Возрастные особенности строения слухового анализатора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:33, реферат

Описание

Орган слуха человека улавливает (наружное ухо), усиливает (среднее ухо) и воспринимает (внутреннее ухо) звуковые колебания, представляя собой, по сути, дистанционный анализатор, периферический отдел которого располагается в пирамиде височной кости (улитке).
Наружное ухо: ушная раковина; слуховой проход; барабанная перепонка.
Среднее ухо: полость среднего уха; слуховая труба; косточки среднего уха: молоточек, наковальня, стремечко.

Работа состоит из  1 файл

Физиология с 14 - 26.docx

— 70.54 Кб (Скачать документ)

 Сосудистая оболочка глазного  яблока расположена под склерой  и состоит из трех частей  — собственно сосудистой оболочки, ресничного тела и радужки.  Собственно сосудистая оболочка  состоит из небольшого количества  соединительной ткани и сети  кровеносных сосудов, которые  обеспечивают кровоснабжение структур  глазного яблока. Кпереди собственно  сосудистая оболочка переходит  в утолщенное ресничное тело  кольцевидной формы, которое состоит  из различно направленных гладкомышечных  пучков и участвует в аккомодации  (приспособлении) глаза к видению  предметов, расположенных на различном  расстоянии. Ресничное тело продолжается  в радужку, которая представляет  собой круглый диск с отверстием  в центре (зрачок), расположенный  между роговицей и хрусталиком.  Передняя и задняя поверхности  радужки покрыты эпителием. В  толще радужки имеется две  мышцы, которые образуют сфинктер  зрачка, регулирующий поступление  света на сетчатку. Наличие в  радужке пигментных клеток, содержащих  пигмент меланин и образующих  пигментный слой, обусловливает  цвет глаз — карий, черный (при  наличии большого количества  пигмента) или голубой, зеленоватый  (если пигмента мало), защищает  сетчатую оболочку от ультрафиолетовой  радиации и представляет собой  темный экран, не пропускающий  свет внутрь глазного яблока.

 Внутрь от сосудистой оболочки  глаза располагается внутренняя (светочувствительная) оболочка  глазного яблока — сетчатка. Она  подразделяется на две части  — заднюю зрительную и переднюю  — ресничную. Последняя покрывает сзади ресничное тело и не содержит светочувствительных клеток. Задняя зрительная часть сетчатки состоит из трех видов нейронов — фоторецепторных клеток палочек и колбочек, вставочных и ганглионарных. Клетки палочки представляют собой биполярные нейроны в количестве около 130 млн и являются клетками сумеречного зрения. Клетки колбочки также являются биполярными нейронами в количестве 6—7 млн и являются клетками цветного зрения. Глубокий слой сетчатки, прилежащий к собственно сосудистой оболочке, образован пигментными клетками. Светочувствительные (фоторецепторные) клетки сетчатки через посредство вставочных биполярных клеток соединяются с ганглиозными клетками сетчатки, аксоны которых сходятся в задней части глазного яблока, где образуют толстый зрительный нерв, прободающий сосудистую и белочную оболочку и уходящий в сторону верхушки глазницы. Место выхода из сетчатки аксонов ганглиозных клеток называют диском зрительного нерва (слепым пятном). В этом месте палочки и колбочки отсутствуют. В области диска в сетчатку входит ее центральная артерия. Латеральнее от диска зрительного нерва (на 4 мм) располагается желтоватого цвета пятно с центральной ямкой, которая является местом наилучшего видения и где сосредоточено большое количество колбочек.

 Внутреннее ядро глазного  яблока на 2/3 заполнено прозрачным  желеобразным веществом — стекловидным  телом, перед которым располагается  хрусталик — двояковыпуклая линза,  пропускающая и преломляющая  свет.

 В глазном яблоке выделяют  два аппарата. Оптический аппарат  включает роговицу, хрусталик, стекловидное  тело и жидкость обеих камер  глаза. В результате деятельности  оптического аппарата изображение  на сетчатке оказывается действительным, уменьшенным и перевернутым. Чтобы  четко видеть предметы, находящиеся  на разном расстоянии, глазное  яблоко снабжено аккомодационным  аппаратом глаза, который включает  хрусталик, циннову связку и ресничную мышцу.

Возрастные особенности:

 Глазное яблоко у новорожденного  относительно большое, его переднезадний  размер равен 17,5 мм, масса —  2,3 г. Растет глазное яблоко  на первом году жизни ребенка  быстрее, чем в последующие  годы. К пяти годам масса глазного  яблока увеличивается на 70 %, а  к 20—25 — в три раза по  сравнению с новорожденным.

 Роговица у новорожденного  относительно толстая, кривизна  ее в течение жизни почти  не меняется; хрусталик почти  круглый, радиусы его передней  и задней кривизны примерно  равны. Особенно быстро растет  хрусталик в течение первого  года жизни, в дальнейшем темпы  роста его снижаются. Радужка  выпуклая кпереди, пигмента в  ней мало, диаметр зрачка равен  2,5 мм. По мере увеличения возраста  ребенка толщина радужки увеличивается,  количество пигмента в ней  возрастает к двум годам, диаметр  зрачка становится большим. В  возрасте 40—50 лет зрачок немного  суживается.

 Ресничное тело у новорожденного  развито слабо. Рост и дифференцировка  ресничной мышцы осуществляются  довольно быстро. Способность к  аккомодации устанавливается к  10 годам. Зрительный нерв у  новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий. К 20 годам жизни диаметр его  возрастает почти вдвое.

 Мышцы глазного яблока у  новорожденного развиты достаточно  хорошо, кроме их сухожильной  части. Поэтому движения глаза  возможны сразу после рождения, однако координация этих движений  наступает со второго месяца  жизни ребенка.

 Слезная железа у новорожденного  имеет небольшие размеры, выводные  канальцы железы тонкие. На первом  месяце жизни ребенок плачет  без слез. Функция слезоотделения  появляется на втором месяце  жизни ребенка. 

 Глазная щель у новорожденного  узкая, медиальный угол глаза  закруглен. В дальнейшем глазная  щель быстро увеличивается. У  детей до 14—15 лет она широкая,  поэтому глаз кажется бóльшим, чем у взрослого человека.

18. Физическое  развитие  как показатель здоровья и  социального благополучия.

Развитие - процесс качественных и  количественных изменений, происходящих в организме человека, приводящих к повышению уровней сложности  организации и взаимодействия всех его систем.Особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются замедлением.Неравномерность роста - приспособление, выработанное эволюцией.

Бурный рост тела в длину на первом году связан с увеличением массы  тела, а замедление роста - с проявлением  активных процессов дифференциации органов, тканей клеток.

 Развитие приводит к морфологическим и функциональным изменеиям, а рост к увеличению массы органов, тканей и всего тела.

Наряду с типичными для каждого  возрастного периода характеристиками имеются индивидуальные особенности  развития. Они варьируют от состояния  здоровья, условий жизни, степени  развития нервной системы.

Физическое развитие - важный показатель здоровья и социального благополучия. Основными показателями физического развития являются Соматические величины: длина тела, масса и окружность грудной клетки , физиометрические  измерения: жизненная емкость легких. Сила сжатия кисти рук, становая сила, и соматоскопические показатели: развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение. Жироотложение. Половое развитие, различные отклонения в телосложении).

Оценка физического развития.

Производят по местным, региональным таблицам -стандартам, по специально составленным оценочным таблицам.Антропометрические исследования должны проводиться в одно и то же время года, т.к. сезонность влияет на идивидуальные особенности развития. Дети дисгармоничного физического развития нуждаются в проведении лечебно – профилактических мер.

19. Утомление и методы  восстановления работоспособности  детей разного возраста.

Утомление – физиологическое состояние  организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным  снижением работоспособности. Утомление  может появляться как при умственной, так и при физической работе. Умственное утомление характеризуется снижением  продуктивности интеллектуального  труда, ослаблением внимания, скорости мышления и др. Физическое утомление  проявляется нарушением функций  мышц: снижением силы, скорости сокращений, точности, согласованности и ритмичности  движений. Работоспособность может быть снижена не только в результате проделанной работы, но и вследствие болезни или необычных условий труда (интенсивный шум и др.).

  Профилактика усталости, утомление  и переутомления строится на  устранении вызывающих ее причин. Поэтому интенсивные нагрузки  должны применяться только при  достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки  интенсивные занятия следует  чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов  или зачетов. Все нарушения  режима жизни, работы, отдыха, сна  и питания, а также физические  и психические травмы, интоксикация  организма из очагов хронической  инфекции должны быть устранены.  Усиленные занятия после какого-либо  заболевания или в состоянии  реконвалесценции после перенесенных  заболеваний должны быть запрещены.

 Восстановление организма

Неизбежным следствием мышечной деятельности является та или иная степень утомления. Утомление физиологический, предохранительный  механизм, защищающий организм от перенапряжения, и, вместе с тем как следовое явление  проделанной работы, способствующее развитию адаптации, стимулирует дальнейшее повышение работоспособности и  тренированность организма. Без  утомления нет тренировки. Важно  лишь, чтобы степень утомления  соответствовала проделанной работе.

