Конституция Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Работа состоит из  1 файл

Италия.docx

— 51.87 Кб (Скачать документ)

Конституция Италии

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.

В ней нет отдельной  преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические  принципы отражены непосредственно  в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в  итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных  принципов и норм, касающихся общих  вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Конституция состоит из вводного раздела «Основные принципы», двух главных частей «Права и обязанности граждан» и «Устройство Республики» и переходных и заключительных постановлений. Всего в Конституции 139 статей. Переходные и заключительные постановления имеют свою особую, римскую нумерацию (всего XVIII статей).

Итальянская Конституция  имеет жесткий характер. Ее пересмотр  возможен исключительно в рамках особой процедуры и при наличии  в обеих палатах Парламента расширенного, так называемого конституционного, большинства.

В итальянском конституционном  праве Основной закон страны принято  относить к категории «широких конституций», в которые наряду с нормами, определяющими  устройство государства и гарантирующими права и свободы граждан, включены также политико-социальные принципы (равные социально-экономические возможности  для развития граждан, упрочение  социальной солидарности в рамках единого  государственного сообщества).

Своеобразно решается в  итальянской Конституции вопрос о соотношении международного права  и внутреннего закона. Статья 10 Конституции  определяет, что правопорядок Италии согласуется с общепризнанными  нормами международного права.

В итальянской Конституции  проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная  функция принадлежит Парламенту и областным советам в пределах их компетенции; исполнительная власть является прерогативой Президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию  различных судебных органов, включая  Конституционный суд.

Особое место в итальянской  Конституции занимают взаимоотношения  между государством и католической церковью.

Еще в 1929 г. между итальянским государством и Ватиканом были заключены особые Латеранские соглашения (Договор и Конкордат), которые гарантировали частичный суверенитет и международную правосубъектность Ватикана и регламентировали отношения с католической церковью как традиционной религией Италии. Конституция, подтверждая, что отношения между итальянским государством, Ватиканом (точнее, Святым Престолом) и католической церковью регулируются ранее подписанными Латеранскими соглашениями, тем самым придает конституционный характер нормам, содержащимся в этих соглашениях.

При этом итальянская Конституция  сохраняет светский характер, следует  принципам отделения церкви от государства  и равенства вероисповеданий.

 

 

 

 

 

 

 

Основы правового статуса человека.

Личные права и свободы. 
В основе закрепления конституционных прав и свобод лежит принцип равенства. Согласно ст. 3 Конституции "все граждане имеют одинаковое общественное достоинство и равны перед законом независимо от пола, расы, языка, религии, политических убеждений, личного и социального положения". Принцип равенства в итальянском конституционном праве находится в тесной связи с принципом свободы, рассматриваемым в качестве необходимого условия для выражения свободы личности.

Зафиксированные в Конституции  личные права и свободы включают неприкосновенность личности и жилища, свободу и тайну переписки  и любых других форм коммуникаций, свободу передвижения, свободу объединения  в организации в целях, не запрещенных  законом, а также свободу собраний, совести, слова, печати, информации. Так, в ст. 13 провозглашается, что "личная свобода неприкосновенна". Согласно данной ст. запрещены задержание, досмотр или обыск, а также всякое другое ограничение личной свободы в какой бы то ни было форме без мотивированного акта судебной власти, изданного в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Принцип личной свободы конкретизируется в ряде других статей Конституции. Так, согласно ст. 22 "никто не может быть лишен по политическим мотивам правоспособности, гражданства, имени". Статья 26 разрешает выдачу гражданина только в случаях, предусмотренных международными соглашениями. При этом "не допускается выдача за политические преступления".

Политические права.  
К числу важнейших политических прав и свобод итальянское конституционное право относит избирательное право, которым наделяются все достигшие совершеннолетия граждане (ст. 48), а также право на объединение в политические партии в целях "содействия демократическим путем определению национальной политики" (ст. 49). Граждане также вправе направлять в палаты парламента петиции "с требованиями законодательных мероприятий или с изложением общественных нужд" (ст. 50). Кроме того, все граждане обоего пола согласно ст. 51 Конституции "могут на равных условиях поступать на службу в государственные учреждения и занимать выборные должности в соответствии с требованиями, установленными законом".

Социально-экономические  права и права в области  культуры.  
Итальянское конституционное право уделяет регулированию этих прав значительное место, и именно в этой области в наибольшей мере сказалось влияние социалистической конституционно-правовой доктрины. Так, Конституция страны провозглашает право на труд при поощрении государством условий, делающих это право реальным; право на вознаграждение, соответствующее количеству и качеству труда и достаточное для обеспечения свободного и достойного существования; право трудящихся на еженедельный отдых и на ежегодные оплачиваемые отпуска, а также на защиту своих интересов, включая право на забастовку. Предусмотрен целый ряд норм по социальной защите трудящихся женщин, подростков и несовершеннолетних. Так, ст. 37 Конституции провозглашает, что "трудящаяся женщина имеет те же права и при одинаковом труде получает одинаковое с трудящимся мужчиной вознаграждение".

В Конституции достаточно подробно регулируется право собственности  в двух ее формах: государственной  и частной, закрепляется свобода  хозяйственной инициативы, предпринимательства  при ненанесении ущерба безопасности, свободе и человеческому достоинству.

В главе, посвященной этико-социальным отношениям, регулируются вопросы семьи, здравоохранения, науки, искусства, образования. Так, в соответствии со ст. 30 Конституции  детям, рожденным вне брака, обеспечивается любая юридическая и общественная защита, совместимая с правами  членов законной семьи. Статья 32 провозглашает  охрану здоровья как основное право  личности и гарантирует бесплатное лечение для неимущих. Кроме того, провозглашается свобода науки, искусства и преподавания (ст. 33). Образование открыто для всех, а "начальное образование по меньшей мере в течение восьми лет является обязательным и бесплатным" (ст. 34).

Обязанности итальянских  граждан.  
Конституционные обязанности закреплены преимущественно в главе, посвященной политическим отношениям. Согласно, например, ст. 53 "все обязаны участвовать в государственных расходах в соответствии со своей налоговой платежеспособностью". Кроме того, все граждане обязаны "быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы". Граждане, которым вверены государственные функции, должны "выполнять их дисциплинированно и достойно, принося присягу в случаях, установленных законом" (ст. 54). В главе, посвященной этико-социальным отношениям, закрепляется обязанность родителей содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака (ст. 30).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Законодательная власть

Согласно ст. 70 Конституции, законодательная  функция осуществляется обеими палатами. На представление законопроекта имеет право прежде всего правительство, как орган, наилучшим образом способный оценить необходимость тех или иных законодательных преобразований. Правительственный законопроект вносится в палаты разрешающим декретом президента республики с контрассигнацией председателя совета министров либо компетентного министра, приобретая таким образом официальную поддержку главы государства. Правом законодательной инициативы обладают и члены обеих палат, выступая как в личном качестве, так и совместно с другими парламентариями. Законопроект может быть внесен парламентской группой и комиссией. Законопроект, исходящий от парламентариев, должен сопровождаться объясняющим его главные задачи и характерные черты документом (докладом). Законопроекты по вопросам экономики и труда могут вноситься в палаты особым консультативным органом палат и правительства Национальным советом экономики и труда.

Законодательной инициативой обладает, согласно ст. 71 Конституции, итальянский  народ. Он осуществляет это право “путем внесения от имени не менее чем 50 тысяч избирателей постатейно составленного законопроекта”. Правом на внесение законопроекта обладают областные советы — представительные органы областей — по вопросам, непосредственно касающимся областей, если эти вопросы не могут быть урегулированы законом области.

Каждый из субъектов законодательной  инициативы вправе отозвать свой законопроект, при условии что он еще не был одобрен в одной из палат. Вместе с тем любой из парламентариев может объявить отзываемый законопроект собственным и в таком случае законодательный процесс будет продолжен. Все законопроекты должны быть составлены постатейно.

Законопроект, прежде чем он станет законом, проходит три стадии: рассмотрение в одной палате парламента, затем — в другой и, наконец, промульгации президентом республики. Причем только на первых двух стадиях законопроект может быть отвергнут. Президент не может отказаться промульгировать одобренный палатами законопроект, однако до промульгации может потребовать его повторного рассмотрения в палатах. Это отлагательное вето президента преодолевается обычным большинством голосов (ст. 74 Конституции). Если во второй палате законопроект будет отвергнут не полностью, а частично или же в него будут внесены изменения, то он вновь поступит в палату, одобрившую его первоначально, но в этом случае палата ограничивается изучением и принятием решения только лишь в отношении тех положений, которые вызвали несогласие другой палаты либо были ею внесены (изменены) .

Законопроекты представляются субъектами законодательной инициативы путем депонирования их в бюро одной из палат. Бюро сообщает палате о поступивших законопроектах и затем распространяет их. Правительство, председатель группы или 10 депутатов (в сенате — автор законопроекта, председатель компетентной комиссии или восемь сенаторов) могут запросить палату о признании законопроекта срочным. Решение принимается открытым голосованием после сокращенного обсуждения (два оратора — один “за”, один — “против” — в палате депутатов и по одному оратору от парламентских групп — в сенате). Для срочного законопроекта предусмотрено сокращение вдвое сроков его прохождения в комиссиях и палате.

Законопроекты закрепляются по соответствующим  комиссиям волей председателя палаты, однако его решение в течение двух дней может быть оспорено председателем группы либо 10 депутатами и тогда выносится на сокращенное обсуждение палаты. Две комиссии могут просить председателя о совместном рассмотрении законопроекта. Все споры о компетенции решаются председателем.

Председатель палаты либо комиссия, за которой закреплен законопроект, может запросить мнение о законопроекте в другой комиссии, но лишь до принятия компетентной комиссией своего решения. Мнение, как правило, представляется в течение восьми дней (в случае срочности законопроекта — в течение трех дней). В запрашиваемой комиссии назначается докладчик, который предлагает своей комиссии выразить положительное либо отрицательное мнение, предложить поправки и т.п. Мнение, принятое запрашиваемой комиссией, не связывает компетентную комиссию, однако первая может потребовать, чтобы ее мнение было приложено к докладу, представляемому компетентной комиссией палате. Всегда запрашивается и всегда прилагается к докладу мнение комиссии по конституционным вопросам в отношении конституционных законопроектов, законопроектов, касающихся органов государства и государственной службы, а также мнение комиссии по бюджету и планированию — в отношении законопроектов, предусматривающих доходы и расходы.

Основная задача, стоящая перед  комиссией в референтском заседании, — представление доклада палате. Доклад должен быть представлен не позднее, чем через четыре месяца после закрепления законопроекта за данной комиссией. При прохождении законопроектов в референтском заседании комиссии некоторое преимущество, помимо срочных, имеют законопроекты, объявленные законопроектами парламентской группы. Эти законопроекты комиссия должна начать изучать не позднее, чем через месяц после закрепления. По истечении сроков представления доклада законопроект, по требованию предлагавшего его депутата, председателя группы либо 10 депутатов, должен быть вынесен на рассмотрение палатой в том виде, в котором он был внесен. Вместе с тем палата, по просьбе комиссии, может продлить срок, но на строго определенное время.

Доклад комиссии публикуется и  распространяется в палате не позднее чем за 24 ч до начала обсуждения. Меньшинство в комиссии может представить свой доклад (доклады), которые подлежат распространению в том же порядке.

Рассмотрение законопроектов в  палате состоит из двух стадий: стадии обсуждения его основных направлений  и стадии рассмотрения статей. Обсуждение основных направлений, как правило, носит ограниченный характер и включает выступления докладчиков большинства и меньшинства (не более чем по 20 мин на выступление), а также выступление представителя правительства. Председатель группы или 10 депутатов могут потребовать, чтобы после этих выступлений состоялись ограниченные прения с участием в дискуссии по одному депутату от каждой группы и тех депутатов, чье мнение расходится с мнением группы, к которой они принадлежат. Прения могут быть продолжены, если ввиду важности законопроекта еще до начала его обсуждения этого требует председатель группы или 10 депутатов. В этом случае, как правило, собирается конференция председателей групп, определяющая порядок выступлений, количество необходимых заседаний и даты их проведения. В конце обсуждения докладчики и представители правительства могут выступить с репликами.

Информация о работе Конституция Италии