Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа

Описание

Сколько существует государство, столько же времени существует государственная служба. Еще древнегреческий философ Платон выделял в идеальном государстве наряду с правителями и ремесленниками также стражников, которые с полным основанием могут рассматриваться не иначе как государственные служащие в их современном понимании. Вот почему государственная служба, бесспорно, один из старейших институтов государства. Одновременно она является одним из основных институтов административного права.

Содержание

Введение …………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие государственной службы и ее признаки…………………………………………………………………...4
1.1 Государственная Служба России в историко-правовом аспекте……………………………………………………………………...4
1.2 Понятие государственной службы……………………………………8
1.3 Принципы государственной службы: содержание и классификация…………………………………………………………….11
Глава 2. Виды государственной службы……………………………...14
Глава 3. Должность государственной службы: понятие, категории, группы……………………………………………………………………..27
Глава 4. Государственные служащие………………………………….34
Глава 5.Прохожление государственной службы……………………..39
5.1 Поступление на государственную службу…………………………...39
5.2 Подготовка государственных служащих и переподготовка при повышении квалификации………………………………………………..44
5.3 Аттестация государственного служащего……………………………48
5.4 Прекращение государственной службы……………………………...53
Заключение………………………………………………………………...54
Список использованных источников…………………………………..56

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

 

1.3. Принципы государственной службы: содержание и классификация

 

Первоначально в основу организации государственной службы была положена система основополагающих идей, облеченных в форму правовых норм и закрепленных в ст. 5 ФЗ «Об основах государственной службы РФ» как принципы государственной службы. Позднее определенное уточнение эти принципы нашли в ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ». В нем законодатель уже говорит не просто о принципах государственной службы, а о принципах построения и функционирования государственной службы. Таковыми являются: федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы; взаимосвязь государственной и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Хотелось бы особо отметить закрепление принципа общественного контроля за государственной службой.

В соответствии с ФЗ «О системе государственной  службы Российской Федерации» федеральными законами могут быть предусмотрены  также другие принципы построения и функционирования государственной службы учитывающие их особенности. Дело в том, что принципы — это сущностные идеи, которые в той или иной степени должны быть общими для всех видов государственной службы. Поэтому видовые принципы государственной службы едва ли приемлемы. Кроме того, следовало бы четко разграничить отдельно принципы организации и принципы функционирования государственной службы. В юридической науке доминирует идея о разделении принципов государственной службы на конституционные и организационные. Думается, говорить о существовании конституционных принципов государственной службы вряд ли правильно. Дело в том, что сам институт государственной службы является конституционным. Вот почему принципы государственной службы правильнее делить на организационные и функциональные.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

             Глава 2. ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 

Одним из немаловажных нововведений проводимой реформы государственной  службы является нормативное закрепление  ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 г. понятия «система государственной службы» и указание на ее составные части — виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Следует отметить, что в законодательстве упоминание о «видах государственной службы» появилось еще в п. 5 ст. 7 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 мая 1995 г.8

Многие ученые видовую классификацию государственной  службы ставят в зависимость от классификации  государственных органов. Однако проведение постоянных реорганизаций государственных органов, и особенно последнее изменение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, показали, что указанный подход малоприменим на практике. Нельзя не отметить, что выделение таких видов государственной службы, как гражданская и военная, имеют и правовую, и научную традиции, а упоминание «правоохранительной государственной службы» появилось в научной литературе сравнительно недавно. В Законе о системе государственной службы за основу видовой классификации взят в первую очередь функциональный признак. Согласно этому признаку виды службы отличаются по тому, какие функции государства осуществляются на должностях государственной службы. Важно подчеркнуть, что в определениях конкретного вида государственной службы осуществление определенных функций государства напрямую связано с исполнением должности государственной службы определенного вида, а не с видом государственного органа или государственной организации. Причем в п. 3 ст. 8 Закона о системе государственной службы закреплено, что в федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Таким образом, в действующем законодательстве виды государственной службы отличаются по следующим признакам: 1) выполнение определенных функций государства (обеспечение обороны и безопасности государства, обеспечение законности и правопорядка, борьба с преступностью, защита прав и свобод человека и гражданина и др.), закрепленных в полномочиях государственных органов или государственных организаций; 2) исполнение должностей государственной службы определенного вида (воинским должностям должны соответствовать воинские звания, должностям правоохранительной службы должны соответствовать специальные звания или классные чины). В данном случае необходимо выяснить, является ли предложенная система видов государственной службы достаточной и определенной, не приведет ли она к трудностям при ее воплощении.9

Государственная гражданская служба. Данный термин активно используется правовой наукой в постсоветский период истории России. По мнению А.В. Воронкова, «термин "гражданская" служба имеет... право на существование», он использовался и в дореволюционной России и применяется в настоящее время в ряде зарубежных государств.10

В российском законодательстве термин «государственная гражданская  служба» закреплен впервые. Отличительная  особенность законодательного определения  государственной гражданской службы от других видов государственной  службы, на наш взгляд, заключается в том, что в нем не уточняется особенность ее целей и функций, иными словами, не уточняется, обеспечение каких именно полномочий государственных органов и государственных должностей является гражданской службой.

