Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:56, реферат
В данной работе рассмотрено несколько методов и приемов, которые иногда используются при психологической подготовке спортсменов. Эти приемы и методы оказались действенными, хорошо себя зарекомендовали. Они способствуют повышению уровня психической активности, сохранению психической и моторной работоспособности, более быстрому восстановлению психической энергии, затраченной спортсменами на специфические усилия, и в целом укреплению умственной работоспособности. Кроме того, эти методы не являются единственно определяющими. Они имеют гигиеническое, профилактическое, лечебное значение, оказывающее воздействие в более широком плане - содействуют формированию физически крепких людей, способных преодолевать любые трудности.
Таким образом, отдельный успех с точки зрения психологической подготовки спортсмена желателен и является предпосылкой успешного хода спортивной тренировки, поскольку представляет собой усиливающий фактор. Более широкая серия повторяющихся успехов с точки зрения психологической подготовки таит в себе потенциальные опасности.
Если спортсмен достигает результата, который не отвечает его уровню притязаний, создается сложная ситуация, в которой не осуществлено ожидание успеха, блокировано продвижение к цели, каким-либо способом сдерживается или усложняется путь к достижению желаемой ценности. Возникающее в такой ситуации у спортсмена состояние называется в психологии фрустрацией. Регуляция после стартового состояния с элементами фрустрации является сложной психологической проблемой.
Состояние фрустрации довольно подробно изучено в экспериментальной психологии и психопатологии. Результаты ряда экспериментов показывают, что фрустрация может проявляться в отказе от данной деятельности, в отступлении перед противником и т. п. Часто в этом состоянии спортсмен оценивает свой результат как неудачу без учета его действительной величины.
Психические состояния,
которые возникают при
Высокий уровень притязаний - это потенциальная предпосылка для возникновения фрустрации. Спортивные неудачи в целом являются негативным явлением на тренировке, особенно если речь идет о взаимосвязанном ряде неудач. Поэтому в некоторых случаях тренеру необходимо снижать их значение продуманным регулированием после стартовых ситуаций, правильно выбранной организацией дальнейшей подготовки спортсмена.
Экспериментальное исследование у спортсменов состояния фрустрации и ее влияния на результаты показало, что в ситуации фрустрации примерно одна треть спортсменов повышает свой результат по сравнению с предстоящими попытками (речь идет о лабораторных динамометрических измерениях). У остальных - результат или не меняется, или ухудшается. Наблюдения показали, что у спортсменов (80 легкоатлетов) было установлено общее значительное понижение результатов в состоянии фрустрации. При проведении тестов на внимание также отмечалось ухудшение качественной стороны деятельности (проявление невротических симптомов в поведении). К подобным результатам под влиянием неудач пришел и О. В. Дашкевич (1970) при проведении опытов с реакциометром, которые доказали качественное ухудшение результатов после ряда неудач.
Родственными
в методической области
а) уровень притязаний
спортсменов в целом
б) у ведущих спортсменов уровень притязаний в большинстве случаев превышает уровень их последнего результата и часто даже опережает современные пределы результативности. Эту закономерность мы считаем очень существенной стороной динамики спортивной мотивации. Она исходит из высокой самооценки, которая в определенной мере становится характерной психологической чертой спортсменов. Данная тенденция, естественно, переносится в область спортивной тренировки, которую можно рассматривать как постоянное повышение результативности;
в) спортсмены с относительно более высокими тенденциями невротичности и вегетативной неустойчивости имеют меньшую фрустрационную терпимость и быстрее снижают после неудачи свой уровень притязаний. Спортсмены-экстраверты более выразительно меняют свой уровень притязаний после успеха и неуспеха;
г) значительные превышения уровня притязаний результатом, показанным в лабораторном эксперименте, всегда оценивались субъектом как успех и вызывали признак радости. После успеха наблюдалось значительное повышение уровня притязаний: повышалась также и общая работоспособность (мускульная сила и сосредоточение внимания). Результат ниже уровня притязаний оценивался как неудача и был связан с возникновением фрустрации и с последующим снижением притязаний, а так/ive и работоспособности;
д) между величиной уровня притязаний в лаборатории и в естественных условиях спортивной деятельности мы нашли у спортсменов статистически выраженную тесную связь, которая, однако, еще недостаточна для решительного определения притязаний как постоянной черты личности.
Величина притязаний, согласно нашим результатам, меняется в зависимости от деятельности и ее общей мотивации.
Тесты на уровень притязаний не могут определить абсолютный уровень стремлений отдельных спортсменов вообще, т. е. для разных отличающихся видов деятельности. В лабораторных испытаниях спортсмен рассматривает свои притязания в соответствии с достигнутыми ранее результатами в этой деятельности. В большинстве случаев он склонен к небольшой скидке от последнего результата, чтобы оставить себе определенный “резерв”. В естественных условиях спортивного соревнования, наоборот, уровень притязаний спортсмена проявляется таким образом, что он склонен немного добавить к последнему результату. Этот факт свидетельствует об уже описанной ранее основной тенденции к высокому результату, которая порождает стабильную гипераспиративность спортсменов, что, в свою очередь, имеет своим результатом частое недостижение уровня притязаний в последующих попытках. Это статистически проверено путем исследования большой группы спортсменов за более продолжительный период. При гипераспиративности спортсмены относительно часто испытывают действие механизмов фрустрационной терпимости.
Процентное отношение уровня притязаний к предыдущему результату в естественных спортивных условиях очень стабильно, В нашем исследовании у большинства спортсменов уровень притязаний регулярно превышал последний результат и, как правило, не был достигаем последующим результатом. Подобная регулярность позволяет гипотетически сконструировать теоретическую модель аспирации спортсменов к результативности.
Притязания спортсмена зависят прежде всего от предстоящей результативности, которую у определенного спортсмена можно в зависимости от времени выразить регрессивной чертой. Для упрощения схемы эта регрессия изображена восходящей прямой. Фактические результаты рассеиваются, и таким образом создается упрощенный канал, в котором будут находиться все результаты, показанные спортсменом.
Уровень притязаний доступен измерению в такой же мере, как и результат. Согласно исследованиям, уровень притязаний в процессе спортивной тренировки обыкновенно на определенную постоянную величину больше, чем действительная результативность. В итоге по своим количественным характеристикам канал уровня притязаний будет подобен каналу результативности, только его линия будет немного поднята кверху, а анал шире в связи с большей изменчивостью притязаний по сравнению с действительными результатами.
Будет ли результат оценен спортсменом как успех или как неудача либо его психическое состояние будет в этом отношении индифферентным - все это зависит от значимости для спортсмена величины отклонения данного результата от средней результативности. Фрустрационная терпимость спортсмена в этом случае зависит от отношения притязаний к результативности и ее вариативности. В целом можно заключить, что успех и неуспех проявляются в спортивной тренировке в определенном диалектическом единстве своих противоположностей. Правильное регулирование и оптимальная их мера для каждого спортсмена являются одной из основных проблем психологической подготовки спортсменов.
В физической подготовке, помимо рационально построенных занятий, большое значение имеет организация правильного питания, обеспечивающая ускорение восстановительных процессов после тренировочных нагрузок и высокую работоспособность занимающихся. В своей основе питание не является чем-то совершенно особенным, оно лишь удовлетворяет повышенные запросы организма и отвечает требованиям специфики подготовки.
В прежние времена специалистам физической подготовки при планировании нагрузок зачастую приходилось иметь дело с недостаточным питанием своих подопечных. Сегодня на первый план выступают в основном последствия переедания, приводящие к ожирению, снижению физической работоспособности. Спутником переедания является целый “букет болезней цивилизации” и, как следствие, сокращение средней продолжительности жизни.
К режиму питания необходимо подходить с рациональных позиций. Основные требования к питанию следующие: потребляемая пища не должна быть тяжелой (т. е. не содержать ничего лишнего, что перегружало бы организм), она должна обладать высокими вкусовыми качествами, быть полноценной и разнообразной. Прием пищи должен быть регулярным, дробным (3-5 раз в день) и, желательно, в одни и те же часы.
В пище содержатся богатые энергией питательные вещества, белки, витамины, соли, микроэлементы, клетчатка, вода и другие необходимые для нормальной жизнедеятельности компоненты . Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при больших физических нагрузках представляет собой важную предпосылку для решения задач физической подготовки все они расщепляются с образованием соединений, менее богатых энергией.
С энергетической точки зрения питательные вещества могут взаимозаменяться в соответствии с их калорической ценностью
Калорическая ценность питательных веществ
Питательные вещества |
Жиры |
Белки |
Углеводы |
ккал/г |
9,3 |
4,1 |
4,1 |
кДж/г |
37.0 |
17,0 |
17,0 |
Почти все ткани организма в ходе структурного метаболизма претерпевают постоянный распад и обновление, либо превращение. Этот процесс не сводится к простой перестройке одного и того же количества компонентов. Напротив, для него требуется постоянное количество новых веществ. Это связано, в частности, с потерей организмом некоторых структур (например, слущивание эпителиальных клеток с поверхности кожи и кишечника, разрушение миофибрилл при физических перегрузках и т. п.). Такие потери касаются главным образом белков.
Поэтому все питательные вещества выполняют не только энергетическую, но и пластическую функцию - используются для построения структур и синтеза секретов.
Пищевые |
кДж/ |
Вода, |
Белки, |
Жиры, |
Углеводы, |
Продукты |
100т |
% |
% |
% |
% |
Фрукты |
250 |
80,0 |
0,7 |
0,3 |
15.0 |
Овощи |
170 |
85,0 |
2,5 |
0,3 |
8,0 |
Картофель |
290 |
80.0 |
2.1 |
0,1 |
17,0 |
Сухой картофель |
2400 |
1.8 |
5,3 |
40,0 |
50,0 |
Орехи |
2650 |
4.5 |
15,0 |
60,0 |
18,0 |
Хлеб |
1050 |
35,0 |
8,0 |
1.0 |
50,0 |
Мясо |
750 |
70,0 |
18,0 |
10.0 |
0,1 |
Колбаса |
1130 |
60,0 |
12.0 |
25 |
0,0 |
Масло сливочное |
3000 |
17,0 |
0,6 |
81,0 |
0,7 |
Сыр |
1400 |
45,0 |
23,0 |
27.0 |
3,0 |
Молоко 3,5%-жирности |
270 |
89,0 |
3.1 |
3.4 |
4,65 |
Фруктовые соки |
170 |
85,0 |
0,3 |
0,1 |
12,0 |
Энергия в пище содержится в виде белков, жиров и углеводов. В рацион должен содержать некоторое минимальное количество белков, жиров и углеводов. Если поступление этого минимального количества обеспечивается, то остальная часть может быть заменена. Особенно тяжелые нарушения в организме возникают при недостаточном поступлении белков. Белки представляют собой полимерные соединения, состоящие из отдельных аминокислот, которые и используются при синтезе соединений, необходимых организму для обеспечения жизнедеятельности и построения его структур. Известно 24 вида различных аминокислот. В состав пищи обязательно должны входить белки, содержащие незаменимые аминокислоты: они либо совсем не образуются в организме, либо образуются недостаточно. Поэтому белки не могут быть заменены жирами и углеводами.
Белки содержатся как в животной, так и в растительной пище. Основными источниками животных белков служат мясо, рыба, молоко, молочные продукты и яйца. В хлебе, картофеле, бобовых имеется относительно высокое содержание растительных белков, а в небольших количествах они содержатся почти во всех фруктах и овощах.
При безбелковой диете, полностью удовлетворяющей потребности организма человека в энергии, потери белка составляют 13-17 грамм в сутки (“коэффициент изнашивания”). Но даже если в рацион включить это количество белка, то белкового равновесия не наступит, так как:
во-первых, по неизвестным причинам потребление белка сопровождается повышенным выведением азота (по количеству выведенного азота судят о потерях белка);
во-вторых, доля пищевых белков, идущая на построение белка самого организма, зависит от их аминокислотного состава, т. е. биологическая ценность разных белков для человека различна и определяется содержанием в них незаменимых аминокислот.
Показателем этой биологической ценности может быть количество белка организма, восполняющееся при потреблении 100 граммов пищевого белка. Для животного белка этот показатель составляет 80-100 г (т. е. 100 г животного белка может превратиться в 80-100 г белка организма), а для растительных белков - лишь 60-70 г. Это связано с тем, что в растительных белках содержание незаменимых аминокислот находится в неадекватном для человека соотношении.
Жиры состоят, главным образом, из смеси различных триглицеридов (эфиры глицерина и трех жирных кислот). Различают насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Ряд ненасыщенных жирных кислот, необходимых для жизнедеятельности, в организме не синтезируется - это незаменимые жирные кислоты. Поскольку незаменимые жирные кислоты необходимы также и для синтеза фосфолипидов, они играют важнейшую роль в построении клеточных структур и, в частности, митохондрий - клеточных “электростанций”, осуществляющих аэробный метаболизм. Для человека важнейшей незаменимой жирной кислотой является липоевая.
Информация о работе Восстановление физической работоспособности