- психическое перенапряжение
снижается при мускульном расслаблении,
вызываемом ощущениями тяжести и теплоты;
- продолжительность тренировки
сокращается, что, очевидно, имеет большое
значение для спортивной работы. Кроме
того, опыты “тяжести” и “теплоты” по
своему безобидному характеру могут быть
применены в спортивной среде и людьми,
не имеющими специальной медицинской
подготовки, но которые получают соответствующие
методические указания от медика или психолога.
Усвоение принципов
аутогенной тренировки зависит от определенных
факторов: согласия и восприимчивости
по отношению к методу и мотивации
его применения. По нашему мнению, проблема,
которая стоит в большом спорте,
не связана с применением аутогенной
тренировки. Она усваивается нормально,
без трудностей, в более быстром темпе,
чем среди других категорий здоровых людей.
Это связано прежде всего с конкретной
выгодой, так как метод, применяемый в
“классической” форме, дает в конечном
итоге тем, кто его применяет, максимальную
практическую пользу.
3.Музыка
С древних
времен музыка используется не только
для удовлетворения духовных запросов
людей, но и для лечения различных
недугов. Рассказы о могучей силе
музыки часто похожи на сказки,
Библейские
предания рассказывают, что юный Давид
своей игрой на арфе исцелял царя
Саула от приступов меланхолии и
душевного расстройства. В поэме
“Илиада” могучий Ахилл пытается
игрой на лире охладить свой яростный
гнев. К музыке обращались при лечении не только психических
недугов, но и физических недомоганий.
Согласно преданию, кровотечение раненого
Одиссея прекратилось под звуки песен,
троянскую чуму удалось победить с помощью
музыки. Один из самых знаменитых врачей
древности Асклепий лечил всех больных
пением и музыкой.
Целебная
сила музыки заслужила признание
у многих народов. Многие известные
деятели медицины различных стран
рассматривали музыку как эффективное
средство воздействия на настроение
и психическое состояние, а через
него на весь организм больного. Со
временем музыкотерапия, т. е. использование
музыки в целях лечения, профилактики
и укрепления здоровья, все прочнее вставала
на научные рельсы.
И. Р. Тараханов
экспериментально проследил действие
музыки на ЧСС и ритм дыхания. Его опыты показали, что радостная
музыка ускоряет выделение пищеварительных
соков, улучшает аппетит, повышает работоспособность
и может на время снять мышечную усталость.
В. М. Бехтерев
отметил, что даже простые удары
метронома, отбивающего определенный
ритм, вызывают замедление пульса
и успокаивают или, наоборот, учащение
пульса и соответствующее ощущение усталости
и неудовольствия.
Музыка существенно
влияет на ритм дыхания. При спокойной
мелодии дыхание обычно становится
глубоким и равномерным; музыка, исполняемая в быстром темпе, вызывает
учащение дыхания.
Исследования
показали, что музыка влияет и на
работу мышц. Мышечная деятельность усиливается,
если началу работы предшествует прослушивание
музыкальных произведений. В большинстве
случаев мажорный характер их усиливает работу мышц,
а минорный – ослабляет. Картина меняется
в том случае, когда человек утомлен.
В своих работах
В. М. Бехтерев отмечал положительное
влияние музыки на физическое состояние
организма. Он активно пропагандировал
музыку как средство борьбы с переутомлением, утверждал,
что наиболее сильный и ярко выраженный
эффект дает однородная по своему характеру
музыка.
Результаты
ряда исследований говорят о благоприятном
влиянии музыки на восстановление после
тренировочных занятий и соревнований.
Так, наши наблюдения показали,
что у пловцов после проплывания 400 м работоспособность
восстанавливалась быстрее, если они сразу.
Прослушивали музыку. То же отмечено и
у борцов. Хоккеисты, прослушан музыку
во время тренировочных занятий, меньше
устают и выполняют больший объем тренировочной
нагрузки.
Подбор музыкальных
записей следует проводить очень
тщательно. Он должен соответствовать
склонностям спортсменов. Одни любят
классическую музыку, другие – джазовую, третьи – песни и
т. д. Поэтому у тренера и психолога должна
быть разнообразная фонотека. Подбирать
музыку следует, имея в виду необходимую
направленность воздействия на спортсмена
(вызвать радость, бодрость, успокоить
и т.д.). При переутомлении, например, хорошо
воспринимаются “Утро” Грига, “Молдавия”
Сметаны; при меланхолии – “К радости”
Бетховена. Успокаивающая и нежная мелодия
ноктюрнов Шопена, “Осенней песни” Чайковского
способствует восстановлению работоспособности.
