Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 17:47, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации1 определяет положение субъектов Российской Федерации как равноправное. Однако равноправие субъектов не означает их тождественность в государственно-правовом отношении, ибо на их статус существенное влияние оказывают национальные, политические, экономические, культурные и иные условия. Таким образом, некоторые субъекты, например города федерального значения, имеют существенные отличия своего конституционно-правового статуса от статуса других субъектов Российской Федерации.
Введение 3
1. Города федерального значения как субъекты Российской Федерации 9
1.1 История развития федеративных отношений в Российской Федерации 9
1.2 Юридические признаки городов федерального значения 12
1.3 Особенности конституционно-правового статуса городов федерального значения 13
2. Система органов государственной власти и органов местного самоуправления в городах федерального значения Российской Федерации 16
2.1 Организация системы органов государственной власти в субъектах РФ 16
2.2 Организация системы органов исполнительной власти городов федерального значения Российской Федерации 18
2.3 Организационно-правовые основы взаимодействия органов государственной власти городов федерального значения с федеральными органами государственной власти 19
2.4 Организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел в городах федерального значения 21
2.5 Взаимодействие органов государственной власти городов федерального значения с органами местного самоуправления 24
Заключение 26
Список используемой литературы 30
К судебным органам городов федерального значения как субъектов Российской Федерации относятся уставные суды и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции. Хотя порядок и основания создания Уставного суда г. Москвы законодательно установлен, но до настоящего времени он не создан. При этом на основе анализа практики деятельности Уставного Суда Санкт-Петербурга7, предлагаем внести изменения в закон Санкт-Петербурга «Об Уставном Суде Санкт-Петербурга», касающиеся расширения полномочий Уставного Суда и увеличения количества субъектов, обладающих правом на обращение в указанный суд, либо перевода деятельности Уставного Суда Санкт-Петербурга с постоянной основы на деятельность с определённой периодичностью, необходимой для принятия решения по делам, поступившим за установленный законом период.
В Санкт-Петербурге суды общей и специальной юрисдикции не обладают правом обращаться в Уставной суд в рамках конкретного конституционного контроля. Таким образом, невключение судов общей и специальной юрисдикции в число субъектов обращения в Уставной суд ограничивает права, присущие им как органам судебной власти, и порождает правовую проблему. Более того, в Санкт-Петербурге граждане лишены возможности обращения в Уставный суд на предмет оценки соответствия решений, которые принимает исполнительная власть (постановления городского правительства и распоряжения губернатора) Санкт-Петербурга, Уставу города. Они могут обращаться в Уставной суд Санкт-Петербурга только по поводу соответствия Уставу законов Петербурга, принятых Законодательным Собранием. Исходя из этого, сокращение субъектов обладающих правом обращения в Уставной суд, негативно сказывается как на объёме обращений, так и на реализации конституционного судопроизводства.
На основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что органы государственной власти городов федерального значения являются полностью сформированными и законодательно закреплёнными не только уставами, но и специализированными законами, обладают определённой компетенцией и специфическими признаками, проявляющимися в их деятельности по отношению к федеральным органам власти и органам местного самоуправления, исходя из особенностей «столичного» статуса указанных субъектов Федерации.
Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга взаимодействуют в области законодательной, исполнительной и судебной власти, так же как и иные субъекты РФ. Однако в рамках судебной и законодательной (представительной) власти ни конституционно, ни законодательно механизмов взаимодействия не закреплено. Но при отсутствии прямого взаимодействия указанных органов объективно существует опосредованное влияние на их деятельность и порядок формирования, проявляющиеся: в процедуре избрании члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, в принятии законов по предметам совместного ведения РФ и Москвы и Санкт-Петербурга, в обладании законодательной инициативой законодательных (представительных) органов власти городов федерального значения на федеральном уровне, в установлении порядка наделения полномочиями мировых судей и судей уставных судов.
Вместе
с тем основным направлением взаимодействия
федеральных органов
Наделение органов исполнительной власти субъектов Федерации полномочиями территориальных подразделений федеральных органов предоставляется и некоторыми договорами, заключёнными между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. При этом, в российском федеративном государстве возрастает роль государственного регулирования и государственного контроля со стороны федеральных органов государственной власти. Взаимодействие в этой сфере приобретает федеративную природу, как правило, в тех случаях, когда субъекты Федерации осуществляют полномочия в отношении объектов, контроль и надзор за использованием которых относится к юрисдикции федеральных органов.
Следует подчеркнуть, что функции, которые решаются в ходе взаимодействия органов государственной власти и органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга, являются одними из важнейших в теории и практике развития федеративных отношений в России на современном этапе. В связи с этим эффективность осуществления региональной политики, то есть решение социально-экономических, политических и иных проблем развития городов федерального значения и государства в целом, в значительной степени определяется данным взаимодействием.
