Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью курсового исследования является изучение правового конституционного статуса монархии в современной Японии. Какое фактическое место в государственном устройстве занимает данный правовой институт. Для этого следует решить такие задачи:
- исходя из особенностей конституционного устройства современной Японии определить современный конституционный статус императора Японии;
- выяснить особенности формирования данного конституционного статуса с 19 века.
Введение …………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Место японской монархии в системе разделения властей …………. 6
1.1 Император – глава государства ...……………………………………………. 6
1.2.Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в
осуществлении власти…………………………………………………………… 13
Глава 2. Статус монарха в конституционной Японии ……………………….. 19
2.1.Особенности конституционного устройства современной Японии ……...19
2.2 Конституционный статус императора Японии………………………… …. 24
Заключение………………………………………………………………………. 27
Список используемой литературы ……………………………………………... 30
Японо-китайская война явилась важной вехой в развитии Японии. После нее западные державы вынуждены были считаться с Японией, авторитет которой и экономическая мощь возрастали все больше и больше. Однако, в своей корейской политике Япония допустила ряд ошибок, в результате которых там усилилось влияние России. 4
Усилились также позиции России в Маньчжурии. Важным этапом в истории восточных соседей России стало подписание договора с Китаем о строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД — 1896 г.). В 1897 году Россия арендовала у Японии Порт-Артур. Началась борьба Японии и России за раздел сфер влияния на востоке. Этот конфликт всесторонне поддерживался силами западных держав: Англии, США и Германии, не желавших усиления России и обещавших Японии поддержку в случае войны. Русско-японская война была не за горами.5
В Японии, как и в большинстве стран мира, существует разделение властей- на законодательную, исполнительную и судебную.
Главой государства в Японии является Император, согласно ст. 3 и 4 Конституции Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти. Все его действия, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе, как с совета и одобрения Кабинета министров, который несет за них ответственность. По представлению Парламента Император назначает Премьер-министра, а по рекомендации последнего - остальных членов Кабинета; по представлению Кабинета назначает главного судью Верховного суда (ст. 6).
Статус Императора в Японии имеет свои особенности. Чтобы лучше представить себе его реальную власть, необходимо обратиться не только к юридическим полномочиям - статьям Конституции, но и к фактической деятельности Императора.
По Конституции (ст. 1) Император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть.
По совету и с одобрения Кабинета Император от имени народа осуществляет следующие действия, относящиеся к делам государства (ст. 7):
-- промульгацию поправок
к Конституции, законов,
-- созыв Парламента, роспуск Палаты представителей и объявление всеобщих выборов в Парламент;
-- подтверждение в
соответствии с законом
-- подтверждение общих
и частных амнистий, смягчение
и отсрочки наказаний,
-- пожалование наград;
-- подтверждение в
соответствии с законом
-- осуществление церемониала.
В соответствии с Законом об Императорской фамилии 1947 г. династийный порядок наследования престола охраняет Совет императорского двора, состоящий из двух членов императорской семьи, Премьер-министра, председателей и вице-председателей палат Парламента, главного судьи и одного члена Верховного суда6
В соответствии с положениями
ст. 41 Конституции Японии Парламент
является «высшим органом
На Кабинет министров (Правительство) возложена исполнительная власть (ст. 65 Конституции).
Кабинет министров фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из положений Конституции. Формально в ней компетенции исполнительной власти посвящена всего одна статья. В соответствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров, для чего требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента; организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом; составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными указами только с разрешения соответствующего закона; принятие решений об общих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).
В отличие от других государств значительными полномочиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительственные указы, как и законы, подписываются компетентными государственными министрами и констатируются Премьер-министром.7
Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко законодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей законодательного процесса и др. наталкивается в стенах законодательного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов8
Конституция Японии в части первой ст. 76 провозгласила, что вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, какие будут учреждены законом. Принцип осуществления правосудия только судом имел для послевоенной Японии особо важное значение, так как означал упразднение произвола тех административных трибуналов, которые действовали в этой стране ранее. Боязнь произвола и желание иметь нормальную судебную систему были настолько сильны, что во второй части указанной статьи Конституции было запрещено учреждать какие бы то ни было особые суды и установлено, что административные органы не могут осуществлять судебную власть с правом вынесения окончательного решения.
1.2.Конституционные полномочия и реальная политическая роль императора в осуществлении власти
Япония уникальная страна. И уникальна она не только своими богатейшими традициями, искусством и историей, но и даже своим государственным строем. Япония сейчас - единственная страна в мире, во главе которой номинально стоит император.
Я не буду подробно останавливаться на легенде о происхождении Японии и связанным с ней мифом об императоре. Вкратце:
Сначала Земля не знала, что такое огонь, земля воздух, вода.. Существовала лишь некая бесформенная масса - хаос.. Затем из этой массы отделились божества - "ками", которые и создали воздух, воду и тд. Затем появилась богиня Аматэрасу - богиня солнца, которую родители прогнали с земли на небо. Затем у неё родился сын - Дзимму Тэнно - первый император Японии. Она решила доверить ему управление этой страной. Для этого она дала ему 3 вещи: зеркало Ята, священное яшмовое ожерелье Ясакани и священный меч Муракумо, добытый её братом Сосанэо и сказала: "Прими же моё наследство и эти три коронных талисмана. Когда ты захочешь увидеть меня, смотри в это зеркало. Будь для этой страны тем чистым светом, какой исходит от его поверхности. Управляй её жителями с мягкостью и добротой, которые олицетворяются мягкой округлостью этого камня. Сражайся с врагами твоего царства этим мечом, убивай их его остриём".
Этими заповедями пользовались все последующие императоры Японии.
Надо сказать, что легенда заставляла людей верить в божественность императора и лишь в 1945 году Хирохито после начала оккупации по приказу американцев сказал, что отказывается от божественного статуса.
Таким образом,
Император Японии — символ
единства нации Японии (статус
главы государства
По конституции Японии (ст. 1) статус императора «определяется волей всего народа, которому принадлежит суверенитет»; (ст. 2) трон является наследственным согласно закону об Императорской фамилии; (ст. 5) может быть установлено регентство с теми же полномочиями регента.
«Все действия императора,
относящиеся к делам
По совету и одобрению Кабинета (ст. 7) император производит следующие действия:
1. Опубликование поправок
к Конституции, законов,
2. Созыв Парламента;
3. Роспуск Палаты представителей;
4. Объявление всеобщих парламентских выборов;
5. Подтверждение назначений и отставок государственных министров и других предусмотренных законом государственных служб в соответствии с законом, а также полномочий, мандатов и верительных грамот послов и посланников;
6. Подтверждение амнистий и помилований, смягчений наказаний, освобождений от исполнения приговоров и восстановление в правах;
7. Пожалование наград;
8. Подтверждение ратификационных
грамот и других
9. Приём иностранных послов и посланников;
10. Отправление церемоний.
Согласно Статье 8, «Никакое имущество не может быть передано Императорской фамилии, получено ею или принесено ею в дар кому-либо, иначе как в соответствии с резолюцией Парламента».
Императорская печать Японии — символ в виде жёлтой или оранжевой 16-ти лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи.
Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует.
Изображение императорской печати состоит из центрального круга, окружённого шестнадцатью лепестками, снаружи их окружает второй ряд лепестков.
Как личная печать изображение хризантемы впервые было использовано императором Го-Тоба. В качестве мона императорского дома изображение хризантемы было принято с 1869 года. Во времена реставрации Мэйдзи согласно указу 1871 года никому не было разрешено использовать эту печать кроме императора Японии. После Второй мировой войны этот запрет был отменён.
У каждого члена императорской
семьи была своя модифицированная версия
императорской печати с 14 лепестками.
Святилища синто также
На протяжении всей
истории Японии полномочия
Подтверждение назначений и отставок государственных министров и других должностных лиц в соответствии с законом, а также полномочий и верительных грамот послов и посланников.10
Подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчений и отсрочек наказаний и восстановление в правах.
Пожалование наград.
Подтверждение ратифицированных грамот и других дипломатических документов в соответствии с законом.
Прием иностранных послов и посланников.
Осуществление церемониала.
Статья 8. Hикакое имущество не может быть передано императорской фамилии или получено ею, и никакие дары не могут быть приняты ею иначе как в соответствии с резолюцией Парламента.
Императорский трон в Японии передается в порядке наследования члену императорской семьи. Предпочтение отдается старшему сыну Императора. Лица женского пола наследовать трон не могут. Царствование каждого Императора провозглашается определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летосчисление, т. е. первый год правления данного Императора считается первым годом соответствующей эры и т. д. С января 1989 г. после смерти Императора Хирохито на престол вступил его сын Акихито.
Повседневные дела вместо упраздненного министерства Императорского двора решает управление императорского двора, действующее при канцелярии Премьер-министра. Начальник управления назначается Премьер-министром с согласия Императора и руководит работой персонала, численность которого в начале 80-х гг. превышала 1 тыс. человек.