Часто состояние пресыщения развивается
на фоне соматических нарушений,
плохого самочувствия: тонзиллит,
грипп, употребление алкоголя.
Для лечения используются витамины,
стимуляторы (типа женьшеня), принимаются меры для устранения
астенических и вегето-сосудистых нарушений.
Очень важен правильный режим дня, рациональное
питание, полезно употребление в пищу
орехов, меда, изюма, цитрусовых, отвара
шиповника, фиников, инжира.
Большое значение в предупреждении этого состояния
имеет правильно организованный тренировочный
цикл при подготовке к соревнованиям.
Должны использоваться различные формы
переменности: ударная тренировочная
нагрузка, маятникообразное построение
тренировочного цикла и др.
3. Реакции протеста.
Участие в ответственных соревнованиях
вызывает у спортсменов большое эмоциональное
напряжение, поэтому они не всегда адекватно
реагируют на игровые ситуации, не всегда
правильно оценивают действия соперников,
искаженно воспринимают указания тренеров
и решения судей, упрекая и тех и других
в якобы предвзятом и необъективном отношении.
Иногда эти же эмоциональные реакции,
порой неизбежные в условиях спортивных
соревнований, достигают степени невротического
аффекта и проявляются в реакции протеста
по отношению к соперникам, судьям, а иногда
к игрокам и тренерам своих же команд.
Выражаются эти реакции протеста в резких
замечаниях, порой доходящих до оскорблений,
спорах с арбитром, обвинениях в необъективности,
иногда в демонстративной апелляции к
зрителям. Помимо того, что нарушается
игровая дисциплина, взаимодействие спортсменов
на площадке, такое поведение чревато
еще и "желтой карточкой" за неспортивное
поведение и, следовательно, потерей очка,
а то и более суровой карой. К тому же после
такого срыва спортсмен еще долго не может
прийти в себя, войти в игровой ритм.
Ситуация усугубляется, если такая
реакция развивается у лидера
команды. Лидерский статус может
формировать у спортсмена иллюзию
безнаказанности. К тому же
в случае эмоционального срыва у лидера,
особенно у лидера экспрессивного, начинает
лихорадить всю команду. А именно у экспрессивного
лидера чаще возникают аффективные реакции
протеста, поскольку особенности характера,
способствующие выполнению этой роли
(высокая эмоциональная возбудимость,
уверенность в себе, выраженное стремление
к успеху, склонность к риску) делают его
более уязвимым в этом отношении.
Помочь в случае появления
реакции протеста могут только
меры педагогического воздействия.
4.
По наблюдениям И.И. Сулейманова и А.П. Дмитриева,
количество конфликтов в команде максимально
в конце предсоревновательного периода,
снижается с началом игрового сезона и
в течение его вновь постепенно возрастает,
хотя и в меньшей степени. Оба эти "пика
конфликтности" легко объяснимы.
Объем физических нагрузок в
предсоревновательный период существенно
выше, чем во время игрового
сезона, поэтому к концу его
накапливается усталость. Так,
традиционный августовский турнир
на Кубок харьковский "Локомотив"
проводит на фоне серьезных физических нагрузок,
не прекращая силовых ударных тренировок.
Ребята жалуются - мышцы "забиты",
нет легкости, сел прыжок, ухудшилась координация.
С точки зрения стратегии предстоящего
сезона это оправдано: команда должна
подойти к серьезным играм Чемпионата
Украины в наилучшей спортивной форме.
Но субъективно игроки ощущают физический
дискомфорт, налицо ухудшение технико-тактических
показателей, что также не улучшает настроения.
Кроме того, перед началом игрового
сезона резко усиливается конкуренция за место в составе.
Тревога, неуверенность в завтрашнем дне
- тяжелейшая нагрузка на психику спортсмена.
На фоне физического утомления
и психологического напряжения
конфликты вспыхивают по ничтожному
поводу. Жены, подруги игроков жалуются: ничего нельзя сказать, срывается
из-за любого пустяка!
К концу же сезона с одной
стороны, накапливается усталость,
причем не столько физическая,
сколько психологическая, а с
другой - возрастает значимость каждого
матча, что усиливает эмоциональное
напряжение.
Особенно велика психическая
нагрузка на спортсменов так
называемого "активного резерва".
Они находятся как бы в промежуточной
зоне между игроками основного
состава и теми, кто входит
в "глубокий запас" команды.
