Современные маркетинговые технологии в аптечных организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 23:35, курсовая работа

Описание

Целью работы является оценка эффективности применения основ практического маркетинга аптеки и умения выстраивать технологию оказания услуг потребителям.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение теоретических основ фармацевтического маркетинга;
- проведение опроса руководителей аптек с помощью анкеты и оформление результатов анкетирования в виде научно-статистического отчета;
- оценка эффективности использования маркетинговых технологий, применяемых в аптеках г. Пскова.

Содержание

Введение.
І. Обзор литературы
Глава 1. Маркетинговая деятельность аптечной организации.
1.1 Особенности фармацевтического маркетинга.
1.2 Важнейшие маркетинговые параметры розничных аптечных организаций.
ІІ. Экспериментальная часть
2.3 Применение принципов маркетинга в современных условиях работы аптек.
Глава 2. Использование маркетинговых технологий в аптечных организациях города Пскова.
ІІІ. Выводы.
ІV. Список использованной литературы.
Приложения

Работа состоит из  1 файл

выпускная готовая.doc

— 149.50 Кб (Скачать документ)

 Основное  направление конкурентной борьбы в отношении ассортимента - это обеспечение его широты с учетом специфики клиентуры. В основе управления ассортиментом и ценами лежит анализ клиентуры аптеки. В этом случае одним из важнейших факторов является расположение аптеки, т.к. в зависимости от дислокации среди ее клиентов доминируют либо постоянные посетители, проживающие в данном районе, либо оказавшиеся там случайно. 

Возможности специализации  в аптечном бизнесе очень ограничены, поэтому ограничены и возможности  ассортиментной конкуренции. 

 Современные  маркетинговые приемы позволяют  построить прочное звено аптека-покупатель, но все они основаны на выгоде  для покупателя. Выгода для покупателя - это не просто скидка на  товар. Нужно чтобы человек  хорошо запомнил и получил  положительные эмоции от полученной выгоды. Рассмотрим методы формирования лояльности у покупателей в аптеке. 

  Дисконтные карты - самый распространенный способ удержать покупателя. Дисконтные карты предлагает большинство аптек, условия их распространения разные - где-то дисконтную карту дадут за большую покупку, где-то продадут. Разумеется, внедрение дисконтных карт играет огромную роль в развитии программы лояльности : ведь само наличие дисконтной карты определенной аптеки уже предполагает желание совершить покупку именно в этой аптеке. 

 Бонусная программа - очень эффективный прием удержания покупателя. Проводятся такие программы следующим образом - человеку, совершившему покупку, вручают бонусную карту, с которой он в следующий раз получит скидку, или бонус. Данный прием имеет элемент неожиданности - человек покупает лекарство, а ему вместе со сдачей вручают приятный сюрприз. Это может быть не только бонусная карта, а, например, пробник косметики, или дисконтная карта. Таким образом, у покупателя на подсознательном уровне формируется позитивное отношение к аптеке. Программа бонусов может также выражаться в материальном вознаграждении покупателей, которые приводят в аптеку своих знакомых. То есть покупателю предлагается привести в аптеку несколько человек, а за это он получит значительную скидку при покупке товаров, или же ценный подарок. Бонусом также может служить скидка при заказе через интернет-сайт (при покупке в следующий раз покупатель, пройдя авторизацию, получает сообщение о скидке, как правило, постоянной).  

  Рекламные акции используются практически во всех предприятиях торговли. Как правило, это информация о значительном снижении цены на тот или иной товар. Основными приемами для привлечения покупателей является предупреждение об ограниченном сроке акции и ограниченном количестве товара.

 Используя  эти приемы, можно добиться притока  посетителей, так как ограничения  стимулируют покупателя побыстрее  принять участие в рекламной  акции. Также возможно организовать  вручение бесплатных подарков, или  беспроигрышных лотерейных билетов. Можно сделать хитрый ход - объявить в конце срока акции о ее продлении по просьбе покупателей. Рекламные акции не должны быть единоразовыми - у покупателя должно сложиться стойкое позитивное мнение об аптеке, в которой регулярно проводятся различные бонусные, рекламные и дисконтные программы. 

 Информацию  о программах лояльности покупатели  могут получить следующим путем:  

По телефону или электронную почту (по базе данных клиентов)  

Через местную  газету, местный телеканал (как правило, цены на рекламу в местных телеканалах дают такую возможность)  

В самой аптеке (информацию об акциях размещают в  витрине, торговом зале)  

Через рекламные  листовки, распространяемые по почтовым ящикам.  

