кем обсудить.

    Ребенок, перенесший психотравму, не разделяет  себя и ситуацию, которая к ней  привела. Думая о ситуации он думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до ...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно.

    Пережитые в детстве травматические события  притягивают к себе человека всю  жизнь. Он психологически остается в  том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии. Психотравма также отражается и на будущем. Люди перенесшие травму нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

    Для того, чтобы ребенок продолжать жить, свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Часто люди, особенно дети, стараются избавиться от травмирующего воспоминания – вытеснить его из сознания, вроде как забыть. Но этот способ столь же привлекателен, сколь и коварен. Загнанная на уровень подсознания травма как заноза будет давать о себе знать в виде неврозов, навязчивых мыслей, иррациональных страхов, кошмарных сновидений. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.

    Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если ребенок переживает травматический стресс. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.

    Прежде  всего, чтобы помочь ребенку, необходимо установить с ним контакт. Дети, пережившие психологическую травму, как правило, нелегко идут на общение, даже с близкими людьми. Здесь важнейшую роль играют невербальные средства общения, к которым  должны прибегать взрослые, такие как невербальное отражение (отзеркаливание, синхронизация), которое заключается в отражении позы, темпа речи, громкости, тональности, дыхания ребенка, его собственного поведения, и т.д.

    Помочь  ребенку отреагировать переживания, которые копятся внутри можно опираясь на фантазию ребенка, так как фантазия - это хранилище его переживаний, чувств. Ребенок вряд ли сообщит вам, что он чувствует, чего боится, но в свободное фантазирование он вложит все, что его беспокоит, откроит самые потайные уголки своей души. Поэтому, огромное количество методов направленно именно на детское фантазирование. Это и рисунок, и лепка, и игра, и сочинение рассказов. Можно использовать элементы медитации, чтобы расслабить ребенка, снять его мышечные блоки. Можно использовать специальную релаксационную музыку, природный видеоряд. Существует множество упражнений - источников фантастических идей. Здесь многое зависит от изобретательности и воображения взрослого.  
        Поскольку детям трудно говорить о том, что с ними произошло, а также по многим другим причинам, возможно психологическую травму в игре. Это могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Во многих сказках, так или иначе отражаются основные моменты психологической травмы. Например, сказка "Три поросенка" прекрасно применялась при работе с детьми, пострадавшими от землетрясения в Армении. Там есть момент, когда разрушаются домики поросят и они вынуждены спасаться. Сказка для детей из семей алкоголиков - "Аленький цветочек", так как там" своей любовью надо расколдовать чудовище.  Используется также драматизация Библии. Считается, что ребенок, проигрывая разнообразные роли из библейских сюжетов, приобретает богатый жизненный опыт пребывания в различных состояниях.             

    Необходимо  учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. Не стоит давать ребенку заигрываться в роли агрессора. И наконец, после проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в роли.                                                

 К  другому направлению оказания  психологической помощи относится  использование специальных средств  реабилитации. К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли играть с водой и песком. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом.      Это пластилин, работа с которым позволяет ребенку осуществлять тактильное познание и взаимодействие с миром,  нарушенные особенно в случаях насилия. Краски, которые можно брать в рот и которые легко отстирываются от детской одежды. Очень хорошо, если ребенок лепит или рисует себя, обозначает свою схему тела и даже разрисовывает его. Это способствует психологической разрядке, а также гармонизирует схему ела.       

 Для  эмоциональной саморегуляции может  быть применен приборчик, сконструированный  на основе гальванической реакции  кожи. Дело в том, что кожно-гальваническая  реакция является показателем  нашего эмоционального состояния. Поэтому достаточно ребенку взять в руки этот приборчик, как тот начинает проигрывать ту или иную мелодию, в зависимости от психологического состояния ребенка. Зная, какая мелодия соответствует его оптимуму, ребенок может учиться саморегуляции.        

 Для  работы с последствиями различных  психологических травм в английском  каталоге предлагаются всевозможные  кукольные наборы для игры. Это  кукольная операционная с операционным  столом, хирургом и т.д. Это  - кабинет зубного врача, больничная  палата, где на кровати лежит кукла с загипсованной ногой и рукой. Это набор кукол для проигрывания ситуации с дорожно-транспортным происшествием: машина полиции, скорая помощь, полицейские, ограждения, другая машина, которая, по-видимому, и попала в аварию, и т.п.       

 Для  работы с семейными травмами  предлагаются наборы "семейных" кукол: куклы - мама, папа, подростки,  младенцы, бабушка, дедушка и т.д. 

Информация о работе Социальная работа в системе здравоохранения