Конституция Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:11, контрольная работа

Описание

Итальянская Конституция – это многоплановый, тщательно и детально проработанный политико-юридический документ.
В ней нет отдельной преамбулы. Философские установки, социально-правовые основы и юридические принципы отражены непосредственно в соответствующих разделах самого конституционного текста. Тем самым, как это принято считать, в итальянской конституционной доктрине повышается юридическая значимость и обязательность конституционных принципов и норм, касающихся общих вопросов государственного устройства, демократического характера итальянского государства и его приверженности к обеспечению гражданских прав и свобод.

Работа состоит из  1 файл

Италия.docx

— 51.87 Кб (Скачать документ)

В состав правительства  входят не только министры, возглавляющие  определенные ведомства (министерства внутренних дел, юстиции, обороны, финансов и др.), но и министры без портфелей, занимающиеся определенными вопросами  правительственной деятельности на основе поручений со стороны председателя Совета министров. Кроме того, по предложению  главы правительства декретом президента могут быть назначены заместители  министров, которые в силу сложившихся  в Италии традиций являются членами  парламента (министры могут, но не обязаны  быть депутатами). Заместители помогают своим министрам в осуществлении  их административных функций, в вопросах взаимоотношений с парламентом, а также замещают министров в  случае отсутствия или имеющихся  препятствий для выполнения ими  своих функций.

Вновь сформированное правительство должно в течение 10 дней заручиться доверием палат парламента, перед которыми оно несет ответственность. Каждая палата оказывает доверие  или отказывает в нем путем  мотивированной резолюции, принимаемой  поименным голосованием.

Компетенция правительства.  
Полномочия Совета министров в Конституции Италии подробно не прописаны. Фактически же правительство реализует многие полномочия, формально принадлежащие президенту, о чем, в частности, свидетельствует институт контрассигнации. Разрабатывая и реализуя свой политический курс, Совет министров не только руководит деятельностью государственного аппарата, но и осуществляет регламентарную власть.

Регламентарная власть в Италии осуществляется декретами президента республики, издаваемыми по решению правительства, и актами отдельных министров. Итальянское конституционное право различает:

  1. исполнительные регламенты, изданные во исполнение какого-либо конкретного закона;
  2. автономные perламенты, изданные без ссылки на какой-либо определенный закон в рамках общей компетенции правительства;
  3. организационные регламенты, содержащие положения о государственных учреждениях, их структуре и компетенции.

Наряду с носящими преимущественно подзаконный характер регламентами правительство может  быть уполномочено парламентом издавать акты, имеющие силу закона (так называемые законодательные декреты), "не иначе  как с указанием руководящих  принципов и критериев такой  делегации и только на ограниченное время и по определенному кругу  вопросов" (ст. 76). Текст законодательного декрета утверждается правительством и передается президенту для его  издания в течение 20 дней.

Устанавливая  в качестве общего правила, что "правительство  не может без делегации палат  издавать декреты, которые бы имели  силу закона", Конституция Италии в то же время "в случаях особой необходимости и срочности" наделяет правительство правом издавать временные  декреты, получившие наименование декреты-законы. Такие акты имеют силу закона и  должны быть в тот же день представлены на утверждение палатам, "которые, даже если они распущены, специально созываются и собираются в течение  пяти дней" (ст. 77). Декреты-законы теряют силу с момента издания, если они  не получили законодательного утверждения  в течение 60 дней после их опубликования. Правительство не может принимать  декреты-законы, если посредством их: регулируются конституционные вопросы  и вопросы избирательного права; делегируются законодательные полномочия; санкционируется ратификация международных  договоров; устанавливаются бюджет и сметы расходов.

Ответственность правительства  и его членов.  
Министры несут перед палатами парламента коллегиальную политическую ответственность за действия Совета министров и индивидуальную - за действия возглавляемых ими ведомств. При этом Конституция (ст. 94) содержит положение о том, что голосование одной или обеих палат против какого-либо предложения правительства не обязательно влечет его отставку. Ответственность правительства наступает при приятии любой из палат резолюции порицания. Многопартийные итальянские правительства чаще всего уходят в отставку в случае раскола в правящей коалиции, не дожидаясь формального вынесения им вотума недоверия или резолюции порицания.

Министры несут  также уголовную ответственность  за преступления, совершенные ими  при исполнении своих обязанностей. Такие преступления рассматриваются  в порядке обычного судопроизводства (судом общей юрисдикции) с разрешения палат парламента, причем даже после  прекращения министрами своих полномочий. До 1989 г. обвинения, выдвигавшиеся против министров были подсудны Конституционному суду.

Конституционный статус вспомогательных  органов.  
Конституция Италии регламентирует статус ряда вспомогательных органов, призванных оказывать содействие парламенту и правительству в выполнении ими своих функций, а также наделенных некоторыми самостоятельными полномочиями. К числу таких органов относятся Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счетная палата.

Национальный  совет экономики и труда состоит  из 12 экспертов (восемь из которых назначаются  президентом, а четверо - председателем  Совета министров) и 99 членов, представляющих свободные профессии, кооперативы, промышленность, сельское хозяйство, туризм, банковское дело и некоторые иные сферы деятельности. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим  вопросам. В соответствии со ст. 99 Конституции  он "имеет право законодательной  инициативы и может участвовать  в разработке законодательства по экономическим  и социальным вопросам согласно принципам  и в пределах, установленных законом". Срок полномочий членов Совета - пять лет.

Государственный совет является консультативным  органом правительства по юридическим  вопросам и одновременно - высшим органом  административной юстиции. Три его  секции занимаются консультативной  деятельностью, а другие три осуществляют административную юстицию. Данный орган  дает заключения о законопроектах и  других актах, направляемых ему правительством а также готовит проекты некоторых законов и регламентов.

Счетная палата осуществляет предварительный контроль за законностью актов правительства, а также предварительный и последующий контроль за расходованием средств и соблюдением государственного бюджета. В установленных законом случаях и формах она участвует в контроле за финансовой деятельностью организаций, пользующихся поддержкой из государственного бюджета, и докладывает палатам парламента о результатах проводимых проверок. Счетная палата состоит из десяти секций, и ее персонал насчитывает более 500 сотрудников, которые частично подбираются по конкурсу, а частично назначаются правительство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Судебная система Италии

Авторитет судебной власти в Италии был всегда достаточно высок. В конституции 1947 г. провозглашалось, что магистратура (судьи, прокуроры, следователи и  т. д.) образуют автономное и независимое от всякой другой власти сословие. Все назначения членов магистратуры на должности, их перемещения, повышения и применение к ним дисциплинарных мер осуществляются только Высшим советом магистратуры, который возглавляет президент. В состав совета входят первый председатель и прокурор Кассационного суда; две трети остальных членов избираются всеми судьями, а треть - парламентом на совместном заседании палат из числа профессоров права университетов и адвокатов, имеющих не менее 15 лет стажа. Они остаются в должности 4 года и не могут быть избраны на ту же должность сразу же по истечении этого срока. Следует подчеркнуть, что Высший совет магистратуры - это своеобразный орган судебного самоуправления, получивший максимально широкие права в области управления юстицией - главным образом за счет сужения компетенции соответствующей исполнительной власти в лице министерства юстиции.

В сложной системе юридических  органов Италии особое место занимает Конституционный суд, который состоит из 15 членов, отобранных из числа судей, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем работы. Президент и парламент назначают по пяти судей. Кассационный суд избирает трех судей, Государственный совет и Счетная палата - по одному судье. Судьи Конституционного суда назначаются на 9 лет и могут быть избраны повторно. Конституционный суд рассматривает споры о конституционности законов и актов, имеющих силу закона; споры о компетенции между законодательной и исполнительной властями, между государством и областью, между различными областями, обвинения против президента и министров.

Авторитет судебной системы особенно окреп в последние годы, когда  органам по охране правопорядка удалось  добиться немалых успехов в борьбе с правым и левым терроризмом, а также с мафией.

