Арбитражные суды России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 19:48, задача

Описание

До конца 1991 г. арбитражных судов как органов осуществления правосудия в России не было, действовали лишь ведомственные органы, которые назывались "арбитражами", и выполняли функцию по разрешению хозяйственных споров. Они создавались при министерствах, госкомитетах, ассоциациях, на крупных предприятиях и т.п.
В настоящее время в Российской Федерации образованы и действуют арбитражные суды - федеральные государственные органы, судебной власти, осуществляющие правосудие.

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 429.50 Кб (Скачать документ)

2. В качестве кассационной инстанции действует соответствующая судебная коллегия Верховного Суда РФ в составе трех профессиональных судей.

3. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, , либо протеста прокурора.4. Суд использует письменные материалы дела и не проводит непосредственного исследования доказательств, т. е. не допрашивает подсудимых (осужденных), потерпевших, свидетелей и т. д.

Суд надзорной инстанции имеет следующие особенности:

1. Предметом рассмотрения в суде надзорной инстанции являются приговоры, решения, определения и постановления судов, вступившие в законную силу. 2. Закон предусматривает два варианта состава суда надзорной инстанции.3. Надзорное производство в суде надзорной инстанции возникает по протесту указанных в законе должностных лиц. 4. Порядок рассмотрения дела в суде надзорной инстанции сходен с порядком кассационного рассмотрения.Участие прокурора в суде надзорной инстанции является обязательным.Сущность апелляционного производства заключается в том, что суд апелляционной инстанции вправе пересмотреть дело по существу, т.е. с широким участием сторон, с исследованием доказательств как по документам суда первой инстанции, так и непосредственным получением их в ходе судебного следствия и с вынесением нового решения (приговора). Апелляционная инстанция вправе также оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу без удовлетворения, изменить решение, отменить решение и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или в части.

 

13. Принцип осуществление правосудия только судом

Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ), возлагают на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений (Постановление ВС СССР № 15).

Согласно ст. 49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из названного положения вновь следует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст. 49 Конституции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе. Создание чрезвычайных и других не предусмотренных этим Законом судов не допускается.

Высший орган правосудия нашего государства требует по каждому факту вынесения неправосудного приговора тщательно выяснять причины допущенной судебной ошибки и принимать меры к привлечению виновных судей к установленной ответственности вплоть до постановки вопроса о прекращении их полномочий (Постановление ВС СССР № 15).

Правосудие по уголовным делам и делам об административных правонарушениях осуществляется только судами общей юрисдикции, а по гражданским делам — судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Деятельность арбитражных судов урегулирована АПК, а деятельность судов общей юрисдикции — УПК, ГПК, КоАП Третейские суды, комиссии по трудовым спорам и другие формирования, имеющие отношение к разрешению гражданско-правовых споров, правосудия не осуществляют.

 

 

10. Принципы судоустройства в России и обеспечение их действия, правовое закрепление.

Судебная система России строится на основе следующих принципов судоустройства страны:

1) Принцип законодательной регламентации судоустройства страны выражается в том, что судебная система России устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ».

2) Принцип единства судебной системы обеспечивается путем:— установления судебной системы Конституцией и Законом о судебной системе;— соблюдения всеми судами правил судоустройства, установленных федеральным законом;— применения всеми судами Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;— признания обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу;— законодательного закрепления единства статуса судей;— финансирования судов из бюджетов.3) Принцип вертикальной связи однородных судов выражается в том, что суды общей юрисдикции и арбитражные суды связаны между собой организационными и функциональными связями.

Организационные связи регулируются законодательством о судоустройстве, а функциональные — законодательством о судопроизводстве.

4) Российская судебная система построена с учетом федеративного, национально-государственного и административно-территориального устройства и деления страны.

 

 

 

 

 

 

14. Принцип законности в деятельности СПО.Гарантии его соблюдения.

Законность — универсальный правовой принцип, который нашел свое нормативное воплощение в многочисленных статьях действующей Конституции Российской Федерации.

Общие предпосылки законности содержатся уже в ч.1 ст.1 Конституции, объявляющей Россию, демократическим федеративным правовым государством. Часть 2 ст. 4 категорически устанавливает верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории России. Универсальный характер общеправового принципа законности подтверждается ст. 15 Конституции РФ. В Конституции немало других статей, содержащих требования законности или направленных на их обеспечение. Часть из них относится к правосудию.

Действующая Конституция Российской Федерации содержит также ряд норм, направленных на обеспечение законности в сфере судопроизводства и правосудия .

Главные положения принципа законности, выраженные в ч.2 ст. 15 Конституции, носят универсальный характер и в полной мере относятся к правосудию, хотя их суть выражена в общем требовании ко всем субъектам правоотношений соблюдать Конституцию РФ и законы. К законам относятся федеральные конституционные законы и федеральные законы (ч.1 ст. 76 Конституции РФ), Конституции республик в составе России и уставы субъектов Федерации, а также издаваемые ими законы .Деятельность правоохранительных органов, направленная на обеспечение правосудия, регулируется указами Президента, постановлениями Правительства РФ, другими нормативными актами, принятыми в пределах компетенции Российской Федерации и соответственно ее субъектов (ст. 71,72 Конституции РФ) Указанные нормативные акты принимаются в обеспечение реального действия законов. Поэтому требование их исполнения и соблюдения вписывается в рамки принципа законности.

Заметим, однако, что законы и иные нормативные акты не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах компетенции Федерации. В свою очередь федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 и 5 ст. 76 Конституции).

