Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение правового конституционного статуса монархии в современной Японии. Какое фактическое место в государственном устройстве занимает данный правовой институт. Для этого следует решить такие задачи:
- исходя из особенностей конституционного устройства современной Японии определить современный конституционный статус императора Японии;
- выяснить особенности формирования данного конституционного статуса с 19 века.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Место японской монархии в системе разделения властей …………. 6
1.1 Император – глава государства ...……………………………………………. 6
1.2.Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в
осуществлении власти…………………………………………………………… 13
Глава 2. Статус монарха в конституционной Японии ……………………….. 19
2.1.Особенности конституционного устройства современной Японии ……...19
2.2 Конституционный статус императора Японии………………………… …. 24
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы ……………………………………………... 30
День рождения царствующего императора – национальный праздник Японии (в эру Хэйсэй это 23 декабря).
«Декларация человечности» 1 января 1946 года
В ходе II мировой войне император Хирохито принимал решения о начале и ведении боевых действий. После поражения представители Великобритании и Австралии требовали осудить Хирохито как военного преступника. Но американский генерал Дуглас Макартур, командующий Объединенными силами союзниками в Японии, посчитал, что в этом случае американский оккупационный контингент придется удвоить. Императора вывели за рамки судебного процесса. Взамен Хирохито 1 января 1946 года впервые выступил с новогодним обращением к нации, в котором отрекся от божественной природы императора:
«Связь между Нами и Нашим народом всегда основывалась на взаимном доверии и привязанности… Она не происходит из ложной концепции, что император – божество, а японцы превосходят все другие народы и должны править миром.»21
Прежде японские императоры никогда не провозглашали себя богами, но и не отрекались от божественной природы, которую им приписывали. Отрицая свою божественность, император остается верховным жрецом синто и по-прежнему считается потомком богини Аматерасу.
Таким образом, Первая Конституция, которую приняла Япония, это Конституция 1889-го года. В 1945-м году, когда была разгромлена милитаристская Япония, встал вопрос об учреждении демократического режима в Японии и о демилитаризации страны. Многие настаивали на упразднении монархии. Но Япония всегда была известна как традиционалистское государство. Именно поэтому монархия заняло определенное место в новом конституционном устройстве послевоенной Японии.
Конституция, отдавая дань японскому традиционализму, на первое место ставит императора: ему посвящено 8 статей, но уже в ст. 1 говорится, что император является символом единства нации, его статус определяется народом, которому принадлежит суверенитет. Таким образом, уже в первой статье подчёркивается, что это только номинальный глава государства, действительно объединяющий японский народ.
Специфические черты Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция является октроированной. Это означает, что первоначально существует право монарха и Конституция устанавливается именно правом монарха (императора – тэнно). Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены.
Конечно, такую конституцию нельзя назвать демократичной. Как верно замечает Жучкова С.М., «Конституция 1889 г. была продуктом компромисса между сторонниками традиционной теократической монархии, которые стремились сохранить императора как абсолютного монарха, активно участвующего в управлении государством и сторонниками бюрократической авторитарной системы, в которой от имени императора правила бы бюрократия. Последние понимали необходимость и возрастающую роль представительной власти, которой, однако, отводили второстепенное место». Но для Японии того времени это был значительный шаг.22
Изменению Конституции посвящена ее гл. IX, состоящая только из одной ст. 96, которая предусматривает довольно жесткий порядок принятия поправок. Это возможно только по инициативе Парламента в отличие от прежней Конституции, которая предусматривала внесение поправок только по воле Императора. Поправки требуют согласия не менее 2/3 общего числа членов обеих палат Парламента. После этого поправки должны быть переданы для утверждения на специальном референдуме или выборах, проводимых в соответствии с решением Парламента. Поправка считается одобренной, если за нее высказалось большинство голосовавших. После завершения одной из указанных процедур по утверждению изменение Конституции считается состоявшимся, а Император обязан от имени народа промульгировать поправки, которые становятся неотъемлемой частью Конституции.
Эта единственная статья гл. IX Конституции вызывает целый ряд неразрешенных вопросов ,прежде всего потому, что она не была предметом судебного толкования. В 1956 г. Парламент принял Закон о создании комиссии по изменению Конституции. Как подчеркивалось в Парламенте, комиссия имела право только на теоретическое изучение Конституции с целью выявления в ней положений, которые отличались несовершенством. Комиссия состояла из 30 членов-парламентариев (пропорционально представительству двух крупнейших фракций либерал-демократов и социалистов в палате) и 20 членов от представителей других областей деятельности и знаний. К 1964 г. комиссия подготовила свой доклад, однако к этому времени соотношение сил в Парламенте и вне его существенно изменилось. По этой причине Парламент отклонил и законопроект о поправках к Конституции, и проект закона о референдуме по утверждению конституционных изменений.
В следствие указанных
обстоятельств открытыми
До сих пор Конституция ни разу не была изменена. Можно, однако, на основании текста части второй ст. 96 предположить, что порядок внесения поправок имеется в виду такой же, как в Конституции США: они будут не инкорпорироваться в текст Конституции, а дополнять его.
Список использованной литературы.
Интернет источники:
1. Конституция Японии
1947 года. Опубликована на сайте
http://www.japantoday.ru/
2. Статья «Основы
3. Георгиев Ю. Закулисный
реформатор эпохи Мэйдзи. // Электронный
журнал «Япония сегодня» japantoday.ru/arch/jur№al/
1. Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. – М.: Знание, 1988.
2. Власов В. В. Япония. – М., «Наука», 1991.
3. Кузнецов Ю.Д. Социально-
4. Курицын В.М. Конституционный строй Японии. – М., 1998.
5. Латышев И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии / И.А. Латышев. – М.: Издательство восточной литературы, 1959.
6. Макаров А.А. Политическая власть в Японии. – М.: Наука, 1988
7. Пжинарин А.Л. Япония в мировой политики. – М.: «Лицей», 1998.
8. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, М.С. Гилярова, Е.М. Жукова, Н.Н. Иноземцева. – М.: Советская энциклопедия, 1982.
9. Япония: мифы и реальность. Коллективная монография – М.: Восточная литература РАН, 1999
10 .Тадагава, С. Конституция Японии 1889 г. и «модернизация» страны. // Правоведение. -2002. - № 4 (243). - с. 193 – 199.
11 .Жучкова С.М.
12 .Курицын В.М., Шалягин
Д.Д. Опыт становления
13.Чиркин В.Е.
14 .Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. – М.: Волтерс-Клувер. – 2003 г.
15.Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М, 1965
16 .Орчард Дж. Экономическое развитие Японии. М, 1933
17 .Очерки новой истории Японии. М, 1958
18 .Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времен до наших дней. М, 1968 19. Эйдус Х. Т. Мэйдзи Исин как незавершенная буржуазная революция в Японии. М, 1960
1 . Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. – М.: Знание, 1988
2 Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века. – М.: Знание, 1988
3 . Власов В. В. Япония. – М., «Наука», 1991.
4 Кузнецов Ю.Д. Социально-классовая структура Японии. – М.: «Владос», 2002.
5 Кузнецов Ю.Д. Социально-классовая структура Японии. – М.: «Владос», 2002.
6 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник.- М.: Юристъ, 2000. С. 314..
7 Курицын В.М. Конституционный строй Японии. – М., 1998
8 См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001.С. 252-254.
9 . Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова, М.С. Гилярова, Е.М. Жукова, Н.Н. Иноземцева. – М.: Советская энциклопедия, 1982.
10 Статья «Основы конституционного права
Японии» // опубликована на сайте www.juristy.ru/konspekt/
11 . Япония: мифы и реальность. Коллективная монография – М.: Восточная литература РАН, 1999
12 Япония: мифы и реальность. Коллективная монография – М.: Восточная литература РАН, 1999
13 Колдаев, М.В. Конституционное право Японии: учеб. пособие / В.М. Колдаев. - М.: Юрид. ин-т МИИТа, 2001, с.24
14 Латышев, И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии / И.А. Латышев. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 456 с.
15 См.об этом: Латышев, И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии / И.А. Латышев. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 456 с.
16 Власов В. В. Япония. – М., «Наука», 1991.
17 Власов В. В. Япония. – М., «Наука», 1991.
18 Латышев, И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии / И.А. Латышев. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 456 с.
19 Конституция Японии 1947 года. Опубликована
на сайте http://www.japantoday.ru/
20 Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М, 1965
21 . Власов В. В. Япония. – М., «Наука», 1991.
22 См.об этом: Латышев, И.А. Конституционный вопрос в послевоенной Японии / И.А. Латышев. – М.: Издательство восточной литературы, 1959. – 456 с.