Сосудистая оболочка глазного
яблока расположена под склерой
и состоит из трех частей
— собственно сосудистой оболочки,
ресничного тела и радужки.
Собственно сосудистая оболочка
состоит из небольшого количества
соединительной ткани и сети
кровеносных сосудов, которые
обеспечивают кровоснабжение структур
глазного яблока. Кпереди собственно
сосудистая оболочка переходит
в утолщенное ресничное тело
кольцевидной формы, которое состоит
из различно направленных гладкомышечных
пучков и участвует в аккомодации
(приспособлении) глаза к видению
предметов, расположенных на различном
расстоянии. Ресничное тело продолжается
в радужку, которая представляет
собой круглый диск с отверстием
в центре (зрачок), расположенный
между роговицей и хрусталиком.
Передняя и задняя поверхности
радужки покрыты эпителием. В
толще радужки имеется две
мышцы, которые образуют сфинктер
зрачка, регулирующий поступление
света на сетчатку. Наличие в
радужке пигментных клеток, содержащих
пигмент меланин и образующих
пигментный слой, обусловливает
цвет глаз — карий, черный (при
наличии большого количества
пигмента) или голубой, зеленоватый
(если пигмента мало), защищает
сетчатую оболочку от ультрафиолетовой
радиации и представляет собой
темный экран, не пропускающий
свет внутрь глазного яблока.
Внутрь от сосудистой оболочки
глаза располагается внутренняя
(светочувствительная) оболочка
глазного яблока — сетчатка. Она
подразделяется на две части
— заднюю зрительную и переднюю
— ресничную. Последняя покрывает
сзади ресничное тело и не содержит светочувствительных
клеток. Задняя зрительная часть сетчатки
состоит из трех видов нейронов — фоторецепторных
клеток палочек и колбочек, вставочных
и ганглионарных. Клетки палочки представляют
собой биполярные нейроны в количестве
около 130 млн и являются клетками сумеречного
зрения. Клетки колбочки также являются
биполярными нейронами в количестве 6—7
млн и являются клетками цветного зрения.
Глубокий слой сетчатки, прилежащий к
собственно сосудистой оболочке, образован
пигментными клетками. Светочувствительные
(фоторецепторные) клетки сетчатки через
посредство вставочных биполярных клеток
соединяются с ганглиозными клетками
сетчатки, аксоны которых сходятся в задней
части глазного яблока, где образуют толстый
зрительный нерв, прободающий сосудистую
и белочную оболочку и уходящий в сторону
верхушки глазницы. Место выхода из сетчатки
аксонов ганглиозных клеток называют
диском зрительного нерва (слепым пятном).
В этом месте палочки и колбочки отсутствуют.
В области диска в сетчатку входит ее центральная
артерия. Латеральнее от диска зрительного
нерва (на 4 мм) располагается желтоватого
цвета пятно с центральной ямкой, которая
является местом наилучшего видения и
где сосредоточено большое количество
колбочек.
Внутреннее ядро глазного
яблока на 2/3 заполнено прозрачным
желеобразным веществом — стекловидным
телом, перед которым располагается
хрусталик — двояковыпуклая линза,
пропускающая и преломляющая
свет.
В глазном яблоке выделяют
два аппарата. Оптический аппарат
включает роговицу, хрусталик, стекловидное
тело и жидкость обеих камер
глаза. В результате деятельности
оптического аппарата изображение
на сетчатке оказывается действительным,
уменьшенным и перевернутым. Чтобы
четко видеть предметы, находящиеся
на разном расстоянии, глазное
яблоко снабжено аккомодационным
аппаратом глаза, который включает
хрусталик, циннову связку и ресничную
мышцу.
Возрастные особенности:
Глазное яблоко у новорожденного
относительно большое, его переднезадний
размер равен 17,5 мм, масса —
2,3 г. Растет глазное яблоко
на первом году жизни ребенка
быстрее, чем в последующие
годы. К пяти годам масса глазного
яблока увеличивается на 70 %, а
к 20—25 — в три раза по
сравнению с новорожденным.
Роговица у новорожденного
относительно толстая, кривизна
ее в течение жизни почти
не меняется; хрусталик почти
круглый, радиусы его передней
и задней кривизны примерно
равны. Особенно быстро растет
хрусталик в течение первого
года жизни, в дальнейшем темпы
роста его снижаются. Радужка
выпуклая кпереди, пигмента в
ней мало, диаметр зрачка равен
2,5 мм. По мере увеличения возраста
ребенка толщина радужки увеличивается,
количество пигмента в ней
возрастает к двум годам, диаметр
зрачка становится большим. В
возрасте 40—50 лет зрачок немного
суживается.
