Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа
Россия переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе.
Едва ли не самым динамичным в этих процессах является развитие конституционного права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации:
К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.
Конституции республик и уставы должны соответствовать Конституции России и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам, принимаемым органами субъекта Федерации, они обладают более высокой юридической силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории субъекта, являются такие правовые нормативные акты, как законы, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти. К источникам отрасли относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы, в частности, их уставы (положения).
В юридической литературе
предпринимались различные
В современном понимании - естественное право имеет прочную моральную основу. Согласно такому подходу естественное право – это право, коренящееся в природе человека, в природе вещей. Такой подход позволяет отметить следующее: естественное право – совокупность прав и свобод, обусловленных изначальными свойствами человека, его проживанием в обществе. Это право человека на жизнь, возможность продолжения рода, на охрану своей жизни, здоровья, на свободу. В современное естественное право также включились ещё другие перечни прав – социально-экономические (свобода на объединение в политические партии и общественные союзы), права социальных общностей (право народа устанавливать конституцию государства, право наций на самоопределение).
Современные концепции берут своё начало ещё в античности, в течение длительного времени они изменялись и формировались. Выделяют следующие теории естественного права:
Все эти теории в нашей стране часто подвергались критике. Хотя в нынешнее время Конституция Российской Федерации имеет статьи, которые говорят нам о естественных правах, а статья 17 гласит: «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»16. Таким образом, человек получил свои права от рождения, и государство не вправе лишать человека этих прав. Однако, в тоже время нельзя сказать, что в статье 17 имеются ввиду только естественные права. Например, право потерпевшего на получение компенсации за ущерб, не является естественным, но относится к этой статье.
Не смотря на наличие статей в Конституции Российской Федерации об естественных правах человека, население нашей страны считает, что до сих пор не улучшилось положение естественных прав. Такой вывод можно сделать, исходя из данных социологического опроса: «76,7 % населения считают, что не улучшилось положение права на отдых; 84,5 % населения считают, что не улучшилась возможность отдыхать; Две трети населения считают, что у них не улучшилась возможность перспектив. Приоритетными целями, в основе которых лежат естественные права, являются: повышение уровня жизни – 56,5 % населения; наведение порядка во всех уровнях жизни – 39,2 % населения»17. Этим мы хотели показать, что для современного россиянина естественное право – не формальная правоспособность, а реальная реализация естественных прав и свобод. Таким образом, для современных граждан главное в естественном праве является, не что иное как свобода. В главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина», включают 48 статей, большинство из них как раз посвящены конкретным свободам и правам. Они имеют определённую логическую последовательность, которая отражает специфику этих права и свобод. Такая система не случайна. Действующая Конституция, основана на концепции прав, и имеет такую последовательность: «личные свободы и права, затем политические, а потом социально-экономические права и свободы». Мы видим, что личные свободы и права, которые лежат в основе естественного права имеют приоритет в Конституции РФ, а, следовательно, и естественное право имеет этот приоритет.
Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет такие главные естественные права – право на жизнь (ст.21), право на достоинство личности (ст.21), право на свободу, право на личную неприкосновенность (ст.22). Даже если бы современная Конституция не закрепляла бы эти права, человек всё равно бы имел эти права с рождения. Но тогда бы их реализация была бы затруднительна, а поскольку они закреплены в Конституции, она усиливает правовые возможности реализации этих естественных прав.
Можно выделить две особенности естественных прав человека: «во-первых, они реализуются, даже без какого бы то ни было правоприменительного акта»18. Например, права на свободу, достоинство имеют все без исключения, а например, для реализации права на жилище, собственность необходимо оформление юридических документов. «Во-вторых, естественные права реализуются независимо от воли людей»19. Ведь люди не выбирают времени, места рождения, пол, а со временем воспринимают это как данность.
Среди естественных прав выделяют вторичные естественные права – право на охрану здоровья (ст.41), право на свободу передвижения (ст.27), право на свободу мысли (ст.29).
На основе всего вышесказанного
можно сделать вывод о
Все призывы к приоритету
позитивного права, к чисто "нормативистской"
трактовке права при всей важности соблюдения
писаного права объективно препятствуют
глубокой демократической реформе права
в интересах укрепления прав и свобод
человека. В плоть и кровь народной жизни
должна войти истина: если закон противоречит
естественному праву, он ничтожен.
Среди источников позитивного конституционного
права важнейшее место занимает конституция.
Это основной закон всякого государства,
хотя в писаной форме его может и не быть
(Великобритания). Однако конституция
может формально существовать, но практически
не играть никакой роли вследствие перенесения
центра тяжести на партийные структуры
власти (тоталитарные государства). Для
демократии главное заключается в установлении
реального конституционного строя (конституционализма),
основанного на принципах естественного
права и правового государства.
Конституция устанавливает
наиболее важные нормы и принципы,
из которых потом вырастает
В России действует Конституция, принятая
всенародным голосованием 12 декабря 1993
года. Наряду с этой, федеральной Конституцией,
действуют конституции республик, входящих
в состав Российской Федерации. Это обычно
для любого федеративного государства.
Конституции республик также обладают
высшей юридической силой на их территории.
Но федеральная Конституция имеет верховенство
на всей территории Федерации (ст. 4 Конституции),
а это означает, что конституции республик,
некоторые из которых приняты до принятия
федеральной Конституции, должны тем не
менее соответствовать последней и не
противоречить ей. Аналогичной юридической
силой на своей территории обладают уставы
других субъектов Российской Федерации
(края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа).
По российской Конституции
предусматривается издание
Источниками конституционного
права являются постановления Государственной
Думы и постановления Совета Федерации.
Из смысла ч. 2 ст. 125 вытекает, что постановления
палат могут иметь нормативный характер.
Конституцией указывается (ч. 3 ст. 76), что
федеральные законы не могут противоречить
федеральным конституционным законам,
из чего можно сделать вывод, что в иерархии
источников права федеральные конституционные
законы занимают более высокое место,
следуя сразу же за Конституцией. Конституционные
законы, как это вытекает из текста Конституции,
должны приниматься по важнейшим вопросам,
затрагивающим права и свободы граждан,
правомочия государства (ограничение
прав и свобод в условиях чрезвычайного
положения – ч. 1 ст. 56, определение режима
военного положения – ч. 3 ст. 87 и др.). Такие
законы обязательно должны приниматься
по вопросам, предусмотренным Конституцией;
этих вопросов пятнадцать, но приняты
пока не все федеральные конституционные
законы. Федеральные конституционные
законы не могут изменять Конституцию
и не являются частью Конституции.
Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые Российской федерацией с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и ее субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. По аналогии с рядом зарубежных конституций Конституция устанавливает приоритет международного права по отношению к внутреннему, указывая, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Заключение Российской Федерацией
договоров с другими