Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:48, задача
До конца 1991 г. арбитражных судов как органов осуществления правосудия в России не было, действовали лишь ведомственные органы, которые назывались "арбитражами", и выполняли функцию по разрешению хозяйственных споров. Они создавались при министерствах, госкомитетах, ассоциациях, на крупных предприятиях и т.п.
В настоящее время в Российской Федерации образованы и действуют арбитражные суды - федеральные государственные органы, судебной власти, осуществляющие правосудие.
Нормативные указы Президента РФ как главы государства подлежат применению, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам . Порядок официального опубликования федеральных нормативных правовых актов определен Федеральным законом от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» и Указом Президента РФ от 05.04.94 № 662 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных законов». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.
Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
6. Судебная власть: место в теории разделения властей, понятие и ее отличительные черты и формы ее осуществления. В чем проявляется ее подзаконность.
Судебная власть — разновидность государственной власти. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Эти разновидности судопроизводства составляют основное содержание, формы выражения судебной власти.Судопроизводство, т. е. порядок рассмотрения дел судами, заключается в строгой, установленной законом процедуре ведения судебного разбирательства, гарантирующей права и свободы участникам процесса в целом и личности, в частности, их полное равенство, гласность, законность и справедливость решений суда.Важнейшая функция судебной власти — осуществление правосудия, т.е. наличие права судить.
Судебная власть — это предоставление специальным органам государства — судам — полномочий по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.
Судебная власть обладает рядом отличительных признаков:
— осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей;— полная самостоятельность и отделение от законодательной и исполнительной властей;
— осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства;— подзаконность, в силу чего судьи при решении любого дела или вопроса их компетенции руководствуются только законом;— правоприменительный характер: суд не издает законов, а применяет их к конкретным фактам и обстоятельствам;— исключительность, т.е. не допускается возможность вторичного рассмотрения и разрешения дела кем бы то ни было после вступления в силу судебного акта;— полнота власти — выражается в законодательно закрепленных широких полномочиях судов и судей как в разрешении самых разнообразных правовых споров и вопросов, так и в применении мер государственного принуждения к правонарушителям вплоть до самых строгих и исключительных.Судебная власть реализуется специальным государственным органом — судом. Судебную власть посредством конституционного судопроизводства осуществляет Конституционный Суд РФ. Именно он является судебным органом конституционного контроля (ч. 1 ст. 18 Закона о судебной системе). Посредством гражданского (арбитражного) судопроизводства судебная власть реализуется судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а посредством административного и уголовного судопроизводства — судами общей юрисдикции.
7. Суд – орган судебной власти. Правосудие: понятие, характерные черты, способы осуществления. Судопроизводство и его виды.
Суд представляет собой: 1) орган, занимающий особое положение в системе других государственных органов, самостоятельный и независимый от других ветвей власти и полномочный осуществлять судебную власть; 2) орган, состоящий из судей, назначаемых (избираемых) в законном порядке; эти судьи действуют на профессиональной основе.Одним из признаков судебной системы является ее построение в соответствии с национально-государственным устройством и административно-
Судебная власть и правосудие — различные понятия.. Правосудие — это деятельность судов по рассмотрению и разрешению судебных дел. Судебная власть — это право судебных органов, которым они наделены по закону, возможность осуществлять широкие юрисдикционные полномочия; это правовой статус судов, их место и положение как особых органов государственной власти.
Под судопроизводством понимаются деятельность судов по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их ведению, а также действия других субъектов, которые реализуют свои права и обязанности, вступают в процессуальные отношения с судом (по уголовным делам — также и с органами дознания, предварительного следствия и прокурором). Судопроизводство — понятие более широкое, чем правосудие.Термин «судопроизводство» в законодательных актах, научной и учебной литературе, на практике применяется наряду с термином «процесс»: гражданское судопроизводство или гражданский процесс, уголовное судопроизводство или уголовный процесс. Уголовное судопроизводство имеет свои существенные особенности. Они вызываются сложностью работы по раскрытию преступлений, необходимостью тщательной подготовки материалов для успешного осуществления правосудия, нередко — применением принудительных процессуальных мер (задержание, арест). Гражданский процесс начинается непосредственно в суде по иску, заявленному гражданином, юридическим лицом или прокурором.
Процедура рассмотрения судом дел об административных правонарушениях менее сложная; она регламентируется ст. 225—265 КоАП.
8. Конституционные принципы правосудия.
Принципы правосудия — это закрепленные в Конституции Российской Федерации и других законах страны основные, руководящие положения (правила, требования, идеи) наиболее общего характера, выражающие демократическую сущность российского правосудия, образующие единую систему, определяющую организацию и деятельность судебных органов, и служащие выполнению задач, стоящих перед судом.
Критерии принципов правосудия следующие.
1. Положение, составляющее принцип, всегда закреплено в законе, то есть является правовым.2. Принцип отражает сущность правосудия. Не будет уголовно-процессуальной, гражданской процессуальной или арбитражной процессуальной деятельности, даже если она осуществляется судом (судьей), но с нарушением принципов правосудия.3. Несоблюдение требований одного принципа правосудия неминуемо приводит к попранию какого-либо другого (той же отрасли права).4. Принципы правосудия всегда отражают его демократизм.Признаки, раскрывающие понятие «принципы правосудия».1. Они отражают наиболее общие закономерности регулируемых правоотношений, выражают результат развития общественной практики, в частности судебной, и общественной мысли, сложившихся внутри страны и за ее пределами. В принципах выражены политические, правовые и нравственные идеи, господствующие в обществе.
Обладая определенной стабильностью, принципы развиваются в связи с новыми потребностями жизни общества. 2. Важнейшим условием реальной жизни принципов является закрепление их в законе. Принципы правосудия закреплены в Основном Законе Российской Федерации — им посвящено около тридцати статей, в Законе о судебной системе Российской Федерации, Законе о судоустройстве, Законе о статусе судей, в Уголовно-процессуальном кодексе, Гражданском процессуальном кодексе, Кодексе об административных правонарушениях.3. Принципы правосудия представляют собой наиболее общие положения (правила). 4. Принципы правосудия — руководящие положения. Их значение чрезвычайно велико как в нормотворческой, так и в правоприменительной деятельности. 5. Принципы правосудия образуют единую систему. Они едины по своей сущности и служебному назначению. И хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, все принципы действуют в неразрывной связи друг с другом. Система принципов правосудия включает в себя следующие основные начала:осуществление правосудия только судом;осуществление правосудия в точном соответствии с законом;право граждан на судебную защиту;равенство граждан перед судом и законом;независимость судей и подчинение их только закону;сочетание коллегиального и единоличного осуществления правосудия;открытое разбирательство дел во всех судах;язык судопроизводства;равноправие сторон и состязательность процесса;обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту;презумпция невиновности;гуманизм, охрана здоровья граждан, чести и достоинства личности.
6. Каждый принцип выполняет свою определенную роль в организации и деятельности судов.
11. Судебная система Российской Федерации
Судебная система России — это совокупность судов страны, установленная Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ», объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией.
Судебную систему России составляют:— Конституционный Суд РФ;— конституционные (уставные) суды субъектов РФ;— Верховный Суд РФ;— суды субъектов РФ;— районные (городские) суды;— военные и специализированные суды;— мировые судьи;— Высший Арбитражный Суд РФ;— федеральные арбитражные суды округов;— арбитражные суды субъектов РФ. Федеральных судов три вида:1.Конституционный Суд РФ наделен следующими полномочиями. Он:- разрешает дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов и др.- разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и ее субъектов; между высшими государственными органами субъектов РФ;- дает толкование Конституции РФ.2.В систему федеральных судов общей юрисдикции входят: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные и специализированные суды.Высшим судебным органом общей юрисдикции по гражд., уголовным, адм. -Верховный Суд РФ. По месту дислокации войск и флотов создаются военные суды. Они осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.3.Система арбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ.Высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, признается Высший Арбитражный Суд РФ. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи .Конституционный (уставный) суд субъекта РФ рассматривает вопросы соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектаРФ, органов местного самоуправления субъекта РФ не Конституции РФ.Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно разрабатывает и устанавливает порядок судопроизводства своего конституционного суда. Полномочия, порядок деятельности мировых судей, порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией РФ, Законом о судебной системе, иными федеральными конституционными законами, Законом о мировых судьях, а порядок назначения (избрания) и Деятельности мировых судей устанавливается, кроме того, законами субъектов Российской Федерации.
Федерации.
12. Суды общей юрисдикции.
К судам общей юрисдикции относятся мировые судьи, районный (городской) суд, суды субъектов РФ (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономной области и автономных округов), Верховный Суд РФ, военные суды.Звеном судебной системы считаются суды, обладающие одинаковой компетенцией, едиными принципами организации работы, общим порядком отправления правосудия и тождественным структурным составом.Суды общей юрисдикции (территориальные суды) подразделяются на следующие звенья:1. основное (первое) звено — мировые судьи;2. второе звено — районные (городские) суды;3. третье звено — суды субъектов РФ; верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения , суды автономных округов и автономной области;— высшее звено — Верховный Суд РФ. Военные суды подразделяются на звенья:1.суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов;
2. суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил, групп войск;3.Военная коллегия Верховного Суда РФ.Трехзвенную систему имеют арбитражные суды:1. арбитражные суды республик в составе России, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов;2. федеральные арбитражные суды округов (10);3.Высший Арбитражный Суд РФ.Инстанционное рассмотрение дел предполагает обязательность последовательности перехода дела из одной инстанции в другую. Это связано со стадиями уголовного и гражданского процесса, т.е. с этапами продвижения дела. В суде первой инстанции дело рассматривается впервые, и суд, разрешая его, выносит приговор по уголовному делу, решение — по гражданскому, постановление — по делу об административном правонарушении.Суд первой инстанции характеризуется следующим:1. Впервые рассматривает гражданское или уголовное дело или дела об административном правонарушении. Конкретной задачей суда, является законное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела и вынесение законного и обоснованного решения, приговора, постановления.
2. По составу суда первой инстанции закон предусматривает четыре варианта:1) судья единолично рассматривает дело;
2) большинство гражданских и уголовных дел рассматривается в составе профессионального судьи и двух народных заседателей;3) дело рассматривается коллегией в составе трех профессиональных судей;4) дело рассматривается в суде присяжных: профессиональный судья и двенадцать присяжных заседателей.3. Рассматривает дело при участии сторон, которые наделены широкими правами по заявлению ходатайств, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и т.д.
Суд в судебном заседании непосредственно исследует доказательства: допрашивает подсудимых, потерпевших, свидетелей, заслушивает эксперта и т.д.Суд кассационной (второй) инстанции характеризуется следующими основными параметрами.1. Предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции являются приговор (решение) суда.Задача суда кассационной инстанции — проверить законность и обоснованность приговора (решения) и в случае выявления нарушений, допущенных судом первой инстанции, принять предусмотренные законом меры к устранению этих нарушений (отмена приговора, возвращение дела на повторное рассмотрение в суд первой инстанции, изменение приговора).