Отличительной особенностью активного резерва является
его статусно-ролевая неопределенность
и недостаточно четко сформулированные
требования. Это вызывает внутреннюю напряженность,
приходится выбирать между противоречащими
друг другу привязанностями, ожиданиями
и ценностями. Эта двойственность положения,
непрочность идентификации сказывается
и на чертах характера, нередко приводя
к неврозу.
Тренер должен всегда помнить,
что каждое его слово влияет
на психологическое состояние
игроков. Недопустимо срывать
на спортсменах собственное раздражение, пусть даже
вызванное их откровенно слабой игрой.
Окрик, суровый выговор могут быть средством
воздействия, инструментом для создания
в команде нужного эмоционального настроя
- но никак не средством разрядки либо
самоутверждения для тренера! Да и воздействие
такое допустимо не со всеми и не всегда.
Порой стоит лишний раз пощадить самолюбие
игроков, особенно в самые тяжелые периоды
- перед началом соревновательного сезона
и в конце его.
Ипохондрические реакции. Спортсмен
жалуется на общую слабость и быструю утомляемость,
пресыщение занятиями спортом, боли в
области спины, шеи, плеч, кистей, коленей,
стоп. Он фиксируется на испытываемых
неприятных ощущениях, образно их описывает,
часто говорит о них, ища сочувствия и
как бы оправдываясь за свои неудачные
выступления.
Такие реакции чаще встречаются
у спортсменов с акцентуациями
характера астено-невротического
типа. Возможен также вариант
"бегства в болезнь" для
самооправдания или привлечения
к себе внимания, что характерно
для истероидных личностей.
Опытные тренеры
утверждают, что при правильно
подобранной физической нагрузке организм
спортсмена в течение суток физиологически
восстанавливается полностью. Психологическое
же восстановление занимает значительно
больше времени.
Одна из причин в том, что психика
человека одновременно и более подвижна,
и более инерционна, чем физиология, одни
психические процессы развиваются практически
мгновенно, другие же могут длиться неделями
и месяцами.
Но дело не только в инерционности
психических процессов. Речь ведь
идет именно о правильно подобранной нагрузке,
то есть адекватной адаптационным возможностям
спортсмена. Следовательно, необходимо,
во-первых, контролировать его состояние,
воздействие на него нагрузок, а во-вторых,
грамотно их дозировать, вовремя внося
коррективы в методику тренировок.
Что касается нагрузок физических,
обе эти задачи вполне поддаются
решению. Разработаны достаточно
простые и надежные методики
контроля степени утомления и
скорости восстановительных процессов. И в случае угрозы переутомления
достаточно несколько снизить объем или
изменить характер тренировочных нагрузок.
Общепризнанной же методики оперативной
и достоверной оценки эмоционального
состояния просто не существует.
Да и регулировать воздействие эмоциогенных факторов на
спортсмена возможно лишь в определенных
пределах. И достаточно часто эмоциональные
нагрузки превышают адаптивные возможности
психики спортсмена. Напряжение накапливается,
угрожая привести в итоге к психологическому
переутомлению.
Как и в случае с физическими
нагрузками, большую роль в психологическом
восстановлении играет смена
вида деятельности. Не случайно
на следующий день после серьезного
матча на утренней тренировке
- футбол, в охотку, в удовольствие.
Тут и смена деятельности, и положительные эмоции,
что тоже немаловажно. А еще после высочайшего
накала эмоций на площадке спортсмену
часто хочется тишины и покоя. Наверно,
не случайно среди волейболистов много
заядлых рыболовов!
О проблемах физического восстановления
в спорте говорится достаточно
много. И от игроков, и от врачей команды
то и дело можно услышать опасения, часто
безосновательные, по поводу возможной
перетренированности. Но не следует забывать,
что восстановление психологическое имеет
не меньшее значение для высокой работоспособности
спортсмена, успешности выступлений в
соревнованиях, для сохранения его здоровья
- ведь не секрет, что многие соматические
заболевания могут быть спровоцированы
психологическими проблемами.
III. Психологические причины спортивных
успехов и неудач
В спортивной деятельности
важным мотивационным моментом является
оценка результата, которая, в свою
очередь, распадается на внешнюю
и внутреннюю (caмооценку). Самооценка, которая
в начальной стадии в определенной
мере зависит от оценки внешней, является
затем исходным пунктом актуальных психических
состояний и важным фактором динамических
и когнитивных процессов, характеризующих
тенденции основного мотивационного пучка.
