Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:29, реферат
Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру,
основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате
чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации
конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
По моему мнению, ныне действующая Конституция имеет большой правовой
потенциал, но также она имеет и проблемы реализации этого потенциала. Этим
и объясняется актуальность выбранной темы, так как в результате изучения и
решения вышеперечисленных проблем конституционализм в России выйдет на
новый этап развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ……………………………….4
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года………………5
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………..8
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ……………...11
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ……………………13
4. Общая характеристика Конституции РФ…………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
Введение…………………………………………………………
1. Понятие и
социальная сущность
2. Особенности
подготовки и принятие
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв
и работа конституционного
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ……………...11
3. Основные черты
и юридические свойства
4. Общая характеристика Конституции РФ…………………………………………17
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Одним из существенных
является господство права, Конституции и закона. В условиях, когда в стране
проводится реформирование российской государственности, наиболее динамично
развивается конституционное право. Его нормы закрепляют устои государства и
общества, регулируют важнейшие общественные отношения, возникающие в
процессе осуществления государственной власти и местного самоуправления.
Конституция РФ сыграла и продолжает играть конструктивную
стабилизирующую роль в развитие общества и государства. Вместе с тем
признается, что "демократический потенциал Конституции реализуется
дозировано, непоследовательно, с отступлениями от ее требований.
Конституционной практике по многим позициям пока не удается выйти на
уровень нормативных установлений Основного Закона".[1]
Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру,
основные черты
и особенности Конституции
чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации
конституционно-правовой
базы, во имя интересов гражданина,
народа и страны.
По моему мнению, ныне действующая Конституция имеет большой правовой
потенциал, но также она имеет и проблемы реализации этого потенциала. Этим
и объясняется актуальность выбранной темы, так как в результате изучения и
решения вышеперечисленных проблем конституционализм в России выйдет на
новый этап развития.
1. Понятие и социальная сущность
Конституции РФ
Конституция 1993 года — основной закон прежде всего государства. Это не
означает, однако, что она не выходит за рамки регулирования собственно
государственной организации и деятельности. Как и многие другие конституции
новейшего времени, российская Конституция касается различных сторон жизни
гражданского общества. “Любой конституции – независимо от социальной
системы – свойственны следующие функции: учредительная, организаторская,
внешнеполитическая, идеологическая, юридическая”.1 В Конституции
определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и
личности, закрепляется многоукладность экономики страны и содержится
положение о том, что Российская Федерация — социальное государство. В
Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности,
исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной
или обязательной.
Сфера
конституционного
норм Конституции посвящено государству. Конституция не только провозглашает
исходные положения, как, например, о том, что Российская Федерация —
демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой
правления, но и подробно регламентирует систему федеральных государственных
органов, отношения между ними, их права и обязанности, формы и методы
деятельности.
Конституцию справедливо называют главным, основным законом государства.
Если представить себе многочисленные правовые акты, действующие в стране, в
виде определенного организованного и взаимосвязанного целого, некой
системы, то конституция — это основание, стержень и одновременно источник
развития всего права. На базе конституции происходит становление различных
отраслей права, как традиционных, существовавших еще в прошлом, так и новых
создаваемых с учетом перемен в экономике, социальном развитии, политике и
культуре.
2. Особенности подготовки и
2.1 Формирование и деятельность конституционной
комиссии
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми
политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном
суверенитете от
12 июня 1990 г.
В целях разработки нового проекта Конституции на 1 Съезде народных
депