Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение правового конституционного статуса монархии в современной Японии. Какое фактическое место в государственном устройстве занимает данный правовой институт. Для этого следует решить такие задачи:
- исходя из особенностей конституционного устройства современной Японии определить современный конституционный статус императора Японии;
- выяснить особенности формирования данного конституционного статуса с 19 века.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Место японской монархии в системе разделения властей …………. 6
1.1 Император – глава государства ...……………………………………………. 6
1.2.Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в
осуществлении власти…………………………………………………………… 13
Глава 2. Статус монарха в конституционной Японии ……………………….. 19
2.1.Особенности конституционного устройства современной Японии ……...19
2.2 Конституционный статус императора Японии………………………… …. 24
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы ……………………………………………... 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЫВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
КАФЕДРА ТЕОРИИ,ИСТОРИИ
Курсовая работа
По дисциплине: «Конституционное право зарубежных стран»
На тему: «Император Японии»
(по специальности – 030501 «Юриспруденция» )
Содержание.
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Место японской монархии в системе разделения властей …………. 6
1.1 Император – глава государства ...……………………………………………. 6
1.2.Конституционные
осуществлении власти…………………………………………………………… 13
Глава 2. Статус монарха в конституционной Японии ……………………….. 19
2.1.Особенности конституционно
2.2 Конституционный статус императора Японии………………………… …. 24
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………... 30
Введение
Первая Конституция, которую приняла Япония, это Конституция 1889-го года. В 1945-м году, когда была разгромлена милитаристская Япония, встал вопрос об учреждении демократического режима в Японии и о демилитаризации страны. Многие настаивали на упразднении монархии. Но Япония всегда была известна как традиционалистское государство. Именно поэтому монархия заняло определенное место в новом конституционном устройстве послевоенной Японии.
Конституция, отдавая дань японскому традиционализму, на первое место ставит императора: ему посвящено 8 статей, но уже в ст. 1 говорится, что император является символом единства нации, его статус определяется народом, которому принадлежит суверенитет. Таким образом, уже в первой статье подчёркивается, что это только номинальный глава государства, действительно объединяющий японский народ.
Актуальность данного исследования определяется тем, что имея самую молодую конституцию, Япония сумела в своем государственном устройстве соединить традиционные нормы и современные демократические ценности.
Император Японии до сих пор обожествляется. Но Император Японии политикой не занимается, он обладает формальными полномочиями. Император только по предложению кабинета назначает главного судью Верховного Суда. В области внешних отношений император имеет право высказывать своё мнение по тем или иным принципиальным вопросам, но это мнение формируется кабинетом.
По предложению правительства
он созывает Парламент на сессии и
по предложению правительства
Всеми делами императорского двора ведает Совет императорского двора, в состав которого входят ближайшие родственники монарха, а также премьер-министр. Они осуществляют управление всеми делами императора. Так как монарх фигура «декоративная», то он за свои действия ответственности не несёт.
Целью курсового исследования является изучение правового конституционного статуса монархии в современной Японии. Какое фактическое место в государственном устройстве занимает данный правовой институт. Для этого следует решить такие задачи:
- исходя из особенностей конституционного устройства современной Японии определить современный конституционный статус императора Японии;
- выяснить особенности
формирования данного
Разработанность данной темы: Проблемы конституционной монархии Японии как самого молодого конституционного государства всегда были в центре внимания в послевоенной юридической литературе. Этими проблемами занимались Вербицкий С.И., Власов В. В., Кузнецов Ю.Д., Курицын В.М., Латышев И.А. , Макаров А.А., Пжинарин А.Л. А.М. Прохорова, М.С. Гилярова, Е.М. Жукова и т.д.
Предмет исследования – основные закономерности конституционного устройства Японии
Объект исследования – конституционно-правовой статус монарха в Японии.
Практическая значимость. Исследование конституционно-правового статуса монархии Японии важно потому, что данное государственное устройство является соединением традиционализма и современных форм государства. Японцы не отказывались от своих традиционных форм правления, но модернизировали их.
Структура работы: Работа состоит из 2 глав, 4 параграфов, введения, заключения и списка литературы
Конституционный статус монарха Японии во многом носит духовный смысл. В его основе лежит легенда о происхождении Японии, по которой император является символом единства японской нации. Некогда из хаотичной массы божества - "ками" создали мир. Сын богини солнца для управления страной имел 3 вещи: зеркало, чтобы видеть, священное яшмовое ожерелье чтобы с мягкостью и добротой управлять, и меч, для того, чтобы сражаться с врагами.От этого божественного статуса можно отказаться как Хирохито после начала оккупации Японии.
Таким образом, Император Японии — это не только государственный институт, но символ единства нации Японии (статус главы государства Конституцией не предусмотрен). Именно поэтому в условиях конституционной монархии выполняет представительские функции, имея ещё меньше полномочий, чем, например, британский монарх. Звание императора передаётся по мужской линии.
Буржуазные преобразования 70-80-х гг. XIX столетия вывели Японию из внешнеполитической изоляции, расчистили почву для развития капитализма. Торговые контакты и культурный обмен с европейскими странами способствовали внутренним перестройкам.
