Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа

Описание

Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Характерной особенностью административного права является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще одной особенностью административного права является то, что в подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права выступают граждане РФ, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.

Содержание

ведение 3
1. Особенности административно-правового статуса граждан РФ.
1.1 Административно-правовой статус граждан РФ 5
1.2 Права и свободы граждан РФ по административному праву. Административно-правовые обязанности граждан РФ 15
1.3Гарантии прав и свобод граждан РФ 21
2.Обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан
2.1.Защита прав, свобод и законных интересов граждан……………………..25
2.2. Роль органов внутренних дел, учреждений министерства юстиции в обеспечении административно-правового статуса граждан, в защите их прав, свобод и законных интересов 29
Заключение………………………………………..…………………………….32
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Памбукян.docx

— 53.02 Кб (Скачать документ)

     9. Право граждан на возмещение  государством вреда, причиненного  незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти  или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Вред, причиненный  гражданину незаконными действиями  государственных органов, а также  должностных лиц при исполнении  ими обязанностей в области  административного управления, возмещается  на общих основаниях, установленных  гражданским законодательством.

     Имея  права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные  на них Конституцией Российской Федерации  обязанности.

     Обязанности граждан Российской Федерации как  субъектов административного права  заключаются в следующем:

     — платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 57 Конституции  РФ);

     — сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным  богатствам (ст. 58 Конституции РФ);

     — защищать Отечество (ст. 59 Конституции  РФ);

     — не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);

     — соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции  Российской Федерации).

     Как видно из приведенного нами перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе — Конституции Российской Федерации.

     Важнейшей обязанностью граждан как субъектов  административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной  власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

     Невыполнение  гражданами своих обязанностей в  сфере государственного управления влечет за собой применение различных  мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

      По  мнению авторов учебника «Административное  право»15 права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

      Первый  охватывает права и обязанности  граждан, необходимые им для участия  в управлении делами государства  как непосредственно, так и через  своих представителей, а также  посредством равного доступа  к государственной службе (ст. 32 Конституции  РФ). При этом понятие участия  в управлении "делами государства" является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы  жизни страны. Вместе с тем особенность  данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует прежде всего активного  волеизъявления самих граждан как  субъектов административного права.

      Второй  блок прав и обязанностей граждан  отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и  как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов  государственного управления. В самом  деле, без поддержки, помощи и соответствующей  реакции органов государственного управления граждане не в состоянии  реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и  других публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ), право на объединение  для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также  направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53), и т.д.

      Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной  функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного  отношения. Так, каждый гражданин имеет  право на равную защиту закона от какой  бы то ни было дискриминации, никто  не может быть подвергнут произвольному  аресту, задержанию или изгнанию и  т.д. На основе этих нормативных актов  обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей  средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан  в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

      Третий  блок прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных  советов, межведомственных и рабочих  комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе  членов организаций, действующих целиком  на общественных началах, - например добровольных народных дружин.

 

      1.3. Гарантии прав и свобод граждан РФ

 

     Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается  на экономические, политические, организационные  и юридические гарантии.

     Экономические гарантии предполагают стабильную и  эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий  прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое. С этой точки зрения экономические  гарантии прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.

     Политические  гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, сильную и устойчивую государственную власть во главе  с Президентом РФ как гарантом Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном  обществе и огромном федеративном государстве, объединяющем 89 субъектов РФ, и т.д.

     Организационные гарантии прав и обязанностей граждан  в сфере государственного управления представляют собой разветвленную  систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, прокуратура, органы внутренних дел (милиция), органы юстиции, адвокатура, нотариат, многочисленные контрольные органы, например, Счетная  палата, образуемая Советом Федерации  и Государственной Думой, разнообразные  государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры повседневно на основе и во исполнение законов осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.

     Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.

     Для этих гарантий изначальным и универсальным  гарантом прав и обязанностей граждан  может быть только закон, а в широком  смысле - все законодательство и  прежде всего нормы административного  права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты, которые в большом количестве принимаются органами исполнительной власти и в целом органами государственного управления. Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно  являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых  необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих  исключить такой негативный вариант  правотворчества16.

     Во-первых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, а следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным  законом и лишь при наличии  определенных обстоятельств, предусмотренных  ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и  безопасности государства. В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

     Данные  конституционные положения создают  определенные границы или юридические  ориентиры для государственных  органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные  гарантии прав и обязанностей граждан.

     Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в  целом система правосудия выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан (ст. ст. 18 и 46 Конституции).

     Суды, рассматривая уголовные, гражданские, хозяйственные (арбитражные суды) и  другие категории дел, в том или  ином виде осуществляют контроль за соблюдением  органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и свобод граждан, созданием условий для  выполнения ими своих обязанностей. Суд и судьи все в большем  объеме рассматривают дела, вытекающие из административных правоотношений, административно-правовых споров, возникающих  в процессе повседневной деятельности органов государственного управления и должностных лиц позитивного  характера, например в связи с  решением вопросов о выдаче лицензий, разрешений, документов и т.д., а также  в связи с совершением административных правонарушений как физическими, так и юридическими лицами.

     Как положительный знак и перспективную  тенденцию необходимо отметить все  более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают  дела об административных правонарушениях  независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в  качестве одного из видов административного  наказания предусмотрены лишение  специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации  иностранных граждан и лиц  без гражданства, административный арест, возмездное изъятие и конфискация  орудия совершения или предмета административного  правонарушения, а также дисквалификация. Безусловно, суды и судьи, профессионально  добиваясь всестороннего, своевременного, полного и объективного выяснения  обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, призваны в первую очередь на основе ст. 2 Конституции РФ обеспечивать защиту прав и свобод граждан, выполнение ими  своих обязанностей.

     Особое  место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере  государственного управления занимает деятельность Конституционного Суда РФ. По жалобам граждан, запросам должностных  лиц органов исполнительной власти (например, главы администрации субъекта РФ), законодательных органов (например, Государственной Думы) он рассматривает  дела о проверке конституционности, т.е. о соответствии Конституции  РФ конкретных норм (статей), конкретных правовых актов (законов, указов Президента, правительственных актов и др.), как правило, непосредственно связанных  с конституционными правами, свободами  и обязанностями граждан.

     Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности  и диапазон судебного обжалования  нормативных правовых актов и  правоприменительных актов органов  исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а следовательно, и защиты прав и свобод граждан.

     Защиту  прав граждан обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 2007г.17

     В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует:

     а) восстановлению нарушенных прав;

Информация о работе Граждане как субъекты административного права