В системе органов исполнительной власти особое место в защите прав, свобод и законных интересов на территории Москвы и Санкт-Петербурга принадлежит именно органам внутренних дел.
На уровне городов федерального значения органы внутренних дел представлены главными управлениями внутренних дел по г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Организационно-правовые основы деятельности вышеназванных органов характеризуются прежде всего спецификой и особенностями осуществления правоохранительных функций.
Рассматривая формы и методы деятельности органов внутренних дел в городах федерального значения, можно сделать вывод о влиянии особенностей конституционно-правового статуса данных субъектов Федерации на организационно-правовые основы деятельности органов внутренних дел на территории Москвы и Санкт-Петербурга, которые являются политическими, промышленными, финансовыми, научными и культурными центрами Российской Федерации. Им свойственны объективные сложности, не характерные для других городов, в частности большое количество массовых мероприятий как культурного и спортивного, так и политического характера, присутствие многих национальностей на достаточно ограниченной территории данных городов, порождающее такие явления, как этническая преступность, ксенофобия и др.
Решение указанных проблем и охрана общественного порядка в Москве и Санкт-Петербурге объективно предполагает осуществление взаимодействия органов внутренних дел с органами государственной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления по различным направлениям. Такими направлениями являются: во-первых, обмен информацией о состоянии общественного порядка, о мероприятиях по его охране и т.д.; во-вторых, совместная разработка комплексных целевых программ и проведение отдельных мероприятий; в-третьих, формирование в структуре органов государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга комиссий, отделов, органов, ведающих вопросами взаимодействия по обеспечению общественного порядка; в четвёртых, привлечение к охране общественного порядка граждан.
Исходя из того, что на территории городов федерального значения находятся федеральные органы власти, необходимо организация особых форм деятельности органов внутренних дел в городах Москве и Санкт-Петербурге, более детальная законодательная регламентация распределения компетенции при раскрытии и расследовании преступлений между органами внутренних дел городов федерального значения с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Деятельность органов внутренних дел в городах федерального значения не выходит за рамки урегулирования законодательством для органов внутренних дел в связи с единой вертикалью исполнительных органов государственной власти, однако имеет определённые особенности.
Оптимальное функционирование городов федерального значения предполагает необходимым местное самоуправление в Москве и Санкт-Петербурге строить таким образом, чтобы наряду с предоставлением гражданам возможности самостоятельно решать вопросы местного значения, были обеспечены единство городского хозяйства, управляемость городом, сохранение равной правовой и социальной защищённости горожан независимо от места проживания.
Как уже отмечалось, органы местного самоуправления и органы государственной власти тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и нормативными правовыми актами городов федерального значения Российской Федерации выделяем следующие основные направления взаимодействия органов государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления указанных субъектов Федерации:
Вместе
с тем регулирование
Исходя из этого, считаем необходимым принятие Федерального закона «Об особенностях организации местного самоуправления в городах федерального значения РФ», содержащего нормы, устанавливающие минимальный перечень предметов ведения и полномочий внутригородских муниципальных образований, регулирующие взаимодействие при осуществлении совместных полномочий органов местного самоуправления и органов власти городов федерального значения, нормы, определяющие бюджетную организацию внутригородских муниципальных образований и меры их государственной поддержки.
Проведенное исследование показало, что особенности конституционно-правового статуса Москвы и Санкт-Петербурга в Российской Федерации обусловлены их политическим, экономическим и культурным положением, историческим развитием, содержащим периоды выполнения данными субъектами функций столицы России, городов республиканского подчинения, городов федерального значения.
На основе исторического анализа рассмотрены основные этапы развития федеративного устройства Российской Федерации, выделены периоды реформирования государственного устройства, в ходе которых города федерального значения впервые рассматривались как субъекты Федерации и закреплён их конституционно-правовой статуса. Исходя из этого, можно сделать вывод, что Российская Федерация прошла достаточно противоречивый путь развития: от юридически федеративного, но фактически унитарного государства - к федеративному государству уникальному по форме своего национально-государственного устройства, включающего в себя такие специфические субъекты как города федерального значения Москва и Санкт-Петербург.
В настоящее время города федерального значения окончательно сформировалась как государственно-территориальные субъекты в составе Российской Федерации. Вместе с тем, в силу указанных ранее условий, являясь самостоятельными частями целостной системы, обладающими комплексом прав и обязанностей, города федерального значения, имеют специфические признаки, которые присущи только им и обусловливают их особый конституционно-правовой статус.
Особенности
конституционно-правового
в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Москвы и Санкт-Петербурга находятся федеральные органы власти, что предполагает законодательную регламентацию их взаимоотношений;