Правосудие осуществляется в рамках судопроизводства. Поэтому достижение целей правосудия обусловлено четким регулированием общественных отношений процессуальными законами, на которых построено гражданское, административное, арбитражное и уголовное судопроизводство. Вот почему Концепция судебной реформы в Российской Федерации, одобренная 24 октября 1991 г. высшим законодательным органом России, предусматривает обновление судебной системы и уголовного судопроизводства, которое она рассматривает в качестве важнейшего и безальтернативного механизма защиты основных прав и законных интересов граждан в экстремальной ситуации преступного правонарушения.

Это касается и ныне проводимых в рамках судебной реформы преобразований. Ведь наличие хороших законов — это фундамент законности, но еще не законность. Принцип законности в правосудии и судопроизводстве направлен на неуклонное исполнение и соблюдение законов всеми участниками общественных отношений, на обеспечение такого поведения граждан и деятельности государственных органов, которые соответствуют требованиям норм права. В процессуальных кодексах тщательно регламентировано производство всех допустимых законом процессуальных действий и процессуальных решений. При этом участники должны точно соблюдать требования не только процессуального, но и материального (уголовного, гражданского, административного) законов. Требования точного соблюдения и исполнения законов при производстве, в частности, предварительного расследования или в суде, адресуется нормами УПК не только субъектам, осуществляющим производство по делу (судье, следователю, прокурору), но и вовлеченным в сферу уголовного судопроизводства гражданам, их защитникам и представителям, экспертам, специалистам и др.

Осуществление законности правосудия обеспечивается системой законодательных гарантий, устанавливаемых процессуальным законодательством.

 

 

 

 

 

 

15. Принцип доступности судебной защиты прав (обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту).

Гарантируя каждому судебную защиту прав и свобод, Конституция Российской Федерации (ст. 46) тем самым приверженность России общепризнанным международно-правовым стандартам прав человека и гражданина. Развивая установленное ею общее положение о признании общепризнанных принципов и норм международного права (ч.4 ст. 15), Конституция формулирует четкое правовое положение: решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст. 46). Это положение отражено в ГК, ГПК, УПК.

Закон не ограничивает круг субъектов права на жалобу только участниками процесса. Число субъектов права на жалобу значительно больше. В этом ст. 22 УПК не противоречит положениям ст. 46 Конституции РФ, на столь высоком уровне обеспечивающей право каждого на жалобу. И все-таки необходимо отметить, что особую заботу законодателя составляет обеспечение в УПК права на обжалование действий и решений лиц, ведущих производство по уголовному делу, именно участниками процесса. Поэтому в числе процессуальных прав участников процесса УПК обязательно указывает это право , а рядом с перечислением субъективных процессуальных прав участников процесса в законе обращено внимание на обязанность государственных органов не только разъяснить указанные права, но обеспечить возможность их осуществления (ст. 58 УПК).

Рассматриваемый принцип в последние годы получил в нормах уголовно-процессуального права существенное развитие. Согласно  УПК жалобы на применение органом дознания, следователем, прокурором заключения под стражу, а равно на продление срока содержания под стражей могут быть принесены в суд лицами, содержащимися под стражей (подозреваемыми или обвиняемыми), их защитниками или законными представителями. Прежде подобные жалобы на действия и решения органов расследования могли быть поданы только прокурору. Несмотря на введение в УПК правил об обжаловании в суд процессуальных решений, принятых на предварительном следствии и дознании, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что отдельные уголовно-процессуальные нормы применяются без учета действия конституционной нормы (ст. 46) о праве на обжалование в суд действий и решений должностных лиц, ответственных за ведение уголовного дела. Реализация принципа обжалования действий и решений государственных органов направлена на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Но, обращая внимание суда на допущенные нарушения закона, субъекты права на жалобу способствуют обеспечению законности, установлению истины по делу, защите прав и законных интересов граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Принцип осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом.В соответствии с положениями ч. 1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям (ст. 7 Закона о судебной системе).Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного разбирательства при осуществлении ими права представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу доказательств.Председательствующий по делу обязан обеспечить лицам, участвующим в судебном заседании, возможность реального осуществления прав, предоставленных им законом, неуклонно соблюдать нормы, гарантирующие равенство прав участников процесса.Независимо, какой суд общей юрисдикции или арбитражный суд рассматривает первый раз дело, он всегда пользуется одним и тем же, предусмотренным ГПК, УПК или АПК порядком судебного разбирательства. Одинаков порядок рассмотрения гражданских и уголовных дел и в случае осуществления производства в апелляционной, кассационной, надзорной инстанциях, и при возобновлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

Из этого принципа правосудия вытекает также то, что надлежащим признается суд, созданный и действующий на основании закона (ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Данное обстоятельство подразумевает закрепление в Конституции РФ и принятом в соответствии с нею законе правомочий различных судов. Данный принцип выражается в ст. 47, 118, 120 и 128 Конституции РФ и лежит в основе определения предметной, территориальной и инстанционной подсудности дел, а также разграничения видов судебной юрисдикции (Постановление КС РФ № 19-П).Равенство граждан перед законом гарантируется, прежде всего, наличием в нашем государстве одного УК, ГК РФ, Семейного кодекса РФ, Земельного кодекса РСФСР, Жилищного кодекса РСФСР, Кодекса законов о труде РФ и т.д. Если каким-то образом были нарушены нормы соответствующих законов, то независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности как правонарушителя, так и пострадавшего, и других обстоятельств нарушенные права и законные интересы лиц судом будут восстановлены.

Информация о работе Арбитражные суды России