Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:48, дипломная работа
Дипломная работа посвящена не только проблемам ответственности за повреждение имущества организаций и граждан, повреждение здоровья граждан, а в некоторых случаях и смерти, но и раскрывает весь процесс возмещения вреда, его объем и размер, при каких условиях наступает ответственность и на кого она возлагается и ряд других вопросов, которые характерны для данных правоотношений.
Введение
1. Общие положения о возмещении вреда, причиненного источником повышенной опасности
1.1 Понятие источника повышенной опасности
1.2 Основание и условия ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности
1.3 Субъекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности
1.4 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда
2. Определение размера возмещения ущерба при причинении вреда источником повышенной опасности
2.1 Объем и размер возмещения вреда
2.2 Основания уменьшения размера возмещения вреда
3. Особенности возмещения вреда при взаимодействии транспортных средств
3.1 Условия имущественной ответственности при взаимодействии источников повышенной опасности
3.2 Ответственность владельцев источников повышенной опасности перед третьими лицами
Заключение
Список использованной литературы
Эксплуатация немеханических объектов на стройке, а также деятельность, не связанную с использованием объектов на высоте или значительных углублениях в поверхности (например, использование на стройке складов, сараев, рабочих раздевалок, столовых и др. подсобных помещений), при причинении вреда нельзя квалифицировать по ст.1079 ГК.
Больше всего проблем на практике возникает при возмещении вреда, причиненного эксплуатацией транспортных средств. Прежде всего обращает на себя внимание рост количества транспортных средств. Модернизация транспорта вместе с повышением условий безопасности их эксплуатации (совершенствование системы торможения,протекторов шин, применение ремней безопасности и т. п.) привела, с другой стороны, к увеличению опасности причинения вреда (главным образом из-за роста возможных скоростей передвижения).
Возросли скорости и на железнодорожном транспорте, появились и будут внедряться скоростные трассы. Количество случаев причинения вреда при эксплуатации транспорта, большой материальный ущерб дорожно-транспортных происшествий позволяет считать транспортные средства (и прежде всего автотранспорт) наиболее вредоносными среди постоянно действующих механических источников повышенной опасности, которые систематически и стабильно проявляют вредоносные свойства.
В этой связи важно определить круг источников повышенной опасности на транспорте.
Если в Гражданском кодексе 1964 года называется один из видов транспорта - автомобили (ст.454), то в Гражданском кодексе 1996 года источником повышенной опасности считаются транспортные средства (ст.1079). Судебная практика относит к транспортным средствам - мотоциклы, мопеды, тракторы, комбайны, паровозы, электровозы, тепловозы и т. п.
Не может быть критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышенной опасности признак их регистрации в органах ГИБДД, поскольку там не регистрируются механическая сельскохозяйственная и др. техника в сельской местности, которая должна быть отнесена к источникам повышенной опасности.
Надо также иметь в виду, что в последние годы законодатель ввел понятие "трубопроводный транспорт", владельцами которого являются нефтедобывающие, газодобывающие управления и т.п. Вредоносные свойства трубопроводного транспорта будут немеханического свойства в отличие от большинства транспортных средств (очевидно, что повышенная взрывоопасность и воспламеняемость транспортируемых газа и нефти).
Качественный состав транспортных средств неоднороден еще и потому, что один из них приводится в движение энергией внутреннего сгорания (с различными видами топлива), другие (и этот вид транспорта весьма перспективен) - электрической энергией (троллейбусы, трамваи, электрокары, электромобили и т.д.).
К источникам повышенной опасности иногда относят лишь средства транспорта, которые приводятся в движение энергией механического двигателя. Предполагается считать источником повышенной опасности только автомобили, мотоциклы, мопеды с рабочим обьемом двигателя не менее 49,8 куб.см. и минимальная мощность около 2 л.с., подлежащих регистрации и учета автомототранспорта17.
Выбор указанных технических показателей транспортных средств можно признать правильным и ориентироваться на них при квалификации вредоносности механических транспортных средств. Однако нельзя не считаться и с транспортом, приводимом в движение электрической энергией (троллейбусы, трамваи, электрокары т.п.).Их вредоносные свойства не только механического характера. Они проявляются и в возможности поражения электрическим током. Значит ориентиром для включения таких объектов в число источников повышенной опасности должен служить не только мощность электродвигателя, но и, например емкость и сила тока используемых аккумуляторов (батарей).
Бесспорно, что не все предметы в окружающей нас действительности являются источниками повышенной опасности. Среди ученых длительное время шел спор о том, должен ли перечень источников повышенной опасности быть исчерпывающим или примерным. За установление исчерпывающего перечня источников повышенной опасности высказывания Б.С.Антимонов, он писал:"Перечень случаев повышенной ответственности должен быть исчерпывающим,поскольку дело в специальной норме, устанавливающей в виде изъятия из общего правила ответственности по составу вины, особый правовой режим ответственности"18.
Напротив, Е.А.Флейшиц высказывался за примерный перечень источников повышенной опасности, мотивируя это появлением все новых и новых их видов в связи с развитием техники19.
ГК 1964г.(ст.454) воспринял идею примерного перечня источника повышенной опасности. Открытый перечень источников повышенной опасности в большей мере соответствует жизненной реальности. Действительность дает нам примеры появления все новых и новых их видов, что обусловлено научно-техническим прогрессом и в тоже время позволяет исключить из него виды источников, переставших существовать в связи с изменившимися условиями жизни.
В рамках открытого перечня в литературе с давних пор в целях облегчения работы правоприменительных органов предлагаются классификации источников повышенной опасности либо видов повышенно- опасной деятельности. Большая заслуга,в решении данного вопроса, принадлежит О.А.Красавчикову20.
