Государственная и муниципальная служба в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:23, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование института поощрения и ответственность государственных служащих. Достижение указанной цели предопределяет решение следующих задач:
- осветить понятие и значение поощрения;
- исследовать нормативную основу и содержание поощрения;
- изучить стадии поощрительного процесса;

Работа состоит из  1 файл

_курсовая.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб. Если военнослужащие причинили ущерб не при исполнении обязанностей военной службы, то тогда они несут материальную ответственность в соответствии с российским гражданским законодательством. Условиями, исключающими материальную ответственность военнослужащих, являются причинение ущерба:

1) вследствие исполнения приказа командира (начальника);

2) в результате правомерных действий, оправданного служебного риска, действия непреодолимой силы.

Давностный срок привлечения к материальной ответственности военнослужащих устанавливается законодателем и составляет три года со дня обнаружения ущерба.

Законодателем устанавливается два вида материальной ответственности военнослужащих: ограниченная (ст. 4 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих») и полная (ст. 5 указанного закона). Ограниченную материальную ответственность военнослужащие несут за ущерб, причиненный по неосторожности при исполнении обязанностей военной службы, т. е. материальная ответственность наступает в размере причиненного ими ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет. В таком же размере несут материальную ответственность командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества и не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, излишних денежных выплат.

Закон определяет размер материальной ответственности исходя из правового статуса военнослужащих и их видов. Например, для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и виновных в причинении ущерба, связанного с уплатой воинской частью штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более двух окладов месячного денежного содержания и двух месячных надбавок за выслугу лет. Материальная ответственность в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет, наступает для командиров (начальников) воинских частей, виновных в незаконном увольнении военнослужащего (или лица гражданского персонала) с военной службы, незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (или лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, наступает за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате указанных незаконного увольнения, незаконного перевода, незаконного назначения на должность.

Полная материальная ответственность наступает в случаях, когда ущерб причинен:

1) военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;

2) действиями (бездействием) военнослужащего, содержащими признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ;

3) в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления;

4) умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения военнослужащих, пострадавших в результате этих действий;

5) военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день его обнаружения. Цены на вооружение, военную технику, боеприпасы, другое имущество, централизованно поставляемое воинским частям, определяются уполномоченными на то органами.

При привлечении военнослужащего к материальной ответственности размер оклада месячного денежного содержания военнослужащего и размер месячной надбавки за выслугу лет определяются на день издания приказа командира (начальника) воинской части или принятия судом решения о возмещении ущерба[26].

В административное производство по возмещению причиненного имущественного ущерба входят следующие стадии.

1. Обнаружение ущерба и проведение обязательного административного расследования; оно назначается командиром (начальником) воинской части при обнаружении ущерба и проводится для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование проводится в течение месячного срока со дня обнаружения ущерба. В необходимых случаях этот срок может быть продлен вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником), но не более чем на один месяц. В случае установления причин ущерба, его размера и виновных лиц судом либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия административное расследование может не проводиться.

2. Издание приказа о привлечении военнослужащего к материальной ответственности (приказа о возмещении ущерба). Этот приказ издается соответствующим командиром (начальником) воинской части в двухнедельный срок со дня окончания административного расследования либо поступления решения суда или материалов ревизии, проверки, дознания, следствия. Приказ объявляется военнослужащему под роспись. В случае, если приказ о возмещении ущерба не издан в двухнедельный срок, вопрос о привлечении военнослужащего к материальной ответственности решается судом по иску соответствующего командира (начальника) воинской части.

Командир (начальник) воинской части издает приказ о возмещении ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, путем удержаний из денежного довольствия военнослужащего, причинившего ущерб. Приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части[27].

Вопрос о возмещении ущерба, размер которого превышает один оклад месячного денежного содержания военнослужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, решается судом по иску командира (начальника) воинской части. Иск о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, предъявляется вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части.

3. Исполнение приказа о возмещении ущерба. Этот приказ должен быть обращен к исполнению по истечении семи дней после объявления его военнослужащему. Военнослужащий может добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме. Возмещение ущерба производится независимо от привлечения военнослужащего к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за действия (бездействие), которыми причинен ущерб. Удержания из денежного довольствия военнослужащего по решению суда производятся на основании выданного судом исполнительного листа. Военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, возмещают причиненный ущерб в валюте страны пребывания. В случае невозможности возмещения ущерба в валюте страны пребывания ущерб возмещается в рублях в пересчете по официальному курсу валюты, установленному Центральным банком РФ на день обнаружения ущерба[28].

Размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего, за исключением, когда ущерб причинен в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления.

Статья 9 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» определяет порядок возмещения имущественного ущерба в случае увольнения военнослужащего с военной службы или перевода к новому месту службы. В случае, когда привлеченный к материальной ответственности военнослужащий не возместил ко дню увольнения с военной службы причиненный ущерб, оставшаяся за ним задолженность взыскивается по правилам исполнительного производства Российской Федерации.

Военнослужащий может быть привлечен к материальной ответственности и после увольнения с военной службы, если он причинил ущерб во время прохождения службы. В этом случае взыскание с него ущерба производится судом по иску, предъявленному командиром (начальником) воинской части.

Военнослужащий привлекается к материальной ответственности и по новому месту службы, если он был переведен к новому месту службы, но не возместил причиненный ущерб. Возмещение Ущерба производится в данном случае на основании записи в расчетной книжке или денежном аттестате военнослужащего.

Ежемесячные денежные удержания для возмещения причиненного военнослужащим ущерба производятся в размере 20 процентов месячного денежного довольствия, а для возмещения ущерба, причиненного в результате хищения, умышленного уничтожения, повреждения, порчи, незаконного расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, - в размере 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. Если из денежного довольствия военнослужащего производятся другие денежные удержания, предусмотренные законодательством РФ, то общий размер всех денежных удержаний не может превышать 50 процентов месячного денежного довольствия военнослужащего. При этом российское законодательство определяет очередность указанных удержаний.

Военнослужащие, причинившие ущерб третьим лицам, который в соответствии с законодательством РФ был возмещен воинской частью, возмещают воинской части причиненный ущерб в порядке и размерах, предусмотренных ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих».

4. Обжалование приказа о возмещение ущерба. Военнослужащий, привлеченный к материальной ответственности, может обжаловать приказ командира (начальника) воинской части о возмещении ущерба вышестоящему командиру и (или) в суд. В отличие от административно-юрисдикционного производства обжалование приказа о возмещении ущерба не приостанавливает удержаний денежных средств из денежного довольствия военнослужащего. При отмене приказа о возмещении ущерба удержанные денежные средства возвращаются военнослужащему.


2.5. Ответственность за действия и решения, нарушающие права и свободы граждан

Государственный служащий несет ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан. В соответствии с ФЗ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан2 (в ред. ФЗ от 14 декабря 1995 г.) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права, и свободы[29].

Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации». Действие статей ФЗ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в отношении государственных служащих распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их федеральным законодательством к государственным служащим.

К действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Гражданин вправе обжаловать также бездействие должностных лиц, государственных служащих, если оно повлекло за собой указанные выше последствия. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Суд, установив обоснованность жалобы гражданина, определяет ответственность должностного лица, государственного служащего за действия (решения), приведшие к нарушению прав и свобод гражданина. В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру предусмотренной ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», другими федеральными законами ответственности государственного служащего, вплоть до представления об увольнении. Ответственность может быть возложена как на тех, чьи действия (решения) признаны незаконными, так и на тех, кем представлена информация для незаконных действий (решений).

Российское законодательство устанавливает ответственность за действия (бездействия) различных государственных органов и их должностных лиц, в том числе, например, органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, нарушающих права и свободы военнослужащих. В соответствии со ст. 7 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» военным судам подсудны гражданские дела по искам и жалобам о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Военным судам на территории РФ неподсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании невыданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими военной службы). При определении порядка рассмотрения указанных гражданских дел суды руководствуются положением, согласно которому в порядке главы 241 ГПК РСФСР рассматриваются требования военнослужащих о защите нарушенных прав от перечисленных в ст. 2392 ГПК РСФСР действий (бездействия) органов военного управления и воинских должностных лиц. При этом является важным, что нормы гл. 241 ГПК РСФСР применяются, когда требования военнослужащих, в том числе имущественного характера, непосредственно вытекают из административно-правовых отношений, основанных на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. В этих случаях все требования военнослужащих должны быть разрешены по существу при рассмотрении жалобы, поскольку в соответствии со ст. 2397 ГПК РСФСР суд, признав жалобу обоснованной, обязан вынести решение о восстановлении нарушенных прав в полном объеме[30]. В тех случаях, когда обжалуемые действия совершены органами военного управления и воинскими должностными лицами не в порядке осуществления административно-властных полномочий, а в процессе осуществления иной деятельности, основанной на равенстве участников правоотношений, дело подлежит рассмотрению в порядке искового производства (п. 4 постановления № 9 Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»). Суды обязаны при рассмотрении жалоб военнослужащих, связанных с нарушением их законных прав и интересов, устанавливать причины и условия, способствовавшие нарушению воинскими должностными лицами и органами военного управления законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих, и при наличии к тому оснований реагировать на них в предусмотренном процессуальным законом порядке.

Информация о работе Государственная и муниципальная служба в РФ