Конституционно-правовые города. Санкт-Петербург как субъекта Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:47, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации1 определяет положение субъектов Российской Федерации как равноправное. Однако равноправие субъектов не означает их тождественность в государственно-правовом отношении, ибо на их статус существенное влияние оказывают национальные, политические, экономические, культурные и иные условия. Таким образом, некоторые субъекты, например города федерального значения, имеют существенные отличия своего конституционно-правового статуса от статуса других субъектов Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
1. Города федерального значения как субъекты Российской Федерации 9
1.1 История развития федеративных отношений в Российской Федерации 9
1.2 Юридические признаки городов федерального значения 12
1.3 Особенности конституционно-правового статуса городов федерального значения 13
2. Система органов государственной власти и органов местного самоуправления в городах федерального значения Российской Федерации 16
2.1 Организация системы органов государственной власти в субъектах РФ 16
2.2 Организация системы органов исполнительной власти городов федерального значения Российской Федерации 18
2.3 Организационно-правовые основы взаимодействия органов государственной власти городов федерального значения с федеральными органами государственной власти 19
2.4 Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в городах федерального значения 21
2.5 Взаимодействие органов государственной власти городов федерального значения с органами местного самоуправления 24
Заключение 26
Список используемой литературы 30

Работа состоит из  1 файл

Конституционно_правовые города курс.doc

— 160.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

            Кафедра № 61

конституционного  и административного права 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине Конституционное (государственное) право  России 

    “Конституционно-правовые города. Санкт-Петербург как субъекта Российской Федерации.” 
     
     
     

Выполнил:

Иванов  Иван слушатель  
4 курса группы
 

Домашний  адрес (адрес электронной почты) 
 

Руководитель: 
 
 
 

Дата сдачи_________________ 

Дата защиты_______________ 

Оценка______________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

     Актуальность  темы исследования. Конституция Российской Федерации1 определяет положение субъектов Российской Федерации как равноправное. Однако равноправие субъектов не означает их тождественность в государственно-правовом отношении, ибо на их статус существенное влияние оказывают национальные, политические, экономические, культурные и иные условия. Таким образом, некоторые субъекты, например города федерального значения, имеют существенные отличия своего конституционно-правового статуса от статуса других субъектов Российской Федерации.

       Исключительное положение городов  федерального значения обусловлено их историческим развитием, выполнением «столичных» функций, политической, экономической, правоохранительной и культурной значимостью. Кроме этого, к существующим особенностям организации публичной власти в Москве и Санкт-Петербурге относится её функционирование на трёх уровнях: федеральные органы власти - органы власти субъектов Федерации - органы местного самоуправления.  Данные субъекты являются также административными центрами Московской и Ленинградской областей, а Москва выполняет ещё функции столицы Российской Федерации. Следовательно, конституционно-правовой статус городов федерального значения имеет особенности, определяемые его конституционно-правовым урегулированием и спецификой взаимодействия органов власти Москвы и Санкт-Петербурга с федеральными органами власти и органами местного самоуправления. Более того, конституционно-правовое регулирование статуса городов Москвы и Санкт-Петербурга оказывает влияние на организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в указанных субъектах, обуславливая необходимость совершенствования взаимодействия органов власти и правоохранительных органов в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.

     Вместе  с тем необходимо отметить, что  не все вопросы относительно конституционно-правового  статуса городов федерального значения и организации органов власти на их территории законодательно урегулированы. Имеется ряд проблем, предполагающих научное осмысление, выработку теоретических и практических решений, направленных на совершенствование конституционно-правового регулирования статуса Санкт-Петербурга. Так, не решены вопросы оптимального разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами власти городов федерального значения, вопросы организации органов власти в Санкт-Петербурге, эффективного законодательного регулирования организации местного самоуправления. Актуальны и вопросы разграничения компетенции и взаимодействия органов внутренних дел в городах федерального значения как с органами федеральной власти и органами власти Санкт-Петербурга, так и с органами местного самоуправления.

     Вышеизложенным  объясняются своевременность выбора темы исследования, а также его цели, задачи и содержание.