Она в большой степени связана с чувством
личного удовлетворения и проявляется
как в субъективных переживаниях, так
и в поведении. Спортсмен с низкой самооценкой
способен противостоять внешним воздействиям
в меньшей степени, а индивидуум с высокой
самооценкой скорее займет активное место
в общественных группах, и свои взгляды
будет выражать чаще и действеннее. При
низкой самооценке чаще проявляется состояние
депрессии.
Самооценка спортсмена, прежде всего, зависит
от его успеха, или неудачи в спорте. С
его точки зрения успех является главной
непосредственной целью спортивной деятельности,
основной ценностью, к обладанию которой
он стремится. Этот успех достигается
при помощи интенсивной спортивной тренировки
и является связующим звеном в достижении
целого ряда личных и общественных целей:
высокая самооценка, престиж, влияние
в коллективе, здоровье, хорошие внешние
данные, физическая красота, путешествия,
общественное признание и т. п.
Все это существенно
влияет на мотивационную структуру
спортсмена и тесно связано с его эмоциональной структурой.
Спортивный успех с психологической точки
зрения занимает очень важное место в
жизни спортсмена как источник мотивов
и чувств.
Общее определение
успеха сформулировать довольно трудно.
Оценка спортивного результата (успех
или неудача) часто является субъективной.
Вопрос о том, как будет оценено данное
конкретное достижение, решается в зависимости
от уровня притязаний спортсмена, который
определяется как ясно выраженные субъективные
требования к предстоящему результату
в известной деятельности, выведенному
на основе представления своего последнего
достижения. Уровень притязаний можно
также понимать как косвенно выраженную
самооценку спортсмена в виде требования
к количественной и качественной сторонам
предстоящей деятельности. Он очень изменчив,
зависит от множества различных факторов.
Для молодых спортсменов характерен более
высокий уровень притязаний, причем у
мужчин он выше, чем у женщин.
Обстоятельства,
которые оцениваются отрицательно
(низкий собственный результат по
сравнению с результатами остальных
и др.), обычно повышают уровень притязаний,
и, наоборот, обстоятельства, которые характеризуются
обратной оценкой, ведут к относительно
более низкому уровню притязаний. На него
оказывает влияние весь предыдущий опыт
спортсмена, способность его предугадывать
свои возможности, оценка им тех или иных
качеств своей личности, а также влияние
внешних факторов (мнение тренера, коллектива,
семьи, печати и т. п.), личных примеров.
Уровень притязаний
по отношению к каждому спортивному результату: на основе самооценки
спортсмен намечает для себя тот рубеж,
который, по его мнению, он сможет достичь
в следующем соревновании.
Достижение
результата выше уровня притязаний имеет
для спортсмена определенную ценность
(часто оно выступает как средство для достижения других
целей), становится для него потребностью
и непосредственной целью. Если этот результат
достигается, то спортсмен положительно
эмоционально переживает свой успех. Если
результат ниже уровня притязаний, это
означает для спортсмена неудачу.
То психическое
состояние, которое возникает у
него в результате успеха, является
вследствие своих особенностей положительным,
благотворным, как осуществление
цели спортивной тренировки. Оно характеризуется
приятными ощущениями (легкость движения, радость и вместе с ней
смех, типичное раскрепощение речевой
реакции и т. п.) и ведет к повышению уровня
притязаний в будущей деятельности, к
увеличению силы мотивации, росту общей
работоспособности. Было доказано, что
у большинства спортсменов непосредственно
в успешной ситуации спортивные результаты
растут. Это подтверждалось в лабораторных
условиях во время опытов с динамометрией
(В.Гошек, 1965). Под влиянием успеха улучшался
также результат спортсменов в тестах
на внимание.
Однако регулярно
повторяющиеся успехи таят в себе
определенную опасность: к успешной роли
спортсмен нередко очень быстро привыкает.
Его притязания находятся по сравнению
с обычными соперниками на очень высоком
уровне. У него вырабатывается неумеренно
завышенная самооценка. Чем регулярнее
и интенсивнее эмоциональные психические
состояния в результате одержанного успеха,
чем выше уровень притязаний спортсмена,
тем глубже и интенсивнее будет субъективный
конфликт спортсмена при неудаче; в этом
случае сам факт, что успех достигается
значительно тяжелее, чем предполагалось,
будет для него такой психической трудностью,
в условиях которой ему не удастся показать
и свой привычный результат. Часто это
происходит в состязаниях с равно подготовленными
спортсменами, причем на самых важных
соревнованиях и встречах. Подобная опасность
наиболее присуща спортсменам-лидерам,
членам национальных сборных команд, талантливым
юным спортсменам.