Он
классифицировал отдельные виды
источников повышенной опасности по
формам энергии, заключенной в соответствующих
предметах материального мира. Поэтому
признаку названные источники
1)
физические источники
2)
физико-технические источники
3)
химические источники
4)
биологические источники
Данная классификация облегчает задачи практики при решении вопросов об отношении того или иного предмета к числу источников повышенной опасности.
В ст. 1079 ГК дан примерный перечень видов деятельности, создающих повышенную опасность для окружающих. Он отличается от перечня, содержащихся в ст.454 ГК 1964 года и ст.128 Основ 1991 года. Соответствующие изменения связаны с современным, более высоким уровнем технического прогресса, широким распространением таких видов деятельности, как использование атомной энергии, токов высокого напряжения и т.д. Исчерпывающий перечень дать невозможно в связи с постоянным развитием науки и техники.
В примерном перечне, содержащемся в ст.1079 ГК, в отличие от прежних названы не вещественные объекты, а именно виды деятельности. Такой подход окончательно определил содержание понятия "источник повышенной опасности" как деятельности, процесса, движения.
Из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что от предмета нельзя отделить его свойства и поэтому не все предметы материального мира обладают повышенной опасностью для окружающих.
Данная точка зрения выработана наукой на основе обобщения жизненной практики и практики правоприменительных органов.
Поэтому
источник повышенной опасности можно,
в целом определить как деятельность
по использованию объектов материального
мира, которые будучи наделенными определенными
вредоносными свойствами в процессе эксплуатации
человеком, не поддаются с его стороны
полному контролю, в результате чего деятельностью
по применению (эксплуатации) таких объектов
создается повышенная вероятность причинения
вреда гражданам,их имуществу и имуществу
организаций.
1.2
Основание и условия
Трудно назвать проблему, которая вызывала бы более оживленную и острую дискуссию в российской цивилистической науке, чем вопрос об основании и условиях гражданско-правовой ответственности. Спор этот имеет давнюю историю. Расширяется и сужается круг авторов, касавшихся этой проблемы, сменялись их взгляды, а вопрос остался нерешенным. Неясным остается прежде всего понятие "основание" и "условия" ответственности,их содержание и соотношение. В литературе довольно прочно утвердилось положение о том, что основанием деликтной ответственности является состав правонарушения, как совокупность определенных признаков. В качестве таких элементов рассматривается: вред, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между этим поведением и наступившим в результате этого вредом(объективные элементы) и вина причинения вреда (субъективный элемент).Споры же ведутся главным образом о том, является ли состав правонарушения не только общим, но и единственным основанием деликатной ответственности, во-первых, и какие элементы этого состава необходимы для возникновения ответственности, во-вторых.
По мнению одних авторов,состав гражданского правонарушения является не только основным, но и единственным основанием ответственности, а в тех случаях, когда нет полного состава правонарушения, нельзя говорить и об ответственности причинителя вреда."При отсутствии законченного состава правонарушения - пишет, в частности, С.С.Алексеев,-
лицо
не может быть привлечено к гражданской
ответственности"1. Другие авторы, а
их большинство, считают, что состав
правонарушения, порождающий гражданско-
Результатом указанного различия во взглядах на основания гражданско-правовой ответственности является продолжающаяся до сих пор дискуссия о том, на каких началах строится ответственность за причинение вреда по российскому гражданскому праву и можно ли вообще считать ответственностью возложения обязанности возмещение вреда,если его причинение не является результатом виновного поведения правонарушителя. Отсюда различие во взглядах и появление различных теорий об основаниях ответственности за причинение вреда. Господствующая среди них является теория "вины с исключением", или иначе теория стимулирования, согласно которой ответственность за причинение вреда наступит, по общему правилу, за вину, а в случаях, предусмотренных законом(являющихся исключением из общего правила),независимо от вины и даже без вины. В этих случаях ответственность установлена в целях стимулирования "повышенной бдительности", "особой предосторожности"2.
Близко к изложенной примыкает так называемая теория "двух начал". Опираясь на положение закона и широкое распространение на практике случаев причинения вреда источником повышенной опасности, применительно которым и установлена ответственность не зависимо от вины (и даже без вины), автор этой теории К.К. Яичков указывал, что ответственность возможна как за вину, так и без вины. Поэтому нет никаких оснований утверждать, что вина как одно из этих начал-главное, определяющее, исходное по сравнению с другими причинами (отсюда названная теория)3.
При всех различиях в обосновании ответственности при невиновном (случайном) причинении вреда,общим для этих теорий является исходное положение авторов - ответственность может наступить не только за вину, но и без вины ( за случайное причинение вреда) .
Другие авторы, исходя из принципа "без вины нет ответственности" полагают, что отношения по возмещению вреда причиненного в результате случайных, невиновных действий правонарушителя, хотя по своей внешней форме и напоминают отношения ответственности, исключают возможность квалификации их в качестве ответственности. При возложении обязанности возмещать убытки без вины законодатель, говорят они, использует лишь " модель ответственности ". И нет никаких основании и необходимости наполнять эту модель чуждым ей содержанием и включать в понятие ответственности. Для обоснования же возложения на правонарушителя обязанности возместить невиновно причиненный вред в случаях, указанных в законе, эти авторы используют начало риска. Отсюда название этой концепции - теория исключительно виновного начала или теория вины и иска.
Рассмотрев
разные точки зрения ученых цивилистов
на имущественную ответственность
в гражданском праве я
Если условия ответственности за причиненный вред (вообще) могут быть общими - это наличие вреда, противоправного действия правонарушителя, причинная связь между действием и вредом и вина причинителя вреда, то могут быть условия ответственности и специальные. Наличие специальных условий требуется лишь для возникновения отдельных видов обязательств (ст.ст.1073, 1074) к ним относятся и условия, раскрывающие (характерные) ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности.