Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.
ведение 3
1. Особенности административно-правового статуса граждан РФ.
1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5
1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15
1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21
2.Обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан
2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25
2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29
Заключение………………………………………..…………………………….32
Список литературы………………………………………
МИНИСТЕРСТВО
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ
ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА
1»
Кафедра права и правоохранительной деятельности
Курсовая работа по административному праву
на тему:
Выполнила: студентка
Н-3-1 Памбукян И.М.
Проверил: преподаватель
Леженин
А.В.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Особенности
административно-правового
1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5
1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15
1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21
2.Обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан
2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25
2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29
Заключение………………………………………..………
Список литературы…………………………………
Субъектами
любой отрасли права признаются
участники общественных отношений,
регулируемых нормами данной отрасли.
Характерной особенностью административного
права является огромное разнообразие
субъектов административно-
Российская Конституция 1993 г. закрепляет наиболее важные и социально значимые для отдельного человека, общества и государства права и свободы. Для человека они являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для нее материальных и духовных потребностей. Поэтому основные фундаментальные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.
Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.
Задачи курсовой работы складываются из анализа административно-правового статуса гражданина РФ, характеристики прав, свобод и обязанностей граждан РФ по административному праву.
При
подготовке курсовой работы были использованы
нормативные акты, учебники и учебные
пособия по административному праву,
исследования, раскрывающие сущность
административно-правового
1. Особенности административно-правового статуса граждан РФ.
Граждане образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного права.
Необходимо отметить, что очень часто понятие "гражданин" используется в широком и узком значениях. В широком смысле в содержание понятия "гражданин" включают как собственно граждан РФ, так и иностранных граждан, лиц без гражданства. Такое расширительное толкование характерно для множества законодательных актов. В узком смысле понятие "гражданин" охватывает только граждан РФ. Далее будем стараться использовать понятие "гражданин" именно в узком значении, давая отдельную характеристику такой группе субъектов административно-правовых отношений, как иностранные граждане и лица без гражданства.
Определение
административно-правового
гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения;
каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
Конституционные
положения о гражданстве
Статья 3 Закона о гражданстве определяет гражданство как устойчивую правовую связь лица с РФ, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Статьей 4 данного Закона определены принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства:
гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения;
проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его;
гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству;
Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Закона о гражданстве (ст. 45 Закона о гражданстве предусмотрено, что он вступает в силу с 1 июля 2002 г.);
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом о гражданстве.
Приобретение гражданства РФ регламентировано гл. II Закона о гражданстве, которое может быть приобретено:
а) по рождению;
б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;
в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
г)
по иным основаниям, предусмотренным
Законом о гражданстве или
международным договором
Административно-правовой
статус гражданина складывает из четырех
взаимосвязанных подсистем. Прежде
всего это административно-
Второй подсистемой является административно-правовой статус собственно гражданина. Именно здесь принципиальное значение имеет устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в наличии гражданства. Особенностью административно-правового статуса собственно гражданина является то, что данный статус включает в себя права и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут занимать определенные должности и осуществлять определенные виды деятельности, например, быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.
Вместе с тем наличие гражданства обусловливает и специфические обязанности, наиболее ярким примером которых является закрепленная ст. 59 Конституции РФ обязанность граждан РФ защищать Отечество.
Третий
уровень административно-
с ч. 1 ст. 19 все равны перед законом и судом;
с ч. 2 ст. 19 государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
с ч. 3 ст. 19 мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Социальный статус необходимо рассматривать не в примитивном смысле социальной иерархии. Выделение социального статуса объективно обусловлено тем, что место человека в социуме, выполняемые им социальные функции, его социальная роль во многом определяют содержание его прав и обязанностей3. Так, приобретая статус индивидуального предпринимателя, гражданин приобретает комплекс прав, реализуемый в рамках как гражданско-правовых, так и административно-правовых отношений. В свою очередь, индивидуальный предприниматель несет и специфические административные обязанности, которые возлагаются на него именно в силу приобретения им данного социального статуса.
В
качестве особой разновидности социального
статуса можно рассматривать
статус, приобретаемый не в результате
осуществления гражданином
Еще одной разновидностью социального статуса является статус, определяемый индивидуальными особенностями людей, например малолетний возраст, беременность, наличие детей и т.д. Так, в соответствии со ст. 14 Закона РФ "О милиции"5 запрещается применение специальных средств, имеющихся на вооружении милиции, в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей.
Информация о работе Граждане как субъекты административного права