Ресничное тело у новорожденного
развито слабо. Рост и дифференцировка
ресничной мышцы осуществляются
довольно быстро. Способность к
аккомодации устанавливается к
10 годам. Зрительный нерв у
новорожденного тонкий (0,8 мм), короткий.
К 20 годам жизни диаметр его
возрастает почти вдвое.
Мышцы глазного яблока у
новорожденного развиты достаточно
хорошо, кроме их сухожильной
части. Поэтому движения глаза
возможны сразу после рождения,
однако координация этих движений
наступает со второго месяца
жизни ребенка.
Слезная железа у новорожденного
имеет небольшие размеры, выводные
канальцы железы тонкие. На первом
месяце жизни ребенок плачет
без слез. Функция слезоотделения
появляется на втором месяце
жизни ребенка.
Глазная щель у новорожденного
узкая, медиальный угол глаза
закруглен. В дальнейшем глазная
щель быстро увеличивается. У
детей до 14—15 лет она широкая,
поэтому глаз кажется бóльшим, чем
у взрослого человека.
18. Физическое развитие
как показатель здоровья и
социального благополучия.
Развитие - процесс качественных и
количественных изменений, происходящих
в организме человека, приводящих
к повышению уровней сложности
организации и взаимодействия всех
его систем.Особенностью процесса роста
детского организма являются его неравномерность
и волнообразность. Периоды усиленного
роста сменяются замедлением.Неравномерность
роста - приспособление, выработанное
эволюцией.
Бурный рост тела в длину на первом
году связан с увеличением массы
тела, а замедление роста - с проявлением
активных процессов дифференциации
органов, тканей клеток.
Развитие приводит к морфологическим
и функциональным изменеиям, а рост к увеличению
массы органов, тканей и всего тела.
Наряду с типичными для каждого
возрастного периода характеристиками
имеются индивидуальные особенности
развития. Они варьируют от состояния
здоровья, условий жизни, степени
развития нервной системы.
Физическое развитие - важный показатель здоровья и социального
благополучия. Основными показателями
физического развития являются Соматические величины:
длина тела, масса и окружность грудной
клетки , физиометрические
измерения: жизненная емкость легких.
Сила сжатия кисти рук, становая сила,
и соматоскопические показатели:
развитие костно-мышечной системы, кровенаполнение.
Жироотложение. Половое развитие, различные
отклонения в телосложении).
Оценка физического развития.
Производят по местным, региональным
таблицам -стандартам, по специально составленным
оценочным таблицам.Антропометрические
исследования должны проводиться в одно
и то же время года, т.к. сезонность влияет
на идивидуальные особенности развития.
Дети дисгармоничного физического развития
нуждаются в проведении лечебно – профилактических
мер.
19. Утомление и методы
восстановления работоспособности
детей разного возраста.
Утомление – физиологическое состояние
организма, возникающее в результате
деятельности и проявляющееся временным
снижением работоспособности. Утомление
может появляться как при умственной,
так и при физической работе. Умственное
утомление характеризуется снижением
продуктивности интеллектуального
труда, ослаблением внимания, скорости
мышления и др. Физическое утомление
проявляется нарушением функций
мышц: снижением силы, скорости сокращений,
точности, согласованности и ритмичности
движений. Работоспособность может быть
снижена не только в результате проделанной
работы, но и вследствие болезни или необычных
условий труда (интенсивный шум и др.).
Профилактика усталости, утомление
и переутомления строится на
устранении вызывающих ее причин.
Поэтому интенсивные нагрузки
должны применяться только при
достаточной предварительной подготовке.
В состоянии повышенной нагрузки
интенсивные занятия следует
чередовать с физическими нагрузками,
особенно в дни после экзаменов
или зачетов. Все нарушения
режима жизни, работы, отдыха, сна
и питания, а также физические
и психические травмы, интоксикация
организма из очагов хронической
инфекции должны быть устранены.
Усиленные занятия после какого-либо
заболевания или в состоянии
реконвалесценции после перенесенных
заболеваний должны быть запрещены.
Восстановление организма
Неизбежным следствием мышечной деятельности
является та или иная степень утомления.
Утомление физиологический, предохранительный
механизм, защищающий организм от перенапряжения,
и, вместе с тем как следовое явление
проделанной работы, способствующее
развитию адаптации, стимулирует дальнейшее
повышение работоспособности и
тренированность организма. Без
утомления нет тренировки. Важно
лишь, чтобы степень утомления
соответствовала проделанной работе.