Курсовая работа состоит из введения, заключения, 2 глав, 4 параграфов, списка используемой литературы
Глава 1. Современный статус
японской монархии в системе
1.1 Император – глава государства
Формирование японской монархии происходило в 19 веке, когда было завершено объединение страны вокруг единого центра. Им стала прежняя столица сёгуната — Эдо, переименованная в Токио. Почти сразу крупные землевладельцы даймё потеряли все свое влияние и все привилегии. На месте бывших владений были созданы префектуры, правление в которых осуществлял специально назначенный из столицы чиновник-префект.
Следующим этапом было изменение социальной структуры. Достижением этого периода стало провозглашение равенства всех людей. В принципе сохранялось прежнее деление общества, но названия различных социальных слоев были изменены. Теперь общество делилось на кидзоку (высшая аристократия), сидзоку (низшая знать) и хэймин (простой народ). Кроме того, был снят запрет на заключение браков между представителями разных сословий, что увеличило социальную мобильность. Самураи потеряли свое право на ношение мечей, что было их отличительным признаком, а после введения всеобщей воинской повинности институт самурайства и вовсе перестал существовать, поскольку отпала надобность в содержании такого огромного количества профессиональных воинов. Кроме этого были отменены цеховые и купеческие объединения, строго регламентировавшие профессиональные занятия людей и исключавшие свободу выбора профессии. Отныне любой человек мог заниматься торговлей, чему немало способствовали отмена таможенных границ внутри страны и установление единой национальной валюты.1
В 1872-1873 годах была проведена земельная реформа, покончившая с феодальной собственностью. Крестьяне получали свои наделы в личное владение, но должны были выплачивать за него налог. Земельный налог был новшеством, поскольку до этого крестьяне рассчитывались с государством в зависимости от урожая. Несмотря на то, что теперь было покончено с феодальной зависимостью крестьян, их положение не слишком улучшилось из-за возникновения нового вида принуждения — экономического. Получив наделы в собственность, они скоро были вынуждены продавать их, так как были не в состоянии выплачивать налог. В результате этого к концу 19 века количество крестьян-арендаторов выросло до 70% от общего числа населения.2
Укрепление экономических
Конституция 1889 года провозглашала особу императора «священной и неприкосновенной», она предоставляла императору неограниченные права главы государства. Власть императора все же ограничивалась парламентом, который состоял из палаты пэров и палаты представителей. Верхняя палата состояла из членов императорской фамилии, титулованной аристократии, владельцев крупных капиталов или земельных участков. Избирательное право было ограничено возрастным (не моложе 25 лет), половым (только мужчины) и финансовым цензом (доход от 15 йен). Функции парламента были ничтожны: они могли одобрить или не одобрить то или иное решение кабинета министров, но с их мнением мало считались, поскольку министры подчинялись непосредственно императору. По Конституции был утвержден Тайный совет, помогавший императору в принятии решений.
В развитии экономики и промышленности страны правительство большое внимание уделяло укреплению военной отрасли. Вскоре стало ясно, почему именно эта сфера развивалась наиболее интенсивно. Посчитав себя достаточно окрепшей в экономическом плане, но еще недостаточно сильной для отпора иностранцам, Япония обратила свой взор на ближайших соседей. Первой жертвой новой японской внешней политики стала Россия, с которой в 1875 году было заключено соглашение о передаче в российскую собственность о-ва Сахалин в обмен на Курильские острова, отошедшие Японии. Позициям России на Тихом океане был нанесен значительный ущерб.3
Следующим объектом японской агрессии стала Корея, которую японцы почти полностью оккупировали под предлогом помощи в борьбе с Китаем. Одновременно оказывалось давление и на Китай. В 1885 году состоялось подписание японо-китайского договора в Тяньцзине, по которому обе стороны обязывались не вводить войска в Корею, формально находившуюся под китайским суверенитетом, без взаимного согласования. Но в 1893 году в Корее началось массовое крестьянское движение тонхаков, для подавления которого китайские власти вынуждены были в срочном порядке ввести свои войска. Этим обстоятельством японцы и воспользовались для окончательного захвата корейского полуострова. Чуть позднее военные действия были перенесены на территорию Китая. Результатом этой хитрой операции стало подписание Китаем мирного договора, по которому он признавал независимость Японии, передавал ей остров Тайвань, Пескадорские острова и полуостров Ляодун и обязался выплатить Японии контрибуцию более 300 млн йен. Кроме того, Япония получила право строительства промышленных предприятий в Китае и ввоза туда машин. Даже после этого японские власти остались недовольны, считая, что список требований можно было бы и увеличить. По-иному восприняли произошедшее западные страны и Россия, увидев прямую угрозу своим интересам. 23 апреля 1895 года Россия, Германия и Франция выступили с «рекомендацией» Японии отказаться от переданных ей, согласно Симоносэкскому мирному договору, некоторых территорий. Япония приняла «дружеский совет», но взамен потребовала увеличения денежных выплат.