б)
совершенствованию законодательства
РФ о правах человека и гражданина;
в)
гармонизации его с общепризнанными
принципами и нормами международного
права;
г)
выявлению нарушенных прав;
д)
устранению выявленных нарушений;
е)
правовому просвещению в области
прав и свобод человека, форм и методов
их защиты. Например, в "Российской газете"
было опубликовано заключение Уполномоченного
по правам человека с обращением к
министру обороны РФ о неисполнении
в Министерстве обороны Федерального
закона, предусматривающего выплату
военнослужащим "северных" процентных
надбавок к денежному довольствию
и соответствующих районных коэффициентов,
с рекомендацией издать необходимый
нормативный акт, исключающий подобные
нарушения Закона.
Важное
место в защите прав и свобод граждан
занимает Администрация Президента
РФ и его Управления - по обеспечению
конституционных прав граждан (Положение
о нем утверждено Указом от 22 мая
2004 г.18) и по работе с обращениями
граждан19), основной задачей которых
является содействие реализации полномочий
Президента РФ как гаранта основных прав
и свобод человека.
Конституция
РФ, гарантируя государственную защиту
прав и свобод человека, предоставляет
гражданам возможность защищать
свои права и свободы всеми
способами, не запрещенными законом (ст.
45 Конституции РФ), например, проводить
пикетирование, осуществлять право
на необходимую оборону и действия
в состоянии крайней необходимости,
использовать право обращения за
защитой во все органы, начиная
от Президента РФ и до местной администрации.
Одним
из важных элементов административно-правового
статуса граждан является их конституционное
право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления
(ст. 33 Конституции РФ). Обращения
граждан в совокупности регулирующих
их правовых норм представляют собой
сложный и достаточно разветвленный
институт административного права.
Конечно, этот правовой институт нуждается
в модернизации, совершенствовании
механизма реализации обращений, учете
новых реалий, но тем не менее
он на протяжении многих лет сложился,
функционирует и служит эффективным
средством демократизации общества,
формирования правового государства,
широким каналом участия граждан в управлении
делами общества и государства.
Обращения
граждан могут быть трех видов. Предложение
- это обращение граждан в государственные
или общественные организации, не связанные
с нарушением каких-либо субъективных
прав или ущемлением законных интересов
граждан, они обычно направлены на улучшение,
совершенствование работы органов
государственной власти, органов
местного самоуправления, их должностных
лиц, государственных служащих. Заявление
есть обращение с просьбой об удовлетворении
тех или иных прав и законных интересов
граждан, не связанных с их нарушением,
либо сообщение о злоупотреблениях,
нарушениях законности и иных нарушениях,
не затрагивающих непосредственно
права и интересы заявителя. Жалоба
- это устные или письменные, индивидуальные
или коллективные обращения граждан
в государственные органы, органы
местного самоуправления, негосударственные
организации, к должностным лицам
в связи с нарушением прав или
законных интересов самого гражданина,
других лиц либо общественных интересов.
Право
на обращения является абсолютным,
неограниченным и неотчуждаемым
правом гражданина. Каждый дееспособный
человек может обратиться в любую
государственную или негосударственную
организацию, к любому должностному
лицу, по любому значимому для него
поводу и в любое время. Этому
праву граждан корреспондирует
обязанность государственных органов,
органов местного самоуправления и
их должностных лиц принимать
граждан, принимать обращения, регистрировать
их, рассматривать эти обращения
и давать на них своевременные
ответы. Так, в соответствии с Федеральным
законом "О системе государственной
службы Российской Федерации" от 27 мая
2003 г.20 к основным обязанностям государственных
служащих относится обязанность в пределах
своей компетенции своевременно рассматривать
обращения граждан и общественных объединений,
а также организаций, государственных
органов и органов местного самоуправления
и принимать по ним решения в порядке,
установленном федеральными законами
и законами субъектов Федерации.
2.Обеспечение прав,
свобод и законных
интересов граждан
2.1.
