Социальная работа в системе здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 20:15, реферат

Описание

Все расширяющиеся возможности повышение медицинской, социальной и экономической эффективности сохранения и укрепления здоровья населения поставили проблемы реабилитации на одно из ведущих мест в системе здравоохранения.
Задачи, которые ставит реабилитационное направление, значительно расширяют рамки традиционного лечебного подхода, объединяют усилия профилактической, лечебно-восстановительной медицины с деятельностью органов социального обеспечения.

Работа состоит из  1 файл

реферат Ерохо.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

Основные положения концепции хосписов

  1. Хоспис оказывает помощь преимущественно онкологическим больным с выраженным болевым синдромом на тяжелой стадии заболевания, подтвержденного медицинскими документами.
  2. Первичным объектом медико-социальной и психологической помощи в хосписе являются больной и его семья. Уход за больными осуществляет специально подготовленный медицинский и обслуживающий персонал, а также родственники больных и добровольные помощники, прошедшие предварительное обучение в хосписе.
  3. Вся совокупность медико-социальной и психологической помощи больному должна быть направлена на ликвидацию или уменьшение болевого синдрома и страха смерти при максимально возможном сохранении его сознания и интеллектуальных способностей.
  4. Каждому больному в хосписе должен быть обеспечен физический и психологический комфорт. Физический комфорт достигается созданием в стационаре условий, максимально приближенных к домашним. Обеспечение психологического комфорта осуществляется на основе принципа индивидуального подхода к каждому больному с учетом его состояния, духовных, религиозных и социальных нужд.
  5. Источниками финансирования хосписов являются бюджетные средства, средства благотворительных обществ и добровольные пожертвования граждан и организаций». Поэтому услуги хосписа бесплатны для жителей закрепленной за ним территории. Но большинство российских хосписов имеет платные отделения и платные услуги, которые могут быть оказаны по выбору пациента.

   Система хосписов в Беларуси все еще имеет  довольно много проблемных сфер. Но она представляет собой реальную возможность получения помощи для тяжело больного человека, облегчения его состояния и поддержки. 

  1. Психология  горя
 

Понятие «нормального горя».

Этапы естественного течения горя («работа  горя») характерны для любой фазы психологического стресса, хотя разумеется, их продолжительность сильно варьируется в зависимости от тяжести травмы, а также в зависимости от других факторов.

Общие симптомы горя, соматические нарушения, психологическая сфера.

Специфические нарушения дыхания (прерывистое, особенно при вдохе), физическое переутомление, утрата аппетита, нарушения сна (кошмары, бессонница), возможна симптоматика болезни, от которой умер близкий.  
Чувство вины, погруженность в образ умершего. Ощущение опустошенности, блеклости, серости мира,  
раздражительность. Идеализация умершего. Чувство брошенности, вызывающее злость. Конфликт этой злости с идеализацией.  
К другим общим симптомам горя относят специфические нарушения смысловой сферы. Обнаруживается - на что не посмотри, все было связано с умершим. Нарушаются работоспособность, внимание, память, что усиливает и подчеркивает ощущение собственность малоценности.

Фазы  горя

1. Шок  и оцепенение 

Длится  от нескольких секунд, до нескольких недель. В среднем — девять дней. Человек не страдает, у него снижается чувствительность к боли, даже «проходят» беспокоившие заболевания.  
Утрата аппетита, мышечная слабость, малоподвижность (иногда сменяющаяся суетливостью) В сознании - ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность Нередко после наблюдаются пробелы в воспоминаниях об этом периоде. Шок оставляет человека в том времени, где был еще жив. Настоящее сопровождается дереализационными и деперсонализацион-ными ощущениями. Несмотря на внешнее благополучие, человек находится в крайне тяжелым состоянии. И его спокойствие может в любой момент сменится острым реактивным состоянием.  
Помощь близких: бесполезно разговаривать и утешать. Надо просто ходить «хвостиком». Если это ребенок, то лучше не пускать его в школу. Частый тактильный контакт. Надо вызвать сильные чувства, чтобы вывести человека из шока. Стоит даже его разозлить.