 Общение с  покупателями должно быть доверительным, совершенно недопустимо пренебрежительное, высокомерное обращение. Особенно нужно обращать внимание на покупателей, которые заявляют, что они в вашей аптеке в первый раз. Если фармацевт внимательно выслушает покупателя, посоветует лекарство исходя из особенностей и потребностей клиента, велик шанс того, что он вернется. Нельзя отпускать покупателя без покупки, если нет этого препарата, необходимо посоветовать аналог, если слишком дорого - найти препарат с такими же качествами по более низкой цене. Главное - чтобы покупатель совершил покупку. Если покупатель уйдет с пустыми руками, он пойдет в другую аптеку, где купит то что ему нужно, и скорее всего, будет ходить именно туда. 

 Важно понимать, что программы лояльности не  только привлекают покупателя  в круг постоянных покупателей, но и создают у покупателя чувство "особенности, принадлежности к какому-то обществу". Такие чувства необходимо поддерживать путем выражения заботы о постоянном клиенте. Неплохо вести базу данных клиентов с подробными сведениями, чтобы иметь возможность поздравлять их с днем рождения, в который они могут получить дополнительную скидку или маленький подарок. Такое отношение сделает аптеку для покупателя не просто местом, где можно купить лекарство, но и местом, где его любят, ценят и заботятся. 

1.3 Применение принципов  маркетинга в современных  условиях работы  аптек. 

 В любой  экономической ситуации основной  источник доходов аптечных учреждений - продажа лекарственных препаратов. Поэтому, важным стратегическим  элементом в работе руководителя аптеки был и остается маркетинг и его основные составляющие - ценообразование, товарная политика, анализ преимуществ и недостатков территориального размещения аптеки, доступная реклама услуг аптечного учреждения.

 Антикризисный  маркетинг, точнее, комплекс мероприятий в его рамках направлен главным образом на решение кратко- и среднесрочных задач для наиболее эффективного противостояния неблагоприятным внешним и внутренним факторам. 

 Конкретные  меры, принимаемые в рамках программ  антикризисного маркетинга, зависят от конкретной ситуации. Сформулировано 10 принципов, наиболее актуальных для среднестатистической аптеки, расположенной в крупном или среднем населенном пункте России. Следуя им можно существенно облегчить задачу выживания и даже развития в сегодняшних неблагоприятных экономических условиях. 

  ПРИНЦИП N 1. ИЗУЧИТЬ  СВОЕГО ПОТРЕБИТЕЛЯ 

 Секреты увеличения  объемов спроса заключаются в  привлечении покупателей, посещающих  конкурирующие аптеки. Однако прежде  чем пытаться "отвоевать" потребителя, следует его внимательно изучить и составить о нем четкое представление: 

- Кто является  типичным потребителем аптеки (возраст,  пол, имущественное положение,  профессиональная принадлежность  и т.д.); 

- Что именно  привлекает посетителей в аптеку (низкие цены, сравнительно широкий ассортимент, удобное месторасположение, приемлемый график работы и т.д.); 

- Как часто  они посещают аптечное учреждение, приобретают ли лекарства только  у вас или в других аптеках; 

- Удовлетворены  ли клиенты уровнем обслуживания в аптеке и т.д. 

 Для того  чтобы получить эту информацию, совсем не обязательно пользоваться  услугами специальных агентств  и проводить полномасштабные маркетинговые исследования. Полезно воспользоваться наблюдениями персонала торгового зала, данными о продажах по часам и дням недели, прямо задать посетителям эти вопросы при совершении покупки. Проведя такой маркетинговый анализ, можно решить сразу две очень важные задачи. Во-первых, осуществляя мониторинг текущей деятельности, выяснить сильные и слабые стороны деятельность аптеки. Во-вторых, идентифицируете собственные конкурентные возможности. 

ПРИНЦИП N 2. ОПРЕДЕЛИТЬ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА 

 При схожем ассортименте многих аптек, наличии на полках торговых залов препаратов одних и тех же производителей решающими в борьбе за потребителя становятся иные факторы. К ним относятся: постоянство ассортимента и низкие цены (или, наоборот, более высокие цены при эксклюзивном обслуживании, богато оформленном интерьере и т.д.), удобные месторасположение и график работы, специализация аптеки (например, аптека гормональных препаратов, матери и ребенка и т.д.). Определить сильные стороны бизнеса и помогут результаты исследования. 

