Административно-правовое принуждение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 21:06, курсовая работа

Описание

Государственное управление осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей. В современных условиях в качестве этих двух способов выступают два универсальных метода государственного управления - убеждение и принуждение.
В качестве основного метода своей деятельности государство, органы публичной власти используют убеждение граждан в необходимости сознательного и добровольного соблюдения Конституции РФ, законов и иных правовых актов РФ. Однако, в условиях, когда совершаются правонарушения, а также возникают различные угрозы гражданам, обществу и государству, государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица вынуждены применять государственно-правовое принуждение и, если говорить о государственном управлении, административно-правовое принуждение.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…….2
Глава 1. Понятие административного принуждения ………………….……4
Глава 2. Виды мер административного принуждения………………….…...8
2.1 Меры административного предупреждения…………………………….13
2.2 Меры административного пресечения…………………………………..17
2.3 Меры административной ответственности……………………………...20
2.4 Административно-восстановительные меры……………………………23
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………26

Работа состоит из  1 файл

адм. прав. прин..doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

      1) меры наказания (административные  взыскания);

      2) меры административного пресечения;

      3) административно-восстановительные  меры.

      К его критике и классификации  присоединяется также и ряд других ученых.

      И.И. Веремеенко считает, что предложенная Д.Н. Бахрахом классификация не проводит достаточно четкой границы между различными правовыми мерами. В группе мер административного пресечения объединены и административно-процессуальные меры (административное задержание, задержание и арест имущества) и административно-правовые санкции, которые автор именует самостоятельными мерами административного пресечения (например, приостановление работы предприятия).9

      Классификация Д.Н. Бахраха длительное время признавалась господствующей в теории и практике административного права, причем в  содержательном плане состав административно-принудительных мер неоднократно изменялся.

      Трехзвенная структура административного принуждения  длительное время признавалась господствующей в теории и практике административного  права, но в дальнейшем был выработан  четырехзвенный подход к классификации административно-принудительных мер, получивший в последнее время широкое признание. Данный подход предусматривает следующие виды административного принуждения:

      1) административно-предупредительные  меры;

      2) меры административного пресечения;

      3) меры административного взыскания;

      4) административно-восстановительные  меры.

      Впоследствии  и сам Д.Н. Бахрах говорит о  данной классификации как приемлемой,10 но также можно встретить иные варианты классификации административного принуждения. Например, Л.Л. Попов исходя из целей использования, способов обеспечения правопорядка и общественной безопасности, специфики возникающих при этом правоотношений и особенностей применяемых мер административно-правового принуждения, предлагает делить всю совокупность административно-принудительных мер:

      1) на меры административного предупреждения;

      2) меры административного пресечения;

      3) административные взыскания;

      4) административно-процессуальные меры.11

      В свое время для целей реализации административной ответственности  к коллективным субъектам предлагалось также рассматривать в качестве самостоятельного вида административно-правового принуждения и всю совокупность принудительных мер, используемых по отношению к предприятиям.

      Несколько по-иному определял виды административного принуждения А.П. Коренев. Им предлагалось в качестве более полной и обоснованной следующий  подход к классификации административно-принудительных мер – пятиэлементный:

      1) контрольно-предупредительные меры;

      2) меры административного пресечения;

      3) меры процессуального обеспечения;

      4) восстановительные меры;

      5) административные взыскания.

      Данная  классификация некоторыми административистами  берется за основу деления административно-юрисдикционного  производства на виды.

      Интересную  классификацию мер административно-правового принуждения также предложил Л.М. Розин. Критерием классификации, по его мнению, является цель, для достижения которой соответствующая мера применяется, а именно ею определяется основание и порядок применения каждой меры. Данная классификация выглядит следующим образом:

      а) административные взыскания, применяемые  при привлечении к административной ответственности в качестве наказания  правонарушителя;

      б) меры административного пресечения, используемые для пресечения совершающегося правонарушения;

      в) меры процессуального принуждения, которые дают возможность установить факт правонарушения, удостоверить личность нарушителя, собрать все необходимые  данные об административном правонарушении и составить требуемые законом  документы;

      г) восстановительные меры, предназначенные для восстановления нарушенного правопорядка, прав граждан;

      д) административно-принудительные меры, применяемые в целях предотвращения правонарушений.12

      Вообще, необходимо отметить, что существующие в настоящий момент в науке  проблемы классификации мер административно-правового принуждения можно свести к трем группам:

      - необходимость выделения мер  административного предупреждения;

      - необходимость выделения административно-восстановительных  мер;

      - необходимость выделения и место  в системе административно-правового принуждения мер процессуального обеспечения.13

      Все представленные выше подходы к классификации  административно-принудительных мер  являются чрезвычайно важными и  имеющими большой научный интерес  как со стороны теоретиков административного права, так и практиков. Однако, если учесть динамику социальных процессов последнего десятилетия, можно условно говорить о существовании лишь четырехзвенной и пятизвенной классификации административно-принудительных мер.14

      Исходя  из приведенного выше анализа различных подходов к классификации мер административно-правового принуждения, система мер административно-правового принуждения выглядит следующим образом:

  1. меры административного предупреждения;
  2. меры административного пресечения;
  3. меры административной ответственности;
  4. административно-восстановительные меры.

      Важно отметить, что меры каждой из этих групп  закреплены законодательством Российской Федерации. 
 
 
 
 

2.1 Меры административного  предупреждения 

      Административно-предупредительные  меры - это меры принудительного характера, которые применяются в целях предупреждения возможных правонарушений в сфере государственного управления, которые могут привести к нарушениям общественного порядка и общественной безопасности, другим явлениям, вредным для режима управления государством. Они применяются, например, для предотвращения аварий на производстве, дорожно-транспортных происшествий, пожаров; обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, безопасности пассажиров воздушных судов; защиты жизни, здоровья и безопасности граждан при стихийных бедствиях, катастрофах, чрезвычайных событиях.15

      Административно-предупредительные  меры являются самостоятельным видом  мер принуждения, целью которых  является предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности.

      Административно-предупредительные  меры имеют строго целевой профилактической характер, они направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых установленных законодательством условий. 16

      Особенности административно-предупредительных  мер:

  1. административно-предупредительные меры являются средством охраны общественного порядка и безопасности.
  2. административно-предупредительные меры применяются с целью предупредить возможность совершения правонарушения.
  3. административно-предупредительные меры не связаны с совершением административного правонарушения.
  4. административно-предупредительные меры предшествуют применению иных мер. 17

      Система административно-предупредительных  мер включает:

      1) беспрепятственное посещение (по  предъявлении служебного удостоверения)  и проведение обследования организаций,  предприятий, жилищных условий граждан, условий работы лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью с целью проверки выполнения санитарного законодательства РФ, проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил (№ 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»18). Эти действия уполномочены совершать главный государственный санитарный врач РФ, главный санитарные врачи республик, входящих в состав РФ, краев, областей, районов. Аналогичными полномочиями обладают работники государственной противопожарной и налоговой служб, налоговой полиции и т. д. Налоговый инспектор имеет право при осуществлении своих полномочий обследовать любые производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий и занимающихся предпринимательской деятельностью лиц, используемые для извлечения доходов (прибыли) либо связанные с содержанием объектов налогообложения;

      2) проверку документов (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции» устанавливает, что сотрудники полиции могут проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении административного правонарушения)19;

      3) досмотр вещей, багажа, личный  досмотр (таможенный досмотр, а также пассажиров и багажа в аэропортах, досмотр проносимых предметов на предприятиях пищевой, легкой, радиоэлектронной промышленности и т.д.). В соответствии со ст. 27.7 КоАП РФ  личный досмотр проводится уполномоченным на то должностным лицом (ОВД, таможни и т.д.) как правило, в присутствии двух понятых. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, может быть осуществлен без понятых. О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол, либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании;20

      4) запрещение (ограничение) дорожного  движения как одно из средств  обеспечения общественной безопасности (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции» устанавливает, что работники полиции имеют право временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов; п. 2 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции» - производить по решению начальника органа милиции или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведения карантинных мероприятий в случае эпидемий и эпизоотии;21

      5) временное отстранение от работы  граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты (№ 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Осуществляются такие меры санитарными врачами;

      6) остановку транспортных средств  работниками ГАИ и проверку  ими документов у водителей  на право пользования и управления  транспортными средствами, а также документов на перевозимые грузы; проверку знаний водителями правил дорожного движения (п. 23 ст. 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции»; п. 8 Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел РФ);

      7) госпитализацию инфекционных больных (№ 52-ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Уполномоченные должностные лица могут принимать решения об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих;22

Информация о работе Административно-правовое принуждение