Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:59, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы исследовать ветвь исполнительной власти.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1.Сущность исполнительной власти…………………………………………..5
1.1Структура исполнительной власти………………………………………………..5
1.2 Понятие органов исполнительной власти………………………………………7
1.3 Признаки органов исполнительной власти……………………………………8
1.4 Классификация органов исполнительной власти………………………………..9
Глава 2. Механизм осуществления исполнительной власти………………………11
2.1 Понятие и сущность механизма осуществляющего исполнительную власть..11
2.2 Принципы осуществления исполнительной власти……………………………17
2.3 Функции исполнительной власти……………………………………………….23
2.4 Взаимодействие ветвей власти…………………………………………………..30
Заключение……………………………………………………………………………34
Список используемых источников………………………………………………….36
2.3 Функции исполнительной власти
Проблема функций
Под функциями исполнительной власти следует определить ведущее направление в деятельности органов исполнительной власти, в которых выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставляемый органом исполнительной власти объем государственных полномочий. Иначе говоря, под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и основные направления ее деятельности, а также правовые средства, которые применяются для достижения поставленных целей.
Каждая функция исполнительной власти имеет свою сферу деятельности и осуществляется соответствующими методами. Функции отражают содержание деятельности исполнительной власти и во многом характеризуют ее сущность.
Структурная сложность и особенности исполнительной ветви власти таковы, что тщательный ее анализ приводит к выводу о двух уровнях ее функций - первом и втором.
Первый уровень функций исполнительной власти охватывает те функции, которые имеют глобальные значения для жизни общества. Необходимо подчеркнуть в связи с этим, что исполнительная власть гораздо полнее, чем законодательная, представляет единство, сущность, функциональную направленность государства, а потому основное назначение государства - охранять внутренний и внешний мир общества, обеспечивать его благосостояние - рельефно и содержательно воплощается в ее функциях.
Каждая из функций определяется объектом управления и способом воздействия на него органов исполнительной власти.
Один из объектов - это
общественный порядок и национальная
безопасность, которая охраняется и
обеспечивается путем наблюдения компетентными
органами исполнительной власти за местами,
имеющими общественной значение и путем
постоянного поддержания
Другой важный объект управления - это определенная отрасль народного хозяйства, социально - культурного и административно - политического строительства (экономика, финансы, образование, здравоохранение, и т.д.), функционирование которой возможно при постоянном управленческом воздействии на нее органов исполнительной власти, выражающемся в руководстве, планировании, регулировании, координировании, подборе кадров, контроля. Этот объект определяет регулятивно - управленческую функцию исполнительной власти.1
Итак, первая основная функция - функция охраны общественного порядка и обеспечение национальной безопасности представляет собой одно из главных направлений в деятельности органов данной ветви власти. Известно, что общественный порядок, предполагающий также общественную безопасность - фундамент нормальной социальной жизни всех граждан и деятельности всех государственных, общественных и частных учреждений. Ослабление функции охраны общественного порядка дает о себе знать ростом административных проступков и преступлений, нарушением санитарных и экологических правил; отрицательно сказывается и на других сторонах деятельности государства, а именно на управлении экономикой, финансами, культурой, образованием, социальным обеспечением и т.д.
Охрана общественного порядка органам исполнительной власти осуществляется методами наблюдения, надзора и контроля за поведением граждан и деятельности организаций.
Другой стороной рассматриваемой функции является национальная безопасность, которая определяется как состояние защищенности интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В нее включаются в первую очередь государственная и оборонная безопасность, а также другие ее виды: экономическая, информационная, медицинская, экологическая и т.д.
Вторая важнейшая функция исполнительной власти - управленческая, представляющая собой деятельность "публичных служб" по руководству экономикой, финансами, культурой, образованием, здравоохранением, обороной, внутренними и внешними делами государства. Так, статья 21 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительства РФ" от 22 декабря 1992 года достаточно выразительно подчеркивает организационно - управленческий аспект в деятельности высшего федерального органа исполнительной власти. Правительство РФ объединяет, направляет и координирует работу министерств, государственных комитетов и других подведомственных ему органов исполнительной власти. Как видно, данная деятельность Правительства РФ является управленческой по характеру, осуществляется непрерывно, на основе и во исполнении закона.
Государственное управление
как деятельность органов исполнительной
власти выступает одновременно и
как распорядительная деятельность,
то есть органы исполнительной власти
выступают не как пассивные исполнители
закона, воли законодательного или
вышестоящего по вертикали органа,
но как органы, обладающие властными
полномочиями, предпринимающие управленческие
действия по собственной инициативе,
реагирующие посредством
Следует подчеркнуть, что
исполнительная ветвь власти имеет
дело с таким объектом управления,
который характеризуется
Распорядительную деятельность
органов исполнительной власти нельзя
противопоставлять
Бельский считает, что
понятие государственное
Второй уровень функций исполнительной власти - нормотворчество, оперативно - исполнительная и юрисдикция. Они имеют вспомогательный, инструментарный характер и направлены на обслуживание каждой из основных функций, то есть используются как организационно - технические средства реализации основных функций рассматриваемой власти.
Необходимой вспомогательной
функцией исполнительной власти является
нормотворческая функция, которая
заключается в издании органами
этой власти нормативных актов управления.
Основная особенность этой функции
в том, что правотворческая
Другая вспомогательная, имеющая большее практическое значение функция исполнительной власти - оперативно-исполнительная. Она заключается в том, что органы исполнительной власти обеспечивают реализацию правовых норм, содержащихся как в законах, так и подзаконных актах. Если правотворческий орган (законодательной или исполнительной власти) закрепляет в праве решения нормативного характера, то другой орган, а именно орган исполнительной власти, на основании своих государственно-властных полномочий обеспечивает применение этих нормативных предписаний, продолжает их под нормативное регулирование в случаях, когда необходима их конкретизация. Центральным звеном правоприменительной деятельности является управленческое решение - властный индивидуальный акт, устный или письменный, адресованный определенному лицу и разрешающий конкретную проблему.
Особую роль в реализации
основных функций исполнительной власти
играет юрисдикция, осуществляемая его
органами. Юридическая функция
Таким образом, вопрос о функциях исполнительной власти является ключевым в теории исполнительной власти и на переходном этапе современной России приобретает научную и практически - политическую значимость в организации деятельности органов исполнительной власти. В связи с этим изложением соображения о функциях исполнительной власти позволяют сделать следующий вывод.
Для исполнительной ветви
государственной власти характерно
то, что она осуществляет свои функции
посредством специального аппарата,
представляющего собой органы этой
власти. Именно основные функции исполнительной
власти могут служить научно обоснованным
критерием классификации
Интересно отметить, что
функции, которые на уровне государства
воплощены в трех обособленных ветвях
власти (законодательство, управление,
правосудие), перенесенные на исполнительную
власть и встроенные в ее структуры,
выполняют скромную вспомогательную,
но организационно важную роль в реализации
функций первого уровня. Если в
основе функций первого уровня лежат
главные направления в
Юридическая власть государства
над его гражданами суверенна, но
не беспредельна. Государство как
в интересах гражданина и общества,
так и в собственных интересах
идет по пути самоограничения и
Функция защиты прав и свобод
граждан - особая функция исполнительной
власти, особенность ее существования
- не "массовость" (как в других
функциях), а скорее индивидуальность,
личностный подход. На этой системе
построена деятельность многих органов
исполнительной власти, в частности
органов социального
При этом следует отметить, что эффективная защита прав и свобод граждан в сферах деятельности исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений субъектов, требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующих этим правом обязанностей соответствующих государственных органов. Мы видим, что формально имеются органы исполнительной власти в системе социальной сферы управления, разрабатываются социальные программы, но наряду с этим полная ясность о компетенции федерации и субъектов РФ отсутствует, что дополняется и скудностью финансовых средств на развитие социальной сферы.
В этих условиях важно иметь
в виду три направления нормативного
регулирования: законодательное закрепление
обязанностей органов исполнительной
власти по отношению к гражданам;
использование эффективных
На первом месте находится вопрос о гарантиях прав граждан при защите своих законных интересов и формах ответственности должностных лиц: дисциплинарной, уголовной, административной, материальной.
Второй проблемой является вопрос контроля за законностью действий администрации по отношению к гражданам.
Критическое рассмотрение действующего
законодательства позволяет констатировать
необходимость отработки