Степень утомления, как и
быстрота восстановления, обусловлена
сложным взаимодействием многих
факторов, среди которых основное
значение имеют: характер проделанной
работы, ее направленность, объем
и интенсивность, состояние здоровья,
уровень подготовленности, возраст
и индивидуальные особенности
тренирующегося, предшествовавший
режим, уровень технической подготовки,
умение расслабляться и пр. Если
это соревнования, то существенную
роль играет степень их напряженности
и ответственности, соотношение
сил, тактический план их проведения.
Экспериментально доказано избирательное
действие различных тренировочных
нагрузок и режимов работы
на двигательный аппарат и
вегетативное его обеспечение
при утомлении и восстановлении
20. Функциональная межполушарная
асимметрия. Виды асимметрии.
После открытия в левом
полушарии моторного центра речи
(центр Брока) и сенсорного центра речи
(центр Вернике) это полушарие стали рассматривать
доминирующим в отношении речевой функции
и мышления. Под влиянием наблюдений Р.
Сперри и сотрудников за больными людьми
с перерезкой комиссур переднего мозга
("расщепленный мозг") стала складываться
концепция о частичном доминировании
полушарий мозга человека. Согласно этой
концепции, левое полушарие специализируется
на вербально символических функциях,
правое — на пространственно синтетических.
Ниже показаны различия между полушариями
при зрительном восприятии.
Из анализа приведенных данных следует
существование пяти основных различий
полушарного доминирования у человека:
вербально-невербальное, время — пространство,
анализ — синтез, последовательное —
одновременное восприятие, абстрактное
и конкретное восприятие.
Выделяют несколько видов
функциональных асимметрий. Неодинаковость
двигательной активности рук, ног, лица,
половин тела, управляемой каждым полушарием
мозга, называется моторной асимметрией.
Неравнозначность восприятия каждым из
полушарий объектов, расположенных слева
и справа от средней плоскости тела, именуется сенсорной асимметрией.
Специализация полушарий мозга в отношении
различных форм психической деятельности
обозначается как психическая асимметрия.
Так, человек с превалированием
левополушарных функций тяготеет к теории,
имеет большой словарный запас и активно
им пользуется, ему присуща двигательная
активность, целеустремленность, способность
прогнозировать события. "Правополушарный"
человек тяготеет к конкретным видам деятельности,
он медлителен и неразговорчив, но наделен
способностью тонко чувствовать и переживать,
он склонен к созерцательности и воспоминаниям.
Совокупность индивидуальных
особенностей психики и поведения
человека составляет тип высшей
нервной деятельности, или темперамент
человека. Он складывается из
общих свойств нервной системы,
которые характеризуются экстра-интраверсией,
эмоциональной стабильностью — невротизмом,
и подвижностью или инертностью нервных
процессов.
И. П. Павлов выделял два
типа высшей нервной деятельности
человека, которые сейчас могут
рассматриваться с позиции межполушарной
асимметрии. Мыслительный тип с
преобладанием второй (речевой) сигнальной
системы — преимущественно левополушарный,
и художественный тип с преобладанием
первой сигнальной системы конкретных
образов — преимущественно правополушарный
человек. В последнее время получает признание
концепция о взаимодополняющем сотрудничестве
двух полушарий и преимуществе отдельного
полушария лишь в определенные стадии
той или иной нервно-психической деятельности,
а не всей функции в целом (Э. А. Костандов,
1983). Правое полушарие быстрее, чем левое,
обрабатывает поступающую информацию,
зрительно-пространственный анализ стимулов
в правом полушарии передается в левое
полушарие (в моторный "центр речи"),
где происходит окончательный, высший
семантический анализ и осознание раздражения.
Согласно концепции В. Л.
Бианки, в процессе обучения правое
полушарие работает по принципу
дедукции, т. е. сначала осуществляет
синтез, а затем анализ; левое
же полушарие функционирует по
принципу индукции, сначала анализируя
раздражители, а затем синтезируя
их.
В эволюции человека речь
первоначально лишь использовала,
а затем развила и качественно
преобразовала уже имеющуюся
у животных функциональную межполушарную
асимметрию.
21. Моторика руки и
успешность учебного процесса.
Одной из основных задач воспитания
и обучения дошкольника является
подготовка его к школе. Один из навыков,
который должен быть сформирован
к тому времени, когда ребенок
пойдет в школу – это развитие
мелкой моторики и координации движений
пальцев рук. Уровень развития мелкой
моторики – один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному
обучению. Ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики,
умеет логически рассуждать, у
него достаточно развиты память и
внимание, связная речь.