Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:00, курсовая работа
Цель : изучить и рассмотреть процесс административного задержания.
Задачи: 1) рассмотреть сущность административного задержания;
2) изучить процесс административного задержания;
3) изучить причины задержания граждан;
4) рассмотреть кодекс РФ об административном правонарушении.
Введение 4
Административное задержание граждан 5
Сроки административного задержания 10
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице 11
Протокол об административном задержании 13
Место и порядок содержания задержанных лиц 13
Заведомо незаконное административное задержание 14
Судебное решение о производстве административного задержания 17
Заключение
Несовершеннолетние, задержанные в состоянии опьянения, доставляются, как правило, домой, а при тяжелом алкогольном опьянении — в лечебные учреждения. Помещение их в медицинские вытрезвители допускается лишь в исключительных случаях, кода невозможно установить их личность, место жительства и передать родителям либо представителям учреждений, отвечающих за их воспитание и содержание.
Все доставленные в вытрезвитель немедленно осматриваются медицинскими работниками. Они решают вопрос о проведении лечебно-профилактических мероприятий, а при необходимости — и о санитарной обработке. Срок пребывания в вытрезвителе зависит от состояния лица, но не должен превышать 24 часов. За содержание в медицинском вытрезвителе взыскивается плата. Ее размер устанавливается главами администрации, правительствами субъектов Федерации.
Процессуальное задержание преследует двойную цель: предотвратить наступление вредных последствий и уклонение виновного от ответственности. Оно применяется в связи с административными правонарушениями и регулируется КоАП РФ.
Процессуальное административное задержание может быть произведено, если помимо общей предпосылки — совершения административного правонарушения, — имеется одно из следующих дополнительных условий:
По основаниям и срокам можно различать процессуальное задержание на общих основаниях и его специальные виды. Специальное задержание может производиться только в случае совершения лицом определенного, прямо указанного в законе проступка.
Лиц, задержанных на общих основаниях, можно содержать по стражей не более трех часов. В связи с задержанием составляется протокол, по просьбе задержанного о месте его нахождения уведомляются родственники (ст. 240 КоАП).
Таким образом, превентивное и процессуальное административное задержание различаются по: 1) фактическим основаниям применения; 2) целям; 3) нормативному основанию; 4) срокам; 5) правовым последствиям; 6) кругу задерживаемых лиц.
2. Сроки административного задержания.
3. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых.
4. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований полагать, что при физическом лице находятся оружие или иные предметы, используемые в качестве оружия, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, могут быть осуществлены без понятых.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.
6.О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.
7.В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
4.Протокол об административном задержании.
1.Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.
2.Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе, (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ).
5. Место и порядок содержания задержанных лиц.
1.Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего Кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления.
2.Условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц определяются Правительством Российской Федерации.
3.Несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц.
6.Заведомо незаконное административное задержание.
В самом общем виде понятие задержания раскрывается в международном праве. Так, в соответствии со Сводом принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме1, задержанием является лишение любого лица личной свободы не в результате осуждения за совершение правонарушения.
Действующее законодательство России предусматривает следующие виды задержания: административное задержание и задержание подозреваемого в совершении преступления (уголовно – процессуальное задержание).
Так, некоторые криминалисты причисляют заведомо незаконное административное задержание к числу преступлений против правосудия, поэтому считают единственно приемлемой квалификацию этого деяния по ч. 1ст. 301 УК.
Большинство же ученых полагают, что в ч. 1 ст. 301 УК речь идет только о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления (так называемое уголовно процессуальное задержание).
При наличии необходимых
Н.И. Пикуров, причисляя себя к сторонникам идеи рассматривать в комментируемой норме уголовно-правовой термин "задержание" лишь в качестве уголовно-процессуальной меры принуждения, обосновывает ее двойственной юридической природой административного задержания, не позволяющей однозначно отнести связанные с ним злоупотребления к числу преступлений против правосудия. "Хотя по своей сути (особенно по характеру причинения вреда конституционным
1 Утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 43/173 от 9 декабря 1988 г.
правам граждан) они близки к ним", - заключает он1.
П.Л. Сурихин, изучавший данный вопрос на уровне диссертационного исследования, так выразил свое мнение по существу обозначенной проблемы: "Уголовно-процессуальное и административное задержания схожи. Вместе с тем заведомо незаконное административное задержание не может образовывать состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 301 УК России. Исторически данный состав преступления предусматривает уголовную ответственность именно за заведомо незаконное уголовно-процессуальное задержание. Квалификация заведомо незаконного административного задержания по ч. 1 ст. 301 УК России имеет характер применения уголовного закона по аналогии. Кроме того, наказание, предусмотренное в санкции ч. 1 ст. 301 УК России, существенно не соответствует общественной опасности заведомо незаконного административного задержания"2
Кроме
того, высказывались и такие
В международном и российском законодательстве провозглашен принцип недопущения произвола со стороны компетентных должностных лиц, на законных основаниях и в порядке, предусмотренном законом, ограничивающих личную свободу граждан. Этот принцип не носит лишь декларативный характер. Уголовное законодательство своим назначением имеет охранительную функцию, проявляющуюся в