Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать ветвь исполнительной власти.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность исполнительной власти…………………………………………..5
1.1Структура исполнительной власти………………………………………………..5
1.2 Понятие органов исполнительной власти………………………………………7
1.3 Признаки органов исполнительной власти……………………………………8
1.4 Классификация органов исполнительной власти………………………………..9
Глава 2. Механизм осуществления исполнительной власти………………………11
2.1 Понятие и сущность механизма осуществляющего исполнительную власть..11
2.2 Принципы осуществления исполнительной власти……………………………17
2.3 Функции исполнительной власти……………………………………………….23
2.4 Взаимодействие ветвей власти…………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………34
Список используемых источников………………………………………………….36
Система органов
а) Президент Российской Федерации;
б) федеральные органы исполнительной власти;
в) органы исполнительной власти субъектов федерации;
г) органы исполнительной власти в системе местного самоуправления.
Органы исполнительной
власти в процессе реализации
своих функций активно
Административно-правовые отношения по своей природе являются властеотношениями. Основой их возникновения являются нормы права - государственно-властные веления. Именно они побуждают органы исполнительной власти, наделенные государственно-властными полномочиями, проявлять свою организующую волю. Однако надо иметь в виду, что в очень сложном механизме осуществления исполнительной власти имеют место и координационные отношения, то есть отношения равенства субъектов. Но они, как правило, либо являются результатом властной воли вышестоящего органа, либо сразу же порождают отношения типа «власть - подчинение».
Для административно-правовых
отношений характерно также и
то, что у них должен быть
так называемый «обязательный
субъект», то есть субъект, без
которого такого отношения
Административно-правовые
отношения возникают только в
сфере осуществления
2.2 Принципы осуществления исполнительной власти
Органы исполнительной власти в своей деятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуются рядом принципов. Они представляют собой общие положения, идеи, основополагающие требования, которые характеризуют сущность управленческой деятельности, ее предназначение. Важнейшие из них закрепляются в законодательстве.
Принцип народовластия, закрепленный в ст. 3 Конституции, означает, что народ является единственным источником власти, он осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти, одной из ветвей которой является исполнительная власть. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти должен усиливаться как со стороны органов законодательной и судебной властей, так и непосредственно со стороны народа и его негосударственных организаций. При этом необходимо использовать различные формы контроля за работой управленческого аппарата и должностных лиц, чтобы решительно искоренять проявления коррупции, бюрократизма, безответственности.
Для этого должен быть установлен порядок регулярных отчетов должностных лиц органов исполнительной власти перед законодательными (представительными) органами, трудовыми коллективами, населением, возможно большей открытости их работы.
Принцип верховенства закона (ст. 4, 15 Конституции) предполагает формирование субординированной правовой системы государства в соответствии с юридической силой тех или иных нормативных правовых актов. Высшей юридической силой обладает главный закон государства — Конституция России, которой должны соответствовать все другие нормативные правовые акты и акты применения права.
Однако пока отсутствует
комплексный правовой акт — закон,
устанавливающий
В условиях, когда в стране началась широкая правовая (и судебная) реформа, призванная обеспечить верховенство и торжество Закона во всех сферах жизни общества и государства, крайне важно выработать механизм поддержания законности и правопорядка. Недопустимо, чтобы субъекты Федерации отдавали приоритет своим нормативным правовым актам, а не актам Российского государства. Административное законодательство, находясь в совместном ведении Федерации и ее субъектов, не дает последним права на принятие собственных нормативных актов, противоречащих федеральным законам.
При характеристике принципа
верховенства права возникает проблема
соотношения норм международного права
и национального (внутреннего) законодательства.
Конституция (ст. 15) впервые установила
общую норму, предусматривающую
приоритет международных
Принцип разделения и взаимосдерживания властей, закрепленный в ст. 10 и 11 Конституции, выражает существование и самостоятельность трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Если до принятия Конституции 1993 г. взаимоотношения Правительства как органа исполнительной власти с парламентом как органом законодательной власти характеризовались полной зависимостью первого от второго, то при реальном разделении властей такое положение дел недопустимо. Каждая ветвь государственной власти должна осуществлять свои функции в установленных пределах. Чрезмерное внимание Федерального Собрания — парламента России к вопросам, относящимся к компетенции Правительства, отрицательно сказывается и на законотворчестве, и на исполнении законов. В то же время эти обе ветви государственной власти должны неукоснительно исполнять судебные решения, что особенно важно в сферах федеративных отношений и толкования Конституции страны.
Конституция предусматривает механизмы, направленные на взаимосдерживание властей. Многие функции координации в государственном механизме выполняет Президент. Являясь главой государства, Президент имеет рычаги воздействия не только на исполнительную, но и на законодательную и судебную ветви власти.
Президент, который находится
как бы над Федеральным Собранием
и Правительством России, должен создавать
противовесы для них, обеспечивая
их согласованное
Принцип разграничения полномочий
федеральных и региональных органов,
закрепленный в ст. 11, 78 Конституции,
проявляется в том, что компетенция
органов исполнительной власти и
взаимоотношения между ними определяются
не по их собственному усмотрению (хотя
«мера свободы» здесь достаточно
велика), а на основе нормативно-правовых
актов. При этом, естественно, акты органов
исполнительной власти субъектов Федерации
не должны противоречить актам
Принцип законности (ст. 15 Конституции) означает, что органы государственной власти, в том числе исполнительной, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию, законы и подзаконные акты. Безвластие и неуправляемость во многих сферах — результат прежде всего несоблюдения принципа законности и правового нигилизма. Вот почему в деятельности высших opганов государственной власти России стало уделяться больше внимания укреплению законности, правопорядка, соблюдению дисциплины и формированию должного правосознания. Одной из основ поддержания законности и правопорядка является требование личной (персональной) ответственности каждого должностного лица, государственного служащего и гражданина за нарушение законов. Исключительно важна здесь свобода слова, реализуемая, конечно, на основе соответствующих конституционных и других законодательных норм. Соблюдение законности — это главное условие эффективности, результативности деятельности органов исполнительной власти.
Злоупотребление властью, служебным положением и совершение должностными лицами и государственными служащими противоправных действий влекут для виновных установленную законом ответственность.
Принцип гласности предполагает
открытость законодательства, доступность
и подотчетность
Не подлежат разглашению сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также полученные в процессе служебной деятельности сведения, затрагивающие честь и достоинство граждан, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Принцип приоритета и гарантированности
прав личности является новым для
российского законодательства и
административной практики. Правовое
государство, которое предполагается
создать в России, характеризуется
тем, что права личности признаются
высшей ценностью, а все государственные
органы, в том числе и органы
исполнительной власти, ответственны
перед гражданами. Права граждан
должны быть надежно защищены от любого
произвола органов государства,
должностных лиц и
Провозглашение человека,
его прав и свобод высшей ценностью,
признание в качестве главной
обязанности Российского
Статья 5 Конституции закрепляет
принцип федеративного
государства. Это предполагает
последовательное раскрытие в текущем
федеральном законодательстве сущности
единства основ государственного строя,
равноправия субъектов
Для системы органов исполнительной
власти характерен принцип централизации,
то есть подчиненности нижестоящих
органов вышестоящим. Он вытекает из
единства данной системы, когда объем
полномочий каждого органа исполнительной
власти четко очерчен
Принцип централизации имеет
большое созидательное
В то же время в ряде случаев
законодательство предусматривает
сочетание централизации и
Не утратил своего значения, хотя и стал менее акцентированным, принцип плановости в деятельности органов исполнительной власти, являвшийся важнейшим в период существования СССР. В условиях перехода к рыночной экономике сфера плановости выражается в разработке программ развития отраслей и сфер народного хозяйства, прогнозировании хода экономической реформы, расчетах наиболее эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, определении целей и задач деятельности различных органов исполнительной власти, установлении госзаказа на наиболее значимую продукцию, предоставлении по единому плану льготных кредитов — в целом планируются управленческие акции по наиболее приоритетным укрупненным позициям.
Для организации и функционирования
органов исполнительной власти характерен
и принцип дифференциации (разделения)
и фиксирования функций и полномочий
каждого из этих органов и их должностных
лиц, что крайне важно для правильного
подбора и расстановки
К принципам организации и деятельности органов исполнительной власти можно отнести также и некоторые другие принципы, в частности научности,ответственности, учета национальных особенностей.