Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение правового конституционного статуса монархии в современной Японии. Какое фактическое место в государственном устройстве занимает данный правовой институт. Для этого следует решить такие задачи:
- исходя из особенностей конституционного устройства современной Японии определить современный конституционный статус императора Японии;
- выяснить особенности формирования данного конституционного статуса с 19 века.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Место японской монархии в системе разделения властей …………. 6
1.1 Император – глава государства ...……………………………………………. 6
1.2.Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в
осуществлении власти…………………………………………………………… 13
Глава 2. Статус монарха в конституционной Японии ……………………….. 19
2.1.Особенности конституционного устройства современной Японии ……...19
2.2 Конституционный статус императора Японии………………………… …. 24
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы ……………………………………………... 30
В случае установления регентства
Регент действует от имени Императора.
Кроме того, Император в соответствии
с законом может поручать другим
лицам осуществление своих
На практике у Императора еще меньше полномочий, чем у монарха Великобритании, поскольку он лишен даже таких традиционных для главы государства прав, как право вето, влияние на формирование правительства, верховное главнокомандование вооруженными силами. Император -- это символ единства народа, в повседневной жизни выполняет церемониальные функции внешнеполитического характера.11
Целый ряд внешнеполитических мероприятий Императору приходится выполнять не только единолично, но и с членами императорской семьи. Монарх также присутствует на различных национальных праздниках и официальных торжествах. На подобных мероприятиях проводятся беседы с учеными, художниками и другими специалистами в различных сферах. Император часто посещает объекты социального обеспечения, промышленные предприятия, научные центры, художественные выставки и благотворительные мероприятия.
Как отмечают некоторые
японские юристы и политические деятели,
в связи с тем, что в Конституции
отсутствует четкое разграничение
между понятиями «
Правда, ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту почтения к монарху. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий. 12
Глава 2. Статус монарха в конституционной Японии.
2.1.Особенности
конституционного устройства
Япония – страна с глубокими традициями. Современный конституционный строй Японии складывался через призму исторических, религиозных и политических преобразований страны начиная с конца XIX века13.
Известен факт, что до второй половины XIX века Япония была закрытой страной – внешние контакты с иными государствами были сведены к минимуму – в отличие от, например, патриархальной Российской Империи, которая в период XVII-XX вв. переняла европейские взгляды на государственное устройство, властные институты (пусть и не всегда нашедшие свое применение на практике), Япония, в силу и географической изолированности, и особенностей социального устройства общества, не подвергалась «прогрессивному» влиянию зарубежных государств, оставаясь глубоко феодальной и кастовой страной.
Буржуазные преобразования 70-80-х гг. XIX столетия вывели Японию из внешнеполитической изоляции, расчистили почву для развития капитализма. Торговые контакты и культурный обмен с европейскими странами способствовали внутренним перестройкам. Одним из результатов революций стало принятие в 1889 году конституции – Мэйдзи14.
К разработке конституции приложил немало усилий Томоми Ивакура – один из министров императорского двора. В 1871-73 гг. он совершал поездку по странам Европы и США, подготавливая и заключая договора по торговле и сотрудничеству. Японская делегация очень внимательно ознакомилась с государственными учреждениями, культурой, промышленностью развитых стран. Во время турне на министра наибольшее впечатление произвела Пруссия с ее сильной императорской властью, «карманным» парламентом, государственным протекционизмом и активной ролью государства в развитии промышленности. Именно эти факторы стали основополагающим при составлении проекта Японской конституции (уже после смерти Ивакура) – за образец была принята прусская (бисмарковская) конституции 1850 года.
Конституция была октроирована 11 февраля 1889 г. и введена в действие 29 ноября 1900 г., когда собрался первый парламент. Она была названа «Конституцией Великой Японской Империи». Принятие Конституции устранило одно из препятствий к тому, чтобы европейские державы и Америка признали Японию передовой, «модернизированной» страной.
Специфические черты Конституции Японии 1889 г. таковы. Во-первых, эта Конституция является октроированной. Это означает, что первоначально существует право монарха и Конституция устанавливается именно правом монарха (императора – тэнно). Во-вторых, принципы конституционализма ограничены тем, что парламент не может мешать осуществлению права монарха. В-третьих, не принят принцип формирования кабинета политической партией, лидирующей в парламенте. В-четвертых, субъекты прав и свобод были определены не как граждане, а как подданные; каталог и содержание их прав и свобод ограничены.
Конечно, такую конституцию нельзя назвать демократичной. Как верно замечает Жучкова С.М., «Конституция 1889 г. была продуктом компромисса между сторонниками традиционной теократической монархии, которые стремились сохранить императора как абсолютного монарха, активно участвующего в управлении государством и сторонниками бюрократической авторитарной системы, в которой от имени императора правила бы бюрократия. Последние понимали необходимость и возрастающую роль представительной власти, которой, однако, отводили второстепенное место». Но для Японии того времени это был значительный шаг.15
На рубеже XIX и XX вв. Япония вступила в стадию монополистического капитализма, ускоренными темпами шел процесс превращения ее в империалистическую державу. Усиленная милитаризация страны и сохранения в различных сферах жизни и в общественных отношениях ряда феодальных пережитков придали японскому империализму военно-феодальный характер. Именно воинственность страны станет одним из основополагающих факторов при составлении проектов ныне действующей конституции Японии. Но об этом чуть ниже.
В.М. Курицын объясняет особую агрессивность японской внешней политики и милитаризации японского общества и государства тем, что, выступив на международную арену сравнительно поздно, Япония не поспела к разделу колоний, и могла удовлетворять свои территориальные претензии только в результате передела уже поделенного – т.е. путем агрессивных завоевательных воин. Русско-Японская война, захват Кореи и значительной части Китая, тем не менее, не позволили Японии создать колониальную империю в Юго-Восточной Азии – поражение во второй мировой войне расставило все точки над i. 16
Государство и общество
нуждались в реформировании –
приоритетными направлениями
Первоначальный проект конституции Японии был подготовлен правительством Японии при участии группы советников в 1946 г. Он сохранил многие положения первой, консервативной конституции страны 1889 г., лишь слегка подвергнув их «косметической» обработке. Проект был представлен в парламент, но вызвал отрицательную реакцию японской общественности и
Дальневосточной комиссии,
созданной странами-
Второй проект конституции разрабатывался учеными и генералами США под руководством генерала Мак-Артура. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.
Многие положения новой конституции были заимствованы из Конституции США, конституционных положений Великобритании; Конституция Советского Союза 1936 г. также оказала воздействие на основной закон Японии – в частности, как подчеркивает В.М. Курицын (на что мы указывали выше, при рассмотрении Конституции США), закреплены в конституционном порядке равноправие женщин и мужчин, социальные права граждан.
Особо аккуратно и
скрупулезно подошли
Японские реакционные круги неоднократно пытались ревизовать данную статью – но безуспешно. Сегодня в Японии имеется Корпус обороны — по существу, вооруженные силы страны, но на его содержание тратится приблизительно 1% государственного бюджета. Против возрождения милитаризма направлено также положение конституции о том, что правительство страны должно состоять только из гражданских лиц.
Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 года и вступила в силу 3 марта 1947 г.
Данная конституция 19действует и по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде (пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме, однако практика пересматривать конституцию Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде).
Обозначим лишь основные положения Конституции, отличающие ее от предшественницы 1889 года.
Так, император лишен
возможности оказывать какое-
В целом же Конституция Японии 1947 года (состоящая из 103 статей) вполне отвечает требованиям демократического общества современного мира. Сам факт того, что в нее не вносилось изменений и поправок свидетельствует о том, что граждане этой высокоразвитой и технологичной страны являются носителями высоких общественных ценностей, дорожат и способствуют развитию демократических институтов как в своей стране, так и во всем мире.
2.2. Конституционный статус императора Японии
Импера́тор Япо́нии (яп. 天皇 Тэнно) — символ единства нации Японии
(статус главы государства
Конституцией не предусмотрен). В
условиях конституционной
Император Японии, по-японски «тэнно», 天皇 – глава японского государства, символ единства нации, нравственный пример для своих подданных. Все императоры Японии принадлежат к одной династии, согласно легенде ведущей свой род от богини Аматэрасу. Первый император, Дзимму, взошел на престол 11 февраля 660 года. Престол наследуется по мужской линии. Ныне царствующий император Акихито 125-й по счету.
В Японии царствующего императора не полагается называть по имени, его называют «тэнно хэйка», 天皇陛下, то есть «Его Величество Император», или короче «хэйка», 陛下 («Его Величество»).
Каждый император правит под девизом, которым именуется эра (эпоха) его правления. Например, эра правления Акихито – Хэйсэй («мир повсюду»). После ухода императора из жизни название эры становится его посмертным именем. Предыдущего императора, Хирохито, полагается называть не Хирохито (что непочтительно), а «император Сёва» в память об эре его правления.20
По эрам правления императоров в Японии ведется летосчисление. Акихито взошел на трон 7 января 1989 года, эра его правления началась 8 января. Следовательно, 2010 год соответствует 22-му году эры Хэйсэй.
Императорские регалии: зеркало, драгоценный камень и меч.
Возможности и права японского императора
Власть императоров Японии всегда была более или менее ограничена. В наши дни её пределы оговариваются конституцией. Император вершит государственные дела и даже получает подарки только с согласия правительства. Главу правительства – премьер-министра – он назначает по представлению парламента. По представлению правительства император назначает Верховного судью. Он участвует в официальных и религиозных церемониях, вручает государственные награды, принимает иностранных послов. Некоторые свои функции император может передать премьер-министру. Регент при малолетнем императоре действует только от имени императора.