Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации1 определяет положение субъектов Российской Федерации как равноправное. Однако равноправие субъектов не означает их тождественность в государственно-правовом отношении, ибо на их статус существенное влияние оказывают национальные, политические, экономические, культурные и иные условия. Таким образом, некоторые субъекты, например города федерального значения, имеют существенные отличия своего конституционно-правового статуса от статуса других субъектов Российской Федерации.
Введение 3
1. Города федерального значения как субъекты Российской Федерации 9
1.1 История развития федеративных отношений в Российской Федерации 9
1.2 Юридические признаки городов федерального значения 12
1.3 Особенности конституционно-правового статуса городов федерального значения 13
2. Система органов государственной власти и органов местного самоуправления в городах федерального значения Российской Федерации 16
2.1 Организация системы органов государственной власти в субъектах РФ 16
2.2 Организация системы органов исполнительной власти городов федерального значения Российской Федерации 18
2.3 Организационно-правовые основы взаимодействия органов государственной власти городов федерального значения с федеральными органами государственной власти 19
2.4 Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в городах федерального значения 21
2.5 Взаимодействие органов государственной власти городов федерального значения с органами местного самоуправления 24
Заключение 26
Список используемой литературы 30
В конце 80-х гг. XX в. усиление процессов дезинтеграции, несмотря на попытки союзного руководства сохранить единство страны, привело к распаду СССР. Однако именно в этот период появились первые признаки фактического федерализма. Первым документом конституционного значения, закрепившим основы самостоятельного развития России как федеративного государства, стала Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., принятая Съездом народных депутатов РСФСР2.
Дальнейшее
развитие федеративных отношений связано
с этапом подготовки и принятия Федеративного
договора. Именно в этот период Москва
и Ленинград впервые обрели статус
субъектов, не являвшихся ранее субъектами
Федерации, а выступавшими только в качестве
административно-
Началом следующего этапа развития федеративных отношений в нашей стране стало принятие Конституции РФ 1993 г., которая сочетала в себе меры по укреплению единства и целостности Российского государства и равноправия всех субъектов Российской Федерации. С принятием Конституции РФ города федерального значения стали субъектами Федерации, статус которых был закреплён на конституционном уровне и которые стали обладать всеми юридическими признаками, характерными для субъектов Российской Федерации.
Период с начала 2000 г. по 2004 г. характеризуется продолжением процессов легитимизации федеративных отношений и проведения централистской политики федеральных властей в отношении правотворчества и властных полномочий субъектов Федерации. Основной задачей государства на этом этапе стало усиление координации государственной власти, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы исполнения их решений.
Современный этап развития федеративных отношений, начавшийся с 2005 г., характеризуется изменениями субъектного состава Российской Федерации, выражающимися в постепенном укрупнении субъектов путём их объединения в целях ускорения социально-экономического развития регионов и повышения уровня жизни населения, проживающего на данных территориях.
Можно сделать вывод, что Российская Федерация прошла достаточно противоречивый путь своего государственного развития и становления как федеративного государства, основанного на принципах государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправия и самоопределения народов в России. Это путь от юридически федеративного, но фактически унитарного государства к федеративному государству, уникальному по форме своего национально-государственного устройства, включающего в себя такие специфические субъекты, как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Являясь субъектами Федерации, города федерального значения, как и иные субъекты, характеризуются общими юридическими признаками, являющимися составной частью их конституционно-правового статуса. К ним можно отнести3:
- наличие собственного Устава, собственной правовой системы, включающей нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов, а также нормативные правовые акты местных органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- наличие учредительной власти, возможность самостоятельно определять и устанавливать систему органов государственной власти, действующих на территории субъекта;
-
наличие собственной
-
наличие предметов
-
наличие собственности,
-
представительство в
-
право заключения двусторонних
договоров о разграничении
-
признание частичной
- наличие собственной символики.
Особенности
конституционно-правового
Рассматривая особенности статуса Москвы, являющейся столицей Российской Федерации, необходимо учитывать положения закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15 апреля 1993 г.4, в соответствии с которым органы государственной власти Москвы обладают дополнительными правами и обязанностями в связи с осуществлением Москвой функций столицы Российской Федерации. В связи с изменениями, внесенными Федеральным конституционным законом от 5 февраля 2007 г. № 2-ФКЗ в ч. 1 ст. 115 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в которых указывается, что местом постоянного пребывания Конституционного Суда Российской Федерации является город Санкт-Петербург, на органы власти Санкт-Петербурга также возлагаются дополнительные обязанности.
Кроме того, Москва частично выполняет функции административного центра Московской области. В полной мере это относится и к Санкт-Петербургу, являющемуся административным центром Ленинградской области.
Анализируя действующее законодательство, можно выделить характерные черты статуса городов федерального значения, обусловленные особенностями организации местного самоуправления, связанными со спецификой их статуса - городского поселения, города федерального значения и субъекта Федерации, а для Москвы - ещё - и столицы государства.
Таким образом, обладая всеми юридическими признаками, присущими субъектам Федерации, города федерального значения в настоящее время окончательно сформировалась как государственно-территориальные субъекты в составе Российской Федерации. Кроме того, в силу политических, экономических, культурных и иных условий города федерального значения имеют специфические признаки, присущие только им.
В России, как и в любом другом федеративном государстве, действуют две системы законодательства: федеральная и региональная. В связи с этим особенности конституционно-правового регулирования в необходимо анализировать с учётом двухуровневой системы законодательства.
Выделены
три способа разграничения
Таким образом, «рамочное» регулирование Федерацией предметов ведения и полномочий городов федерального значения конкретизируется региональным законодательством.
Оптимальное функционирование Российской Федерации и её субъектов должно предполагать четкое разграничение их предметов ведения и полномочий, на основе общих интересов единого государства. Исходя из этого, представляется весьма важным принятие Федерального закона «О конституционно-правовом статусе городов федерального значения в Российской Федерации», устанавливающего наиболее эффективное разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти Москвы и Санкт-Петербурга, а также отражающего специфику статуса данных субъектов.
Организация
системы органов
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. от 8 ноября 2007 г. № 260-ФЗ)6 закрепляет общую модель организации данных органов государственной власти в субъектах РФ, включающую в качестве обязательных компонентов законодательный (представительный) орган государственной власти и высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
В
Москве система органов
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 1 января 1997 г. «О судебной системе Российской Федерации» судебная власть в субъектах РФ представлена Конституционными (Уставными) судами и мировыми судьями, входящими как низшее звено в федеральную систему судов общей юрисдикции.
К
важнейшим полномочиям
В
целях реализации контрольных полномочий
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
РФ за соблюдением и исполнением законодательства
городов Москвы и Санкт-Петербурга, исполнением
бюджетов указанных городов, бюджетов
территориальных государственных внебюджетных
фондов, за соблюдением установленного
порядка распоряжения собственностью
городов федерального значения созданы
органы финансового контроля за исполнением
бюджетов - контрольно-счётные палаты.
Организация системы органов исполнительной власти городов федерального значения Российской Федерации имеет трёхзвенную структуру. В Москве она представлена следующим образом: Мэр - префект - глава районной управы, отвечающих за все стороны обеспечения жизнедеятельности населения в рамках своих территориальных единиц (города – административного округа – района).