В последние
годы для профилактики переутомления,
перегрузок, снятия утомления широко применяется цветомузыка.
В ней сочетается воздействие целебных
звуков музыки и лечебного цвета. Установку
с цветомузыкой обычно располагают в комнате
отдыха спортсменов, в массажной, в раздевальне.
Восстановительный массаж даст больший
эффект, если проводится в сопровождении
цветомузыки. Когда спортсмены находятся
в раздевальне перед выходом на старт
или в перерыве между таймами (в футболе),
периодами (в хоккее), цветомузыка помогает
унять волнение, нормализует функциональное
состояние, снимает утомление.
Особенно
перспективно использование музыкотерапии
как дополнения к другим методам
профилактики и лечения. Музыкотерапию
можно сочетать с любыми средствами
восстановительной терапии.
4. Психологическое
утомление и восстановление.
Спорт высших
достижений как профессиональный вид
деятельности в силу своей специфики в
значительной степени влияет на состояние
здоровья занимающихся. Вместе с тем соответствующий
уровень профессионального здоровья является
необходимой составляющей высокой результативности
и надежности спортсменов. Профессиональное
здоровье спортсмена - это процесс сохранения
и развития регуляторных свойств организма,
его физического, психического и социального
благополучия, обеспечивающих высокую
надежность профессиональной деятельности,
спортивное долголетие и максимальную
продолжительность жизни.
Неизбежным следствием мышечной
деятельности является та или
иная степень утомления. Утомление
- физиологический, предохранительный
механизм, защищающий организм от
перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление проделанной
работы, способствующий развитию адаптации,
стимулирующий дальнейшее повышение работоспособности
и тренированность организма. Без утомления
нет тренировки. Важно лишь, чтобы степень
утомления соответствовала проделанной
работе и поставленной задаче.
Накапливание утомления в результате
несоответствия между утомлением
и отдыхом приводит к качественно
новому состоянию человека - переутомлению.
Различают три вида утомления
и переутомления: физическое, умственное
и эмоциональное, хотя чаще они
бывают комбинированными.
Активизация
восстановительных процессов в
организме спортсмена после тренировочных
и соревновательных нагрузок - одна
из главных проблем спортивной биохимии,
физиологии и медицины.
Здесь же речь пойдет в основном об эмоциональном
утомлении и восстановлении.
Спорт - один из наиболее специфических
видов человеческой деятельности,
здесь сочетаются высочайшие, на
пределе человеческих возможностей,
физические нагрузки и огромные
эмоциональные напряжения.
Ситуация соревнований - достаточно
сильный стрессор независимо
от физической нагрузки, которую
выполняет спортсмен. Причем ряд
данных свидетельствует о том,
что к физической работе при
правильной методике тренировки
организм со временем адаптируется, к нагрузкам
же эмоциональным, связанным с участием
в соревнованиях - нет. Психологическим
своеобразием спортивной деятельности
определяются и основные психотравмирующие
факторы, приводящие к развитию эмоциональных
нарушений у спортсменов. Это острая спортивная
конкуренция и стремление к достижению
победы, бескомпромиссность исхода спортивного
поединка, выступление в присутствии многочисленных
зрителей, иногда и явно недоброжелательно
настроенных по отношению к той или иной
команде или спортсмену, соревновательные
перегрузки.
Для волейбола, кроме того, характерны
большие физические нагрузки
при многократном проявлении
максимальных усилий в сравнительно
короткое время, интенсивная мыслительная
деятельность игроков, непрерывное
стремительное изменение игровой обстановки.
Волейбол - чрезвычайно эмоционально насыщенная
игра, и потому, вероятно, одна из наиболее
сложных спортивных игр с точки зрения
психологии. В этом плане, пожалуй, только
в теннисе (настольном и классическом)
и бадминтоне, отнесенных по классификации
Т.Т. Джамгарова к той же категории, так
высока нагрузка на нервную систему спортсмена.
Ведь именно в этих играх, как и в волейболе,
любая ошибка приводит к проигрышу очка.
Неточная передача в футболе, промах по
баскетбольному кольцу не чреваты неизбежностью
неблагоприятного изменения в счете. Другое
дело - в играх, где мяч перелетает через
сетку и обратно. Тут любое неудачное действие
неминуемо находит фатальное отражение
в соревновательном протоколе.
Все это вызывает у игроков значительное эмоциональное
и физическое напряжение, что в ряде случаев
может послужить причиной развития у них
различных эмоциональных нарушений. Следует
помнить, что многие спортсмены по конкурентным
соображениям могут скрывать свои психологические
проблемы, да зачастую просто сами не понимают,
что же с ними происходит.
Наиболее частой
формой эмоциональных нарушений,
возникающих у волейболистов
в тренировочно-соревновательном
цикле, являются невротические
реакции, под которыми следует
понимать кратковременные изменения
поведения и самочувствия в ответ на психотравмирующий
раздражитель. В свою очередь разнообразие
проявлений невротических реакций обусловлено
различным характером психотравмирующих
раздражителей. Исходя из этого, различают
четыре основные формы невротических
реакций.
1. Реакция
тревожного ожидания (РТО). Это крайне
пестрые и многообразные проявления
невротической тревоги, связанной
с ожиданием предстоящих соревнований.
Чрезмерное эмоциональное возбуждение
вызывает состояние предстартовой
лихорадки либо предстартовой апатии.
Меняется поведение спортсмена: повышается
двигательная активность, доходя до суетливости,
движения становятся хаотичными, нецелесообразными.
Он чрезмерно оживлен, болтлив, либо неохотно
вступает в контакт. На вопросы отвечает
неохотно, порой невпопад, обижается на
шутки товарищей по команде, невнимателен
к инструктажу перед игрой. Пытается диссимулировать
невротические расстройства, зная, что
это может повлиять на решение тренера
об его участии в матче. Внешний вид такого
человека сразу позволяет определить
его сильное волнение: руки и ноги дрожат,
на ощупь холодные, черты лица заостряются,
на щеках появляется пятнистый румянец.
Наблюдается частое моргание, заметный
тремор рук. Появляются выраженные непроизвольные
движения глазами, оживляются хоботковый,
сосательный рефлексы. Появляются заметные
изменения в речи. Голос лишается привычных
модуляций, появляется визгливость, хрипота,
голос срывается на писк или переходит
на бас. Может появиться заикание, "заглатывание"
слогов.
Спортсмен
испытывает сомнения в своем
успешном выступлении, считает,
что он хуже подготовлен, чем
товарищи по команде и соперники,
жалуется на скованность движений.
Явно недооценивает свои силы
и переоценивает силы противника.
Он неуверенно начинают игру, совершает
много тактических и технических ошибок,
ему не удаются те технические элементы,
которые он успешно выполнял на тренировках.
РТО может
возникать у спортсменов с
хорошо развитым интеллектом,
строго соблюдающих режим, отличающихся
высокой дисциплиной. Они отмечают, что
до занятий спортом были застенчивы и
легко смущались, но в процессе занятий
застенчивость "сама собой" незаметно
прошла. У многих спортсменов можно наблюдать
приверженность к своеобразным приметам
и ритуалам, возникающую исключительно
в спортивной ситуации. Эти качества характерны
для лиц с акцентуациями характера астенических
типов (прежде всего психастенического,
а также астено-невротического и сенситивного).
Впрочем, что касается приверженности
к ритуалам, то она характерна для очень
многих спортсменов. Тренер должен всячески
приветствовать эти ритуалы и даже целенаправленно
их насаждать, поскольку они служат действенным
инструментом для создания нужного настроения.
Существует
целый ряд приемов и методов
регулирования стресса. Некоторые методы
используются как профилактические средства,
другие корректируют состояние спортсмена
непосредственно перед выходом на старт
и в ходе состязаний.
Сознательное
воздействие спортсмена на собственное
эмоциональное состояние должно стать
неотъемлемым атрибутом его подготовки.
Приемам психической саморегуляции (прежде
всего - аутогенной тренировки) необходимо
обучать так же, как и любым элементам
техники волейбола. Очень многое зависит
от тренера, от того, как проводится установка
на предстоящую игру и предстартовая разминка.
2. Реакция пресыщения. Монотонная
деятельность на тренировочных
занятиях может привести к
психическому пресыщению. Спортсмен
испытывает отвращение к работе,
жалуется, что пропала спортивная
злость, исчезло желание тренироваться
и играть ("мяч стал противен, смотреть
на него не могу!") отмечается общая
слабость и быстрая утомляемость, незначительная
головная боль, раздражительность, ухудшение
аппетита и сна. Частота сердечных сокращений,
дыхания, вентиляция легких и энерготраты
снижаются. Появляется тремор век, пальцев
рук, сухость языка.
Состояние психического пресыщения
появляется либо вслед за состоянием
монотонии, либо развивается первично.
Какое состояние появится при
монотонной работе, определяется
во многом типологическими особенностями
нервной системы. Первичное развитие
состояния пресыщения чаще характерно
для людей, имеющих "взрывную" типологию
(в большей мере склонных к быстродействию
и к выполнению кратковременной интенсивной
деятельности): слабую нервную систему,
высокую подвижность возбуждения и преобладание
возбуждения на эмоционально-мотивационном
уровне регулирования.