     Степень научной разработанности  темы исследования. В отечественной юридической науке проблемы федеративного устройства России, состояние и перспективы развития конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации, включая города федерального значения, привлекали и привлекают внимание многих юристов, политологов, историков, представителей других общественных наук. Исследованию этих проблем прямо или косвенно посвящены работы многих современных отечественных ученых.

     Концептуальные  аспекты развития федерализма в  Российской Федерации отражены в трудах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, Л.Ф. Болтенковой, С.Д. Валентея, Н.В. Витрука, Б.Н. Габричидзе, Г.С. Гаджиева, В.Д. Горобца, И.В. Гончарова, В.В. Гошуляка, Н.М. Добрынина, Д.Л. Златопольского, В.Г. Ермакова, Л.М. Карапетяна, Е.В. Колесникова, Н.М. Колосова, А.А Кондрашова, В.А. Кряжкова, О.Е. Кутафина, А.В. Мицкевича, Ю.А. Тихомирова, К.Б. Толкачева, В.А. Туманова, И.А. Умновой - Конюховой, Г.Р. Хабибуллиной, Т.Я. Хабриевой, Р.С. Хакимова, А.Г. Чванова, В. А. Черепанова, В.Е. Чиркина, С.М. Шахрая, Б.С. Эбзеева, Ю.Ф. Ярова и других.

     Непосредственно проблемам конституционно-правового  статуса субъектов Российской Федерации посвятили свои исследования: М.М. Борисова, Н.А. Богданова, Е.В. Воронина, В.В. Гончаров, О.Н. Громова, В.В. Иванов, А.Н. Лебедев, А.А. Ливеровский, К.Т. Курашвили, С.В. Нарутто, С.Л. Сергевнин, А.П. Сычёв, С.Н. Чернов и других.

     Следует отметить, что современная конституционно-правовая наука в последние годы стала уделять больше внимания исследованию проблем конституционно-правового статуса городов федерального значения и взаимодействию органов государственной власти этих городов с федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления, что нашло отражение в работах Д.Б. Агафонкина, А.А. Двигалевой, С.И. Зверева, Е.А. Переверзева, О.С. Сагань, В.С. Самохвалова, В.А. Слепак, Ю.А. Шарандина и других учёных.

     Тем не менее, несмотря на значительное количество работ, посвященных различным вопросам данной проблематики, в настоящее время отсутствуют фундаментальные комплексные исследования, посвященные конституционно-правовому статусу городов федерального значения. Вышесказанное предопределяет выбор темы исследования, предполагающего анализ опыта государственного строительства субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга, исследование его конституционно-правового статуса и на этой основе выработку предложений и рекомендаций по совершенствованию его конституционно-правового регулирования.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, связанные с конституционно-правовым статусом городов федерального значения, в области федеративного устройства современной России.

     Предмет исследования составляют конституционно-правовые основы статуса городов федерального значения в Российской Федерации.

     Цель  исследования состоит в том, чтобы на основе законодательства Российской Федерации исследовать особенности конституционно-правового статуса городов федерального значения. Результат исследования предполагает решение проблемных вопросов конституционно-правового статуса Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации, а также выработку рекомендаций по совершенствованию федерального законодательства и законодательства субъектов РФ в указанной сфере общественных отношений и практике их применения.

     Поставленная  цель конкретизируется в ряде исследуемых  задач:

    • выявить особенности развития России как федеративного государства;
    • определить юридические признаки субъектов Российской Федерации, а также особые признаки, свойственные городам федерального значения Российской Федерации;
    • рассмотреть конституционно-правовое регулирование статуса городов федерального значения в составе Российской Федерации;
    • проанализировать структуру и полномочия органов государственной власти городов федерального значения РФ;
    • рассмотреть направления и содержание конституционно-правовых основ взаимодействия федеральных органов государственной власти с органами государственной власти городов федерального значения Российской Федерации;
    • определить особенности взаимодействия органов государственной власти городов федерального значения с органами местного самоуправления;
    • сформулировать выводы и научно-практические рекомендации по совершенствованию конституционно-правового статуса городов федерального значения в Санкт-Петербурге.

