Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Содержание

ведение 3
1. Особенности административно-правового статуса граждан РФ.
1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5
1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15
1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21
2.Обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан
2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25
2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29
Заключение………………………………………..…………………………….32
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Памбукян.docx

— 53.02 Кб (Скачать документ)

      Наконец, четвертый уровень административно-правового  статуса гражданина составляет так  называемый особый (мы предлагаем именовать  его факультативным) статус, содержание которого определяется правами и  обязанностями, приобретаемыми гражданином  для удовлетворения индивидуальных потребностей. Примерами такого особого  статуса могут быть статусы автовладельца, охотника, пилота-любителя, владельца  маломерного судна и т.д.

      К числу особенностей административно-правового  статуса граждан необходимо отнести  ряд административных наказаний, предусмотренных  КоАП РФ6 исключительно в отношении граждан. При этом отметим, что, говоря об этих видах наказаний, мы будем использовать понятие "гражданин" в широком смысле, так как данным наказаниям могут быть подвергнуты и иностранный гражданин, и лицо без гражданства. Еще одним проявлением факультативного статуса может служить статус, обусловленный совершением гражданином определенных действий, носящих, как правило, временный характер. Примерами могут быть статусы пешехода, туриста, авиапассажира.

      Статьей 3.8 КоАП РФ определяется один из видов  административных наказаний, которые  могут применяться только к физическим лицам, иными словами, к гражданам  в широком значении. Лишение физического  лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается  за грубое или систематическое нарушение  порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ. Лишение специального права назначается судьей. Срок лишения не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.

      Лишение специального права в виде права  управления транспортным средством  не может применяться к лицу, которое  пользуется транспортным средством  в связи с инвалидностью, за исключением  случаев управления транспортным средством  в состоянии опьянения, уклонения  от прохождения в установленном  порядке медицинского освидетельствования  на состояние опьянения, а также  оставления указанным лицом в  нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия ,участником которого он являлся.

      Лишение специального права в виде права  охоты не может применяться к  лицам, для которых охота является основным законным источником средств  к существованию (в данном случае статус охотника является не факультативным, а социальным. Это, прежде всего, касается представителей малочисленных народов  Севера, традиционный уклад которых  во многом основан на охоте и ее результатах).

      Наиболее  распространенный случай - лишение  права управления транспортным средством  за управление им в состоянии опьянения. В соответствии с ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ управление транспортным средством  водителем, находящимся в состоянии  опьянения, влечет лишение такого права  на срок от полутора до двух лет, а передача управления транспортным средством  лицу, находящемуся в состоянии опьянения, - на срок от полутора до двух лет (ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ).

      Вторым  примером административных наказаний, применение которых возможно только в отношении физических лиц, является административный арест. В соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ он заключается в  содержании нарушителя в условиях изоляции от общества сроком до 15 суток, а за нарушение режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до 30 суток7.

      Административный  арест назначается судьей, причем лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей  в возрасте до 14 лет, лицам, не достигшим  возраста 18 лет, инвалидам I и II групп. Так, неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего  в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы  РФ в соответствии со ст. 18.7 КоАП РФ влечет наложение административного  штрафа в размере от 10 до 15 минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до 15 суток8.

      В современных условиях административно-правовой статус гражданина в сфере государственного управления существенно меняется.

      Во-первых, права и свободы человека признаны ст. 2 Конституции РФ высшей ценностью, и их признание, соблюдение и защита - обязанностью государства.

      Во-вторых, корреспондирующая ст. 2 Конституции  РФ ст. 18 устанавливает, что права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, в том числе и в сфере  государственного управления.

      В-третьих, административно-правовой статус граждан  в сфере государственного управления все в большей мере регулируется на уровне законов, правительственных  актов. Например, если ранее подавляющая  часть прав и обязанностей граждан  в сфере охраны общественного  порядка и обеспечения общественной безопасности регулировалась ведомственными нормативными актами, то теперь они регламентированы Законом РФ "О полиции". Правила дорожного движения в прошлом утверждались министром внутренних дел, сейчас - постановлением Правительства РФ.

      В-четвертых, административно-правовой статус граждан  становится по содержанию значительно  полнее, богаче, разнообразнее, расширяется  диапазон его регулирования во многих сферах экономической, политической, социальной жизни. Подтверждением этого важного  положения являются, например, Закон  РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25 июня 2007 г.9, отменивший прописку и установивший взамен нее регистрацию граждан и уведомительный порядок ее реализации; Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 2008г.10, который установил право граждан Российской Федерации свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в свою страну; Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 9 января 2006г. (в ред. от 7 февраля 2006г. с дополнениями и изменениями)11, значительно расширивший права граждан в сфере торговли, предоставления услуг и работ.

      В-пятых, значительно повышается роль суда в  защите прав граждан в сфере функционирования исполнительной власти, государственного управления. В соответствии с Федеральным  законом "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан" от 27 апреля 2009г. (в ред. от 14 декабря 2009 г.)12 каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, общественных объединений или должностных лиц, государственных либо муниципальных служащих нарушены его права и свободы. Согласно ч. 2 ст. 11 ГК РФ любое решение, принятое в административном порядке, также может быть обжаловано в суд. Существенно расширяется юрисдикционная подведомственность судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях13.

      Конкретизируя, дополняя, детализируя нормы конституционного права, а также других отраслей права, например, налогового, таможенного, экологического права в сфере государственного управления, нормы административного  права определяют многие дополнительные права и обязанности граждан  и, что особенно важно, механизмы  их реализации и защиты от нарушений.

 

      1.2. Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ

 

     Конституция Российской Федерации в статье 17 закрепляет положение о том, что  права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц14.

     Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и  обязанности в сфере исполнительной власти, а не права государственных  или негосударственных организации, их должностных лиц.

     Права граждан в сфере государственного управления делятся:

     1) в зависимости  от механизма их  реализации:

     - абсолютные - права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, а наоборот защищать, например, право на отдых, право на труд и т.д.;

     - относительные - права, для реализации которых нужен акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности и др.;

     2) в зависимости  от круга лиц,  которым предоставляются  права, и оснований  их возникновения:

     - общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц;

     - специальные права это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности;

     3) по своему содержанию  права делятся  на три вида:

     - право на участие в государственном управлении. К таковым относятся, например, право на государственную службу, право на получение необходимых документов, пресечение противоправных действий со стороны других граждан и др.;

     - право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций. К таковым можно отнести: право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.;

      право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

     Во  взаимодействии с управленческими  структурами, гражданами России реализуются, прежде всего, следующие права:

     1. Право граждан участвовать в  управлении государством как  непосредственно, так и через  своих представителей (ст. 32 Конституции  РФ). Оно подкрепляется их правом  избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления.

     2. Право граждан на объединение,  включая право создавать профессиональные  союзы для защиты своих интересов  (ст. 30 Конституции РФ).

     3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и  пикетирование (ст. 31 Конституции  РФ). Порядок реализации указанного  права регламентируется Указом  Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования».

     4. Право граждан обращаться лично,  а также направлять индивидуальные  и коллективные обращения в  государственные органы и органы  местного самоуправления (ст. 33 Конституции  РФ).

     5. Право граждан на свободу и  личную неприкосновенность. Арест,  заключение под стражу и содержание  под стражей допускается только  по судебному решению. До судебного  решения лицо не может быть  подвергнуто задержанию на срок  более 48 часов (статья 22 Конституции  РФ). Основания и порядок применения  административного задержания, а  также административного ареста  урегулированы законодательством  об административных правонарушениях.

     6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать  в жилище против воли проживающих  в нем лиц иначе как в  случаях, установленных федеральным  законом, или на основании судебного  решения (ст. 25 Конституции РФ).

     7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места  жительства, свободного выезда за  пределы Российской Федерации  и возвращения (ст. 27 Конституции  РФ). Ограничения, установленные  правовыми актами, связаны с режимом  паспортной системы и регистрации.

     8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию  любым законным способом, за исключением  сведений, составляющих государственную  тайну. Перечень сведений, составляющих  государственную тайну, определяется  федеральным законом (ст. 29 Конституции  РФ). Осуществление этого права  регламентируется Законом Российской  Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.

Информация о работе Граждане как субъекты административного права