Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.
ведение 3
1. Особенности административно-правового статуса граждан РФ.
1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5
1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15
1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21
2.Обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан
2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25
2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29
Заключение………………………………………..…………………………….32
Список литературы………………………………………
9.
Право граждан на возмещение
государством вреда,
Имея права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности.
Обязанности
граждан Российской Федерации как
субъектов административного
— платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
— сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
— защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
— не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);
— соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Как
видно из приведенного нами перечня,
все обязанности граждан
Важнейшей
обязанностью граждан как субъектов
административного права
Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления влечет за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.
По мнению авторов учебника «Административное право»15 права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.
Первый
охватывает права и обязанности
граждан, необходимые им для участия
в управлении делами государства
как непосредственно, так и через
своих представителей, а также
посредством равного доступа
к государственной службе (ст. 32 Конституции
РФ). При этом понятие участия
в управлении "делами государства"
является чрезвычайно широким и,
по существу, охватывает все сферы
жизни страны. Вместе с тем особенность
данной группы прав и обязанностей
граждан в государственном
Второй
блок прав и обязанностей граждан
отличается тем, что для их реализации
необходима активная деятельность и
как минимум - содействие исполнительной
власти, должностных лиц органов
государственного управления. В самом
деле, без поддержки, помощи и соответствующей
реакции органов
Кроме
того, реализация прав и обязанностей
граждан в сфере
Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например добровольных народных дружин.
Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии.
Экономические
гарантии предполагают стабильную и
эффективную работу промышленности,
аграрного комплекса, устойчивую финансовую
и денежную систему, твердый курс
рубля, своевременную выплату
Политические
гарантии прав и обязанностей гражданина
предусматривают приоритет
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная палата, образуемая Советом Федерации и Государственной Думой, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Юридические
гарантии, в том числе и административно-
Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан может быть только закон, а в широком смысле - все законодательство и прежде всего нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества16.
Во-первых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, а следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Данные
конституционные положения
Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. ст. 18 и 46 Конституции).
Суды,
рассматривая уголовные, гражданские,
хозяйственные (арбитражные суды) и
другие категории дел, в том или
ином виде осуществляют контроль за соблюдением
органами исполнительной власти и их
должностными лицами прав и свобод
граждан, созданием условий для
выполнения ими своих обязанностей.
Суд и судьи все в большем
объеме рассматривают дела, вытекающие
из административных правоотношений,
административно-правовых споров, возникающих
в процессе повседневной деятельности
органов государственного управления
и должностных лиц позитивного
характера, например в связи с
решением вопросов о выдаче лицензий,
разрешений, документов и т.д., а также
в связи с совершением
Как
положительный знак и перспективную
тенденцию необходимо отметить все
более расширяющийся спектр административной
юрисдикции судов и судей по рассмотрению
дел об административных правонарушениях.
Кроме того, судьи рассматривают
дела об административных правонарушениях
независимо от подведомственности их
решения, когда за их совершение в
качестве одного из видов административного
наказания предусмотрены
Особое
место среди судебных гарантий прав
и обязанностей граждан в сфере
государственного управления занимает
деятельность Конституционного Суда РФ.
По жалобам граждан, запросам должностных
лиц органов исполнительной власти
(например, главы администрации субъекта
РФ), законодательных органов (например,
Государственной Думы) он рассматривает
дела о проверке конституционности,
т.е. о соответствии Конституции
РФ конкретных норм (статей), конкретных
правовых актов (законов, указов Президента,
правительственных актов и др.)
Таким
образом, современное законодательство
неуклонно расширяет
Защиту прав граждан обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 2007г.17
В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует:
а) восстановлению нарушенных прав;
Информация о работе Граждане как субъекты административного права