ПРИНЦИП N 3. ОБЕСПЕЧИТЬ ВСЕ ВИДЫ ПОЛЕЗНОСТИ 

Для чего потребитель  приходит в аптеку? Ответ "приобрести медикаменты", безусловно, верный, но далеко не полный. Наряду с полезностью самого товара, в данном случае лекарственного препарата, для клиента в той или иной степени важны также полезность времени (удобный график работы аптеки), сервиса (внимательное отношение провизоров к посетителям, быстрота обслуживания), информации (возможность получить квалифицированную консультацию непосредственно у провизора), полезность местонахождения (удобное расположение аптеки, наличие указателей, вывески) и др. Полезность лекарственного препарата стимулирует покупателя к покупке. Поэтому одной из первоочередных задач заведующего аптекой, который хотел бы опередить конкурентов в борьбе за потребителя, является обеспечение своим клиентам всех видов полезности. С помощью маркетингового анализа можно определить оптимальный график работы, при необходимости расширить его или изменить время перерыва на обед, установить стандарты обслуживания, а при необходимости провести дополнительные собеседования с сотрудниками с целью обеспечить надлежащий уровень сервиса и т.д. 

 ПРИНЦИП N 4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДОСТУПНУЮ РЕКЛАМУ 

"Реклама  - двигатель торговли". Принято  считать, что активные рекламные  кампании могут себе позволить  крупные и средние фирмы. Это отнюдь не так: каждая аптека может без больших затрат провести рекламную кампанию в своем районе, городе, расположенных неподалеку местах сосредоточения людей (автобусные остановки, станции метро и др.). Первым шагом может стать изготовление доступной наружной рекламы: вывесок, лайтбоксов, выносных щитов, указателей и т.д. В изготовлении всевозможных вывесок и указателей могут помочь медицинские и торговые представители крупных отечественных и зарубежных фармацевтических компаний, с которыми работает аптека. Далее следует прямая реклама. Можно изготовить рекламные листовки с информацией об аптеке на ксероксе, ризографе или типографским способом и распространить их "из рук в руки" людям, проходящим мимо вашей аптеки, или же в любом находящемся поблизости оживленном месте. Есть смысл распространять листовки в непосредственной близости от аптеки, и делать это не возле входа, а чуть поодаль (10-15 метров). Если же рекламные листовки распространяются на достаточно удаленном расстоянии от аптеки (например, возле близлежащей станции метро), надо включить в листовку маленькую схему, иллюстрирующую, как найти аптечное учреждение.  

ПРИНЦИП N 5. ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ  ПОМОЩЬЮ ДЕЛОВЫХ  ПАРТНЕРОВ 

 Не секрет, что аптеки не одиноки в  своем стремлении продать как  можно больше лекарственных препаратов. Такую же цель ставят перед собой дистрибьюторские компании и производители медикаментов. Аптечное учреждение является конечным звеном в цепочке продвижения лекарственных препаратов от производителя к потребителю, и все участники этого процесса заинтересованы в наиболее быстром и эффективном прохождении товара. 

 На практике  наибольшую помощь аптечному  учреждению могут оказать компании-производители,  точнее, их представители на данной  территории. Такое сотрудничество  может выражаться в обеспечении рекламными материалами, сувенирной продукцией, проведении непосредственно в аптеке презентаций новых препаратов, распространении пробных образцов и т.д. Как правило, подобные акции, если их правильно организовать, способствуют увеличению объемов сбыта в краткосрочной, а порой и долгосрочной перспективе. Аналогичную роль могут сыграть дистрибьюторские компании, если производители не проявляют активности в вашем регионе, а дистрибьюторы действуют в их интересах. Некоторые оптовые фирмы самостоятельно проводят различные рекламные акции в розничной сети. 

ПРИНЦИП N 6. МАКСИМАЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ ТОРГОВОГО  ЗАЛА 

 С удорожанием  недвижимости, увеличением арендной  платы и коммунальных платежей  умение эффективно использовать  площадь учреждения розничной торговли, в том числе аптеки, приобретает все большее значение. В то же время сотни аптечных учреждений по-прежнему уделяют этому мало внимания. И напрасно, поскольку оформление торгового зала, витрины, освещение, внешний вид персонала, расположение кассовых аппаратов и т.п. как с эстетической, так и с коммерческой точки зрения являются чрезвычайно важным фактором, под влиянием которого посетитель принимает окончательное решение о покупке. При этом совсем не обязательно делать евроремонт для того, чтобы интерьер начал работать "на продажу". Важно, чтобы торговый зал соответствовал статусу аптеки. Например, если аптека специализируется на реализации медикаментов и изделий медицинского назначения для матери и ребенка, торговый зал может быть выдержан в пастельных тонах, хорошо освещен, а лучшие места в витринах отведены наиболее "ходовым" товарам специализированного ассортимента. Желательно также предусмотреть место для детских колясок в зоне прямой видимости из торгового зала. Еще одним важным фактором является аптечный мерчандайзинг. 

Информация о работе Современные маркетинговые технологии в аптечных организациях