Конституция Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Работа состоит из  1 файл

Италия.docx

— 51.87 Кб (Скачать документ)

В ходе обсуждения основных направлений  депутатами могут выдвигаться мотивированные резолюции, направленные против перехода к постатейному обсуждению. Обычно такие резолюции выдвигаются при негативном мнении компетентной комиссии или при явном негативно настроенном по отношению к законопроекту большинстве. Резолюции голосуются непосредственно после окончания обсуждения основных направлений законопроекта. Принятие резолюции означает отклонение законопроекта. Если же отклоняется резолюция, то палата переходит к постатейному обсуждению и голосованию. Перед постатейным обсуждением палата может передать законопроект в редакционное заседание компетентной комиссии для надлежащего оформления статей, причем могут быть установлены обязательные для комиссии руководящие принципы и критерии. При постатейном рассмотрении обсуждается сначала отдельная статья и затем, без ограничений, разъясняются поправки, при условии, что они предварительно, самое позднее за час до начала заседания, были внесены в рассматривавшую законопроект комиссию. Непосредственно на самом заседании палаты могут быть внесены поправки к поправкам, но тогда, по требованию комиссии, заседание может быть прервано на короткий срок, для обсуждения в комиссии этих поправок. Докладчик и представитель правительства излагают свои мнения по поправкам до их постановки на голосование.

Если внесена одна поправка, на голосование ставится текст законопроекта. При наличии нескольких поправок на голосование выносятся поправки, начиная с тех, которые наиболее отличаются от основного текста и заканчивая поправками-дополнениями. Поправки к поправкам выносятся на голосование прежде основной поправки. После голосования отдельных статей могут вноситься и разъясняться резолюции-инструкции для правительства в отношении применения одобренных статей либо закона в целом. Резолюции не могут воспроизводить отклоненные поправки. Председатель может отказать в просьбе поставить на голосование поправку или резолюцию, если она плохо сформулирована, не относится к предмету обсуждения либо противоречит ранее принятым решениям. Если депутат настаивает, спор решается голосованием без обсуждения.

Перед голосованием законопроекта  в целом комиссия либо правительство может привлечь внимание палаты к необходимости внести в законопроект редакционные изменения и предложить соответствующие поправки, по которым палата принимает решение. Палата может также перед окончательным голосованием поручить председателю редакционную доработку. Окончательное голосование может быть перенесено на следующее заседание.

Особенность итальянской законодательной  процедуры, неизвестная большинству  других стран, состоит в том, что  Конституция (п. 3, ст. 72) предоставила палатам  право уполномочить комиссию принять  законопроект, для чего комиссия проводит свое “законодательное заседание”. Правда, при этом регламенты палаты депутатов  и сената (соответственно ст. 92 и  ст. 35) установили исчерпывающие перечни законопроектов, которые не могут быть переданы в законодательное заседание комиссий: это законопроекты конституционного и избирательно-правового характера, а также законопроекты, предусматривающие делегирование законодательной власти правительству, санкционирующие ратификацию международных договоров президентом и утверждающие бюджеты и финансовые отчеты. В сенате, помимо этого, не допускается рассмотрение в законодательном заседании комиссии законопроекта, который в силу отлагательного вето президента поступил на повторное рассмотрение в сенат.

Прохождение законопроекта в так  называемом децентрализованном порядке, то есть в законодательном заседании комиссии, практически не отличается от обычной законодательной процедуры; при этом, разумеется, сроки ее здесь резко сокращаются, хотя формально такого сокращения не требуется. Следует лишь отметить, что комиссия обязана возвратить законопроект в палату, если этого еще до утверждения потребуют правительство либо десятая часть депутатов или если компетентная комиссия не согласится с мнением запрошенной комиссии, а последняя будет на нем настаивать. В этом случае председатель палаты официально передаст законопроект этой же или другой компетентной комиссии для обсуждения законопроекта в референтском заседании. О законопроектах, одобренных в законодательных заседаниях комиссий, председатель палаты извещает всех депутатов.

Законодательный процесс в отношении  конституционного законопроекта, вносящего  изменения в Конституцию либо дополняющего ее, несколько отличается от обычного. Обсуждение и одобрение законопроекта должны здесь проходить только в палатах: в комиссии по конституционным вопросам подготавливается лишь доклад по представлению законопроекта. Законопроект должен быть одобрен постатейно и в целом в двух чтениях в каждой из палат с промежутком между чтениями не менее чем в три месяца, причем какие-либо последующие дополнения или изменения текста, одобренного в первом чтении первой из рассматривающих его палат, автоматически возобновляют законодательный процесс. Если во втором чтении в каждой из палат конституционный законопроект получит квалифицированное большинство в две трети членов соответствующих палат, то он подлежит после этого обычной процедуре промульгации: разумеется, при использовании президентом республики права отлагательного вето, законопроект должен опять получить квалифицированное большинство голосов палат и только в этом случае подлежит обязательной промульгации, после чего вступает в Силу. Если во втором чтении конституционный законопроект при голосовании не получит абсолютного большинства голосов депутатов или сенаторов, он считается отклоненным. Если же за него в обеих палатах проголосует абсолютное большинство членов палат, то решение его окончательной судьбы откладывается еще как минимум на три месяца. В течение этого срока пятая часть членов одной из палат, или 500 тыс. избирателей, или пять областных советов могут потребовать вынесения текста, одобренного абсолютным большинством членов обеих палат, на референдум. В этом случае только референдарное одобрение влечет за собой обязательную промульгацию закона и его вступление в силу. Если закон не одобряется на референдуме большинством признанных действительными голосов, то он не считается принятым.

Законопроекты, воспроизводящие по существу ранее отклоненные, не могут приниматься на рассмотрение в палатах до истечения шестимесячного срока.

Существует группа законов, принимаемых  итальянским парламентом, которую  лишь условно, чисто формально можно  считать эманацией законодательной  функции. Речь идет прежде всего о санкционирующих и утверждающих законах. Так, согласно ст. 80 Конституции, палаты в законодательном порядке санкционируют ратификацию президентом республики пяти видов международных договоров: политических, предусматривающих международную судебную процедуру, влекущих территориальные изменения, финансовые обязательства или изменения законов. Понятно, что законом о санкционировании ратификации сами договоры не могут быть изменены, а их выполнение не может быть обусловлено какими бы то ни было обстоятельствами. Такого рода законы можно считать эманацией политической функции контроля за осуществлением внешней политики. В ст. 81 Конституции предусмотрено законодательное утверждение бюджета и финансового отчета, причем указано, что соответствующие законы не могут устанавливать новые налоги и новые расходы. Следовательно, здесь также идет речь о законе лишь в формальном смысле, принятием которого палаты подтверждают контроль за финансовой деятельностью правительства.

Исполнительная власть в Италии наделена или может наделяться законодательными полномочиями по изданию так называемых актов, обладающих силой закона, — декретов-законов и законодательных декретов. Парламент осуществляет контроль за такого рода деятельностью правительства также в законодательной форме. Однако здесь, в отличие от вышеописанных ситуаций, палаты и сами участвуют в нормотворчестве, либо путем внесения законодательных изменений в соответствующие правительственные акты, либо обозначая их основания и пределы. Согласно ст. 77 Конституции, декреты-законы являются обладающими силой закона актами, издаваемыми правительством по собственной инициативе в случаях острой необходимости и срочности. Декреты-законы в день их издания должны быть переданы для последующего утверждения в палаты, которые, даже если они распущены, специально созываются и собираются в течение пяти дней. Декрет-закон должен быть утвержден палатами в форме его преобразования в закон не позднее, чем на 60-й день после опубликования. В случае неутверждения декрет-закон теряет силу с момента издания, однако

палаты могут урегулировать  в законодательном порядке те отношения, которые возникли на его  основе. Законом о преобразовании декрета-закона в закон в правительственный текст могут быть внесены изменения, отдельные положения исключены, а новые — добавлены.

Ст. 76 Конституции  предусматривает делегирование  палатами своих законодательных функций правительству. Акт делегации принимается палатами в законодательной форме делегирующего закона, в котором должен быть указан круг вопросов, по которому разрешается правительственная законодательная деятельность, принципы и критерии, которыми должно руководствоваться правительство, а также срок действия делегирующего закона. Правительство издает делегированный закон в форме законодательного декрета. Делегированию могут по желанию палат быть подвергнуты любые вопросы, за исключением тех, которые самой Конституцией отнесены к компетенции палат, а именно конституционных законов, законов по утверждению бюджета и финансового отчета и законов, санкционирующих ратификацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнительная  власть и вспомогательные органы

Порядок избрания президента республики. 
Глава итальянского государства избирается на семь лет парламентом на совместном заседании палат с участием делегатов от областей. Каждая область представлена тремя делегатами, избираемыми областными советами, за исключением области Валле-д'Аоста, представленной одним делегатом. Такое заседание созывается председателем Палаты депутатов за 30 дней до истечения срока президентских полномочий. Если же палаты распущены или до истечения их полномочий остается менее трех месяцев, выборы проводятся в течение 15 дней после созыва новых палат, а полномочия действующего президента соответствующим образом продлеваются.

Президентом может  стать гражданин Италии, достигший 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Избрание президента республики производится тайным голосованием с использованием мажоритарной системы квалифицированного большинства. Кандидат считается избранным, если за него проголосует 2/3 от общего числа  членов собрания. После третьего голосования  достаточно абсолютного большинства. При вступлении в должность президент приносит перед парламентом на совместном заседании палат присягу на верность республике и соблюдение Конституции.

Полномочия президента.  
Согласно ст. 87 Конституции президент республики республики "является главой государства и представляет национальное единство". Он направляет палатам послания, назначает выборы нового состава палат и определяет день первого заседания, санкционирует представление палатам правительственных законопроектов, промульгирует законы, обладая при этом правом отлагательного вето, издает декреты, имеющие силу закона, назначает референдум в случаях, предусмотренных Конституцией. Президент вправе, заслушав председателей палат, распустить обе палаты или одну из них. Он, однако, "не может использовать это право в последние шесть месяцев своих полномочий, если они не совпадают полностью или частично с последними шестью месяцами легислатуры" (ст. 88). Президент назначает и освобождает от должности председателя Совета министров, а по рекомендации последнего - остальных членов правительства. Кроме того, он назначает пять пожизненных сенаторов, а в указанных законом случаях - должностных лиц государства. При президенте аккредитуются иностранные дипломатические представители, он ратифицирует международные договоры (в определенных случаях - с предварительного разрешения палат), является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами и в этом качестве председательствует в Верховном совете обороны, по решению палат объявляет войну.

Обладает глава  государства и некоторыми полномочиями в сфере судебной власти. Он председательствует в Высшем совете магистратуры, назначает 1/3 судей Конституционнюго суда, может осуществлять помилование и смягчать наказания. Президент также жалует знаки отличия республики. Никакой акт президента республики не действителен без контрассигнации предложившего его министра, который, таким образом, несет ответственность за данный акт. В определенных случаях акты главы государства контрассигнуется лично председателем Совета министров.

Ответственность президента республики.  
Конституцией Игалии устанавливается принцип неответственности президента республики за действия, совершенные им во время исполнения своих функций. Он может быть привлечен к ответственности лишь за государственную измену или посягательство на Конституцию. Решение о предъявлении президенту подобного обвинения может быть принято на совместном заседании палат парламента абсолютным большинством голосов его членов. Окончательно данный вопрос решается Конституционным судом.

Замещение поста президента республики.  
В случаях, когда президент республики не в состоянии осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. При наличии длящегося препятствия и в случае смерти или отставки главы государства председатель Палаты депутатов в течение 15 дней назначает новые президентские выборы. Более длительный срок может быть предусмотрен лишь в том случае, "если палаты распущены или остается меньше: трех месяцев до истечения срока их полномочий" (ст. 86).

Правительство, его состав и порядок формирования. 
Правительство Италии именуется Советом министров. В соответствии с канонами парламентарной республики глава итальянского государства после консультаций с председателями палат парламента и лидерами парламентских групп назначает председателя Совета министров, а по его предложению - отдельных министров. На практике решающую роль в определении персонального состава правительства играют политические партии, вошедшие в правящую коалицию. Председатель Совета министров руководит общей политикой правительства и несет за нее ответственность, при этом он обеспечивает единство проводимого политического курса, направляет и координирует деятельность министерств.

По предложению  главы правительства из числа  министров могут назначаться  один или несколько вице-председателей, осуществляющих функции председателя Совета министров в случае его  отсутствия или имеющихся препятствий  для выполнения им своих обязанностей. Если назначение вице-председателя не состоялось, обязанности главы правительства  осуществляет старший по возрасту министр.

Информация о работе Конституция Италии