 Степень утомления, как и  быстрота восстановления, обусловлена  сложным взаимодействием многих  факторов, среди которых основное  значение имеют: характер проделанной  работы, ее направленность, объем  и интенсивность, состояние здоровья, уровень подготовленности, возраст  и индивидуальные особенности  тренирующегося, предшествовавший  режим, уровень технической подготовки, умение расслабляться и пр. Если  это соревнования, то существенную  роль играет степень их напряженности  и ответственности, соотношение  сил, тактический план их проведения. Экспериментально доказано избирательное  действие различных тренировочных  нагрузок и режимов работы  на двигательный аппарат и  вегетативное его обеспечение  при утомлении и восстановлении

20. Функциональная межполушарная асимметрия. Виды асимметрии.

 После открытия в левом  полушарии моторного центра речи (центр Брока) и сенсорного центра речи (центр Вернике) это полушарие стали рассматривать доминирующим в отношении речевой функции и мышления. Под влиянием наблюдений Р. Сперри и сотрудников за больными людьми с перерезкой комиссур переднего мозга ("расщепленный мозг") стала складываться концепция о частичном доминировании полушарий мозга человека. Согласно этой концепции, левое полушарие специализируется на вербально символических функциях, правое — на пространственно синтетических. Ниже показаны различия между полушариями при зрительном восприятии.

Из анализа приведенных данных следует существование пяти основных различий полушарного доминирования у человека: вербально-невербальное, время — пространство, анализ — синтез, последовательное — одновременное восприятие, абстрактное и конкретное восприятие.

 Выделяют несколько видов функциональных асимметрий. Неодинаковость двигательной активности рук, ног, лица, половин тела, управляемой каждым полушарием мозга, называется моторной асимметрией. Неравнозначность восприятия каждым из полушарий объектов, расположенных слева и справа от средней плоскости тела, именуется сенсорной асимметрией. Специализация полушарий мозга в отношении различных форм психической деятельности обозначается как психическая асимметрия.

 Так, человек с превалированием  левополушарных функций тяготеет к теории, имеет большой словарный запас и активно им пользуется, ему присуща двигательная активность, целеустремленность, способность прогнозировать события. "Правополушарный" человек тяготеет к конкретным видам деятельности, он медлителен и неразговорчив, но наделен способностью тонко чувствовать и переживать, он склонен к созерцательности и воспоминаниям.

 Совокупность индивидуальных  особенностей психики и поведения  человека составляет тип высшей  нервной деятельности, или темперамент  человека. Он складывается из  общих свойств нервной системы,  которые характеризуются экстра-интраверсией, эмоциональной стабильностью — невротизмом, и подвижностью или инертностью нервных процессов.

 И. П. Павлов выделял два  типа высшей нервной деятельности  человека, которые сейчас могут  рассматриваться с позиции межполушарной  асимметрии. Мыслительный тип с  преобладанием второй (речевой) сигнальной  системы — преимущественно левополушарный, и художественный тип с преобладанием первой сигнальной системы конкретных образов — преимущественно правополушарный человек. В последнее время получает признание концепция о взаимодополняющем сотрудничестве двух полушарий и преимуществе отдельного полушария лишь в определенные стадии той или иной нервно-психической деятельности, а не всей функции в целом (Э. А. Костандов, 1983). Правое полушарие быстрее, чем левое, обрабатывает поступающую информацию, зрительно-пространственный анализ стимулов в правом полушарии передается в левое полушарие (в моторный "центр речи"), где происходит окончательный, высший семантический анализ и осознание раздражения.

 Согласно концепции В. Л.  Бианки, в процессе обучения правое  полушарие работает по принципу  дедукции, т. е. сначала осуществляет  синтез, а затем анализ; левое  же полушарие функционирует по  принципу индукции, сначала анализируя  раздражители, а затем синтезируя  их.

 В эволюции человека речь  первоначально лишь использовала, а затем развила и качественно  преобразовала уже имеющуюся  у животных функциональную межполушарную  асимметрию.

21. Моторика руки и  успешность учебного процесса.

 

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Один из навыков, который должен быть сформирован  к тому времени, когда ребенок  пойдет в школу – это развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей  интеллектуальной готовности к школьному  обучению. Ребенок, имеющий высокий  уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у  него достаточно развиты память и  внимание, связная речь.

Информация о работе Возрастные особенности строения слухового анализатора