Роль органов внутренних
дел, учреждений министерства
юстиции в обеспечении
административно-правового
статуса граждан, в защите
их прав, свобод и законных
интересов
Внесудебные
гарантии, естественно, гораздо шире
и многообразнее по содержанию, формам,
порядку осуществления и субъектному
составу. По существу, вся система
органов исполнительной власти, местного
самоуправления и их должностных
лиц, собственно, для того и созданы,
функционируют, а должностные лица,
государственные и муниципальные
служащие получают заработную плату, чтобы
служить людям, обеспечивать защиту
и реализацию гражданами их прав, свобод,
законных интересов и выполнение
возложенных на них обязанностей.
Органы
государственного управления и их должностные
лица призваны создавать материальные,
организационные, правовые и другие
необходимые условия для органов
и организаций, занимающихся реализацией
прав граждан, рассматривать конкретные
индивидуальные дела и административно-правовые
споры, возникающие по инициативе граждан
либо в процессе контрольно-надзорной
деятельности. Эти органы и должностные
лица должны создавать необходимые
условия и для свободного использования
гражданами своих прав, своевременно
пресекать их нарушения, восстанавливать
нарушенные права и применять
соответствующие меры воздействия
к виновным в таких нарушениях.
Важнейшей
гарантией является ответственность
должностных лиц, нарушающих права
и свободы граждан или препятствующих
их осуществлению. Если акты управления
ущемляют права граждан, то они в
установленном порядке отменяются.
Вышестоящие органы управления контролируют
и направляют работу нижестоящих
органов, подчиненных организаций в
области удовлетворения законных интересов
граждан и охраны их прав и свобод.
Заключение
Административно-правовой
статус индивидуального субъекта —
это правовое положение личности
в ее отношениях с субъектами исполнительной
власти, урегулированное нормами
государственного и административного
права. Он является составной частью
общего правового статуса гражданина.
Права и обязанности личности,
о которых говорится в административно-правовых
нормах, производны от конституционных
и часто конкретизируют последние.
Административно-правовое
положение граждан определяется
объемом и характером административной
правосубъектности:
1)
административная правоспособность
– это способность гражданина
иметь определенные права, предусмотренные
нормами административного права
и выполнять возложенные на
него обязанности в сфере государственного
управления. Она возникает с момента
рождения и прекращается смертью
2)
административная дееспособность -
способность гражданина своими
действиями приобретать, а также
осуществлять права и обязанности,
предусмотренные нормами административного
права, и нести ответственность
в соответствии с административными
нормами.
На
административную дееспособность влияет
наличие у граждан определенных
заболеваний – душевная болезнь,
слабоумие. В силу указанных обстоятельств
граждане могут быть признаны частично
или полностью недееспособными.
Основные
права и обязанности граждан
в сфере исполнительной власти закреплены
в Конституции РФ.
Список использованной
литературы:
- Конституция
РФ 1993 г. // Российская газета, 1993 – 25 дек
- Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства
РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
- Федеральный
закон "О системе государственной службы
Российской Федерации" от 27 мая 2003 г.
// СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063
- Федеральный
закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской
Федерации" // СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031
- Указ Президента
РФ «О Положении по работе с обращениями
граждан» от 24 августа 2004 г. // СЗ РФ. 2004.
N 35. Ст. 3609
- Указ Президента
РФ «О Положении об Управлении Администрацией
Президента РФ» от 22 мая 2004 г. // СЗ РФ. 2004.
N 21. Ст. 2025
- Алехин А.П.,
Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное
право РФ. – М.: Зерцало, 2005 – 671с.
- Бахрах Д.Н.
Административное право. – М.: БЕК, 2006 –
368с.
- Габричидзе
Б.Н., Чернявский А.Г. Административное
право. – М.: БЕК, 2006. – 456с
- Звоненко
Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное
право: учебник – М.: ЗАО Юстицинформ, 2007
– 633с.
- Овсянко
Д.М. Административное право. – М.: Юристъ,
2006. – 369с.
- Попов Л.Л.
Административное право. – М.: Проспект,
2006. – 419с