     Методологическую  базу составляют материалистическая диалектика как всеобщий метод познания действительности и основанные на нем частнонаучные методы исследования, позволяющие изучать явления окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности. Для получения достоверных и научно-обоснованных результатов комплексно применялись: исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, логический, системный методы исследования и др.

     Научная новизна полученных результатов определяется комплексным характером исследования конституционно-правового статуса городов федерального значения РФ и выражается в следующем:

    • сформулированы предложения по законодательному разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти городов федерального значения Российской Федерации;
    • предложены рекомендации по совершенствованию организации и функционированию органов государственной власти Санкт-Петербурга;
    • проанализированы правовые и организационные основы взаимодействия органов государственной власти городов федерального значения с федеральными органами власти и органами местного самоуправления и на основе этого сформулированы рекомендации по совершенствованию их законодательного регулирования;
    • сформулированы предложения по совершенствованию федерального и регионального законодательства, в частности нормативной базы в сфере правового регулирования деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга.

     Теоретическая и практическая значимость результатов исследования определяется сформулированными выводами и обобщениями, ориентированностью всей работы на изучение теоретических проблем развития науки конституционного права.

     Практическая  значимость исследования заключается  в том, что его результаты могут  использоваться:

     - при совершенствовании федерального  и регионального законодательства в области федеративных отношений;

     - при подготовке рекомендаций по организации деятельности органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также органов местного самоуправления;

     - при проведении дальнейших научно-исследовательских  работ по проблемам федерализма,  развития конституционно-правовых основ статуса субъектов Российской Федерации, совершенствования конституционно-правового статуса Санкт-Петербурга;

     - в учебном процессе образовательных  учреждений при преподавании курсов «Конституционное право РФ».

     Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

 

1. Города федерального значения как субъекты

Российской  Федерации

     1.1 История развития  федеративных отношений  в Российской Федерации

 

     Идеи федерализма возникли ещё в  дореволюционной России, являвшейся унитарным государством. Практическое воплощение федеративное устройство в России получило лишь с приходом к власти большевиков и возникновением Советского государства. При этом данные периоды не следует рассматривать в качестве этапов развития федеративных отношений, так как при большом вкладе дореволюционных исследователей в развитие и становление российской государственности и идей федерализма Российская империя де-юре и де-факто являлась унитарным государством. В советской России федерализм возник, а в дальнейшем на протяжении длительного времени развивался по идеологической схеме большевизма, в основе которой лежал не реальный принцип демократической государственной власти, а стремление к преодолению «национального гнёта». Вместе с тем в данные периоды развития России Москва и Санкт-Петербург являлись центрами политической, культурной и экономической жизни страны. В дореволюционный период Санкт-Петербург (Петроград) был столицей Российской империи. Вопрос о переносе столицы в Москву вплотную встал перед советским правительством в конце февраля 1918 г. в связи с германским наступлением 18 (5) февраля, поставившим под угрозу ближайшие подступы к Петрограду. Согласно постановлению ВЦИК, 11-12 марта (26-27 февраля) 1918 г. все правительственные учреждения  переехали из Петрограда в Москву. Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов своей резолюцией санкционировал это решение правительства.

     30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил «Декларацию об образовании СССР» и «Договор об образовании СССР». С принятием данных документов завершился этап становления РСФСР и начался новый период - развитие РСФСР в составе СССР, который был обусловлен переносом проблематики федерализма на уровень союза.

     В советский период города не являлись субъектами Федерации, а выступали только как административно-территориальные единицы, хотя ст. 71 Конституции РСФСР 1978 г. (в редакции от 27 октября 1989 г.) при перечислении входящих в РСФСР субъектов уже отдельно выделяла в своём составе Москву и Ленинград как города республиканского подчинения, а Конституция РСФСР 1937 г. упоминала лишь Московскую и Ленинградскую области.

Информация о работе Конституционно-правовые города. Санкт-Петербург как субъекта Российской Федерации