2. Фаза. Страдания — дезорганизации.

    Длится  в среднем 40 дней. Это самый тяжелый период  
Фаза эта - критическая относительно дальнейшего переживания человека, а порой она приобретает значение для всего жизненного пути.  
Реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, сквозь которую  
пробиваются ощущения присутствия умершего.  
Сохраняются и первое время усиливаются телесные реакции -  
затрудненное укороченное дыхание, мышечная слабость, астения, утрата энергии, ком в горле, чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, повышенная чувствительность к запахам, снижение или чрезвычайное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна .  
Период наибольших страданий, острой душевной боли. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, страх, вина, тревога, беспомощность. Поглощенность образом умершего. Меняются отношения с окружающими - утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность.  
Порой возникает бессознательное отождествление с умершим,  
проявляющееся в невольной подражании мимике, жестам,  
походке.  
Работа по переживанию горя становится ведущей деятельностью. Основным переживанием является чувство вины.  
Ребенок в такой ситуации ощущает подавленность, страх. Характерны нарушения памяти на текущие события. Если человек не справится с горем, то навсегда останется в этой фазе горя (патологическое горе), либо из него сформируется Жертва. Внешне в этой фазе человек меняется - исчезает амимичность, лицо принимает выражение страдания. Человек горбится, волосы тускнеют. Возникают проблемы со здоровьем. В любой момент человек может заплакать.

Помощь  близких:

1. Дать человеку  побыть одному, если он этого  хочет.  
2. Всегда быть в его распоряжении, выслушать и поддержать.  
3. Относиться к нему мягко, все прощая.  
4. Дать возможность выплакаться, не мешая «утешением».  
5. В конце фазы потихоньку приобщать человека к общественно-полезной деятельности.  
6. Формирование чувства реальной вины. Демонстрировать. Что относятся к нему, как к обыкновенному человеку

3. Фаза  остаточных толчков и реорганизация. 

Наступает дней через сорок и продолжается около года.  
Жизнь входит в свою колею, восстанавливается сон, аппетит, повседневная деятельность. Переживание горя выступает в виде отдельных приступов, которые на фоне нормального существования воспринимаются острее, чем раньше. Утрата постепенно входит в жизнь. Появляются воспоминания, свободные от боли, чувства вины, обиды. Человек получает возможность отвлечься от прошлого, обращается к будущему - начинает планировать свою жизнь без умершего.

Помощь  близких:

Помочь  обращению к будущему, построению новых жизненных планов.

4.Фаза  завершения 

Человеку  приходится преодолевать некоторые  культурные барьеры, затрудняющие завершение «работы горя». Например, представление  о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему.  
Образ умершего занимает постоянное место в нашей жизни. Человек, вспоминая умершего, переживает не горе, а печаль, которая останется навсегда.

Патологическое  горе.

Нормальная  «работа горя» может стать  патологическим процессом, если человек  «застревает» на одной фазе (как  правило, на второй) . Все симптомы второй фазы усиливаются и подчеркиваются. И у человека развивается тяжелейший синдром посттравматических стрессовых нарушений в полном объеме.

Причины возникновения патологического  горя:

1 . Конфликты  или ссоры с близким человеком  перед его смертью  
2. Невыполненные обещания  
3. Определенные обстоятельства смерти близкого.  
4. «Непохорненные мертвецы» (не присутствовал на похоронах, не может поверить в смерть)
 

  1. Задачи  социального работника  в медицинских  учреждениях.
 

   Социальная  работа в здравоохранении имеет много общего по своей сути с медико-социальной помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение функций между медицинскими и социальными работниками.

   Объектом  социальной работы в здравоохранении  являются различные контингенты  лиц, имеющие выраженные медицинские  и социальные проблемы, которые взаимно  обуславливают друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку неизбежно они оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

   К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально  дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет.

    К функциям специалистов системы медико-социальной работы в медицинских учреждениях относится постановка, выделение, изучение проблем больных.

    В контексте медико-социальной помощи специалист социальной работы помогает человеку с ограниченными возможностями восстановить свою деятельность или заменить ее некоторые виды для продолжения нормальной жизни, восстановления физического, психического и социального функционирования. Нарушение жизнедеятельности влияет на способность индивида выполнять свои обязанности, поэтому ее восстановление является важнейшим компонентом медико-социальной помощи. 

Основная задача профессиональных работников здравоохранения  — это забота о физическом и психическом здоровье пациента. Что касается социальных работников, занятых в этой сфере, то их задачи могли бы быть сформулированы следующим образом:

      1. Оценить психосоциальные стрессы  и стрессы, вызываемые воздействием  факторов внешней среды, с которыми  сталкиваются физически больные  пациенты и их семьи, и оказать непосредственную социально-терапевтическую поддержку.

      2. Помочь пациентам и их семьям  получить максимальную пользу от социальных программ здравоохранения.

      3. Создать социальные программы  по охране здоровья, включая действенные  и приемлемые профилактические  программы для населения.

      4. Гуманизировать программы лечебных учреждений в интересах пациентов и поставить их на службу обществу.

     5. Способствовать всестороннему лечению  пациентов в тесном сотрудничестве  с врачами и другими медицинскими  работниками.

     6. Участвовать в анализе сложившегося положения и в разработке мер по улучшению социальной политики в области здравоохранения и планировать ее развитие.

     7. Привлекать население к участию  в социальной помощи и способствовать повышению уровня его информированности.

     8. Оценивать и улучшать социальную медицинскую поддержку, беря на себя инициативу и ответственность.

     Чтобы  поддерживать социальное функционирование  индивидов, семей, общин и социума  в целом, система социальной помощи руководствуется в своей деятельности всесторонним целостным подходом к человеку и обществу.

     Если  прежде в образовании социальных  работников основным считались  психологические и межличностные  элементы этого подхода, то теперь учебный план подчеркивает социальные, культурные, общественные и физические аспекты социальной работы.

     Социальный  работник привносит свои профессиональные знания и навыки в деятельность медицинских учреждений. Однако, работая в медицинских учреждениях, социальный работник приспосабливается к специфике их целей и задач. Для понимания нужд больного, находящегося в больнице, социальный работник должен знать природу болезни и учитывать множество психологических, социальных и физиологических факторов, относящихся к болезни и уходу за пациентом. Этиологические факторы не всегда просты или очевидны, и социальный работник должен учитывать, что адаптация к болезни — дело не только самого пациента. Исследуя связь между физическим и психическим состоянием, профессиональный социальный работник, занятый в здравоохранении, должен принимать во внимание семейные, этнические и культурные предпосылки, а также социально-экономическое положение пациента.

      Социальный работник здравоохранения  всегда взаимодействует с врачами  различных специальностей, сестрами  и другим медицинским персоналом больницы, приобретая соответствующие знания и опыт. Находясь в медицинском учреждении, он должен овладеть терминологией современного здравоохранения.

      Сложная система организации,  которую предлагают службы охраны  здоровья, подвержена влиянию многих взаимодействующих факторов. Чтобы понять работу этих систем, социальному работнику необходим концептуальный подход к организации и набор методик вмешательства в целях защиты и поддержки пациента. Студентам, собирающимся стать социальными работниками здравоохранения, необходимы глубокие знания относительно направлений развития здравоохранения, программ и служб, а также специальные навыки для взаимодействия с системой службы здоровья. Кроме того, они обязаны вникать в суть происходящих в социальной политике изменений, которые влияют на обеспечение служб медицинской помощи.

Информация о работе Социальная работа в системе здравоохранения