Представляется, что признание государственной службы как гражданской основывается на исключении из профессиональной деятельности государственных служащих признаков иных видов государственной службы. Такой подход к определению гражданской службы есть дань исторической традиции: в дореволюционном законодательстве России гражданской (статской) службой считалась служба, не являвшаяся военной или придворной. Выбранная модель системы государственной службы вполне оптимальна, но только при однозначном определении военной и правоохранительной службы. В настоящее время лишь по отсутствии воинского специального звания или классного чина у служащего, а также при перечислении наименования занимаемой им должности в перечне должностей федеральной государственной гражданской службы или в реестре должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации деятельность служащего признается государственной гражданской службой.11

Встает вопрос: почему в основе определения государственной  гражданской службы сохранилась  «организационно-должностная» модель? Поскольку в науке еще не решена задача подготовки нормативного закрепления исчерпывающего перечня функций государства, постольку, на наш взгляд, есть и теоретическая, и практическая необходимость определить, что государственная гражданская служба должна обеспечивать исполнение функций государства не только в государственных органах, но и в иных государственных организациях, наделенных государственно-властными полномочиями. Тогда будет решен вопрос об определении места службы в государственных внебюджетных фондах, ЦБ РФ и других организациях, в компетенцию которых входит осуществление государственно-властных полномочий. Дальнейшие исследования проблем государственной гражданской службы в данном направлении позволят четко определить ее особенности и место в системе видов государственной службы.

Военная служба и ранее выделялась в самостоятельный  вид государственной службы и  регулировалась специальным законодательством. В настоящее время определение  военной службы дано в ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. и ст. 6 Закона о системе государственной службы, которое вступает в силу с момента внесения изменений в соответствующие законы о военной службе. 12

Так как предполагается разграничивать военную службу и иные виды государственной службы, в том числе и по специфике осуществляемых функций (обеспечение обороны государства и обеспечение безопасности государства), то необходимо обратиться к законодательству, в котором закреплены определения обороны и безопасности. Анализ этих определений позволяет сделать вывод, что в настоящее время уточнение содержания категории «военная служба» посредством использования указанных легальных определений, а также установление исчерпывающего перечня органов, в которых могут учреждаться воинские должности, невозможно.

Дополнительным  признаком отграничения военной  от невоенной государственной службы признано исполнение воинской должности. К сожалению, нормативного определения  воинской должности нет. Одним из основных отличительных признаков воинской должности является указание на то, что «каждой воинской должности должно соответствовать одно воинское звание» (п. 2 ст. 42 Закона о воинской обязанности и военной службе). Воинские звания присваиваются военнослужащим в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и указывают на их положение в составе военнослужащих, квалификацию и т. д. Само по себе наличие воинского звания не предполагает, что замещаемая государственным служащим должность в государственном органе является военной. На наш взгляд, необходимо нормативно установить критерии, которые позволят однозначно определить, какие должности должны входить в перечни воинских должностей, утверждаемые или Президентом РФ, или в порядке, определенном министром обороны РФ, или руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба. В настоящее время п. 4 ст. 42 Закона о воинской обязанности и военной службе предусматривает случаи временного прохождения военной службы и не на воинской должности, а согласно ст. 12 Федерального закона «Об обороне» от 31 мая 1996 г. возможно замещение воинских должностей гражданским персоналом, т. е. лицами, не имеющими воинских званий. Если вышеуказанные положения не изменят до момента, когда ст. 6 Закона о системе государственной службы, закрепляющая определение военной службы, вступит в силу, то встанет вопрос, какой вид службы будут проходить лица, замещающие воинские должности, но не имеющие воинского звания, или лица, временно не замещающие воинские должности, но не уволенные с военной службы.13

В целях разграничения  военной службы от других видов можно  предложить уточняющие дополнения в  определение. Во-первых, нужно указать  на основные полномочия, которые обязательны для всех воинских должностей, — подготовка к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации. Кроме того, указанные полномочия уточняют особенность военной службы при осуществлении функции по обеспечению безопасности, поскольку осуществление данной функции одновременно предусмотрено и в определении правоохранительной службы. Во-вторых, в определении должно быть указание в первую очередь на обеспечение военной безопасности, так как законодательство дифференцирует безопасность на виды — пожарная, радиационная, безопасность дорожного движении, обеспечение которых входит в компетенцию органов и организаций, служба в которых не связана с вооруженной защитой государства. В-третьих, определение должно быть дополнено указанием на государственные учреждения, которые также непосредственно участвуют в обеспечении обороны и безопасности государства (например, военные училища, военные академии, военные госпитали и т. п.), служба в которых в настоящее время признается военной.

Правоохранительная  служба. Еще одним видом государственной службы названа правоохранительная служба. Впервые в самостоятельный вид службы она выделена в Законе о системе государственной службы. 5

В определении, закрепленном в ст. 7 указанного Закона, обозначены следующие особенности  правоохранительной службы: 1) она осуществляется гражданами на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях; 2) эти органы, службы и учреждения осуществляют функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина; 3) в процессе осуществления правоохранительной службы таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

До принятия данного Закона правоохранительная служба как самостоятельный вид государственной службы не изучалась, хотя проводились исследования вопросов службы в отдельных государственных органах. Отечественная правовая наука с начала 50-х годов XX в. достаточно интенсивно изучает вопросы правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, и к настоящему времени предложено немало определений вышеуказанных категорий. В литературе даны различные перечни органов, относящихся к правоохранительным, что свидетельствует о неоднозначном понимании правоохранительной деятельности. Во многих работах определение правоохранительной деятельности является составной частью определения правоохранительных органов. Общее для них — это указание на полномочия по пресечению и привлечению к ответственности за правонарушения — преступления и административные правонарушения. В российском законодательстве нет определений ни правоохранительной деятельности, ни правоохранительных органов, хотя данные термины широко применяются. Изучение действующих нормативных актов показывает, что однозначно правоохранительными органами признаны следующие: органы внутренних дел РФ, органы Федеральной службы безопасности РФ, таможенные органы РФ, Государственный комитет РФ по контролю за оборотом наркотических средств.

Информация о работе Государственная служба