Мафия и коррумпированные структуры  власти были тесно связаны между  собой, и некоторые видные политические деятели на протяжении долгих лет  покрывали боссов преступного мира, позволяя им выходить сухими из воды. Именно поэтому решительная борьба с  коррупцией в общественных и экономических  структурах, развернувшаяся в 80-90-х  гг., позволила одновременно нанести  существенный урон подпольным гангстерским синдикатам. Политикам было уже не до мафиози, нужно было спасаться  самим. Этим в определенном плане  можно объяснить успехи полиции  в поимке главарей мафии, потерявших своих покровителей в коридорах  власти.

По разветвленной коррумпированной системе был нанесен сокрушительный удар в результате операции <Чистые руки>. В целом в следственных списках оказалось не менее 20 тысяч  имен. С февраля 1992 по май 1994 гг. по обвинению  во взяточничестве было арестовано более 4 тысяч человек, свыше тысячи получили судебные уведомления. Среди них - 536 депутатов и сенаторов (из общего числа 945). По этой причине, кстати, в  ноябре 1993 года был несколько ослаблен парламентский иммунитет, позволявший  многим политикам уклоняться от ответственности  в тех случаях, когда обычным  гражданам грозило бы судебное расследование. Следственные органы получили право  допрашивать любого члена парламента без специального разрешения палаты депутатов или сената. Правда, без  согласия парламента по-прежнему нельзя арестовывать подозреваемого в нарушении  закона парламентария, обыскивать его  квартиру, подслушивать его телефонные разговоры.

<Судебная революция> вышибла  из насиженных кресел вчерашних  премьеров, министров, руководителей  политических партий, без которых  последние десятилетия казалась  немыслимой политическая жизнь  страны. Попали за решетку многие  банкиры и предприниматели. Ушли  в отставку мэры Рима, Неаполя,  Милана и многих других городов.  В итоге <судебной революции>  без кровопролитных столкновений, в рамках демократии из коридоров власти была изгнана погрязшая в коррупции партноменклатура, произошел развал всей правящей верхушки. Изменилось соотношение политических сил. Ряд партий вообще прекратил свое существование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Органы местного самоуправления

Конституция подчеркивает, что представительная система в стране должна быть организована в соответствии с требованиями децентрализации. Таким образом, основной закон признал необходимость местной автономии в рамках единого государства. В соответствии с этим принципом, в Италии была создана стройная система демократической власти, территориально расчлененная на три инстанции: коммуну, провинцию и область. Они, согласно конституции, должны обладать широкой автономией и законодательной властью, им должно быть доверено частичное выполнение государственных функций, с тем чтобы дать народным массам возможность участвовать в местном самоуправлении.

Самыми мелкими административными  единицами в Италии являются коммуны, которых насчитывается 8100. Сейчас центральные  власти принимают меры по укрупнению существующих коммун. В соответствии с законом о местной автономии  от 8 июня 1990 г., население образуемых коммун не должно составлять менее 10 тысяч  жителей. Итальянское государство  считает целесообразным выделять новым  административно-территориальным единицам дополнительные финансовые средства в  случае слияния коммун с населением менее пяти тысяч человек. Коммуны  обладают административными полномочиями в сфере социального обслуживания, благоустройства и использования  территории, а также ее экономического развития.

В начале 90-х гг. в Италии было 95 провинций, а 8 провинций находились в стадии становления (новая провинция не может иметь менее 200 тысяч населения). Провинции координируют деятельность коммун в области экономики, производства, торговли, туризма и в социальной сфере. К предметам ведения провинций относятся также охрана окружающей среды и культурных ценностей, транспорт и дорожная сеть, унитарные службы, охота и рыбная ловля.

Крупнейшие административно-территориальные  единицы Италии - области. Они могут  создаваться при наличии не менее  одного миллиона жителей. Сейчас страна делится на 20 областей, каждая из которых  имеет собственный учредительный  статут, утверждаемый парламентом. Области  обладают правом издавать законы в  отношении строго ограниченного  круга вопросов и в пределах основных принципов, установленных законами государства.

Пять областей - Сардиния, Сицилия, Валле-д'Аоста, Фриули-Венеция-Джулия и Трентино-Альто-Адидже - обладают более широкой самостоятельностью и автономией. Их представители могут присутствовать на заседаниях центрального правительства и имеют право совещательного голоса, а Сицилия - даже право решающего голоса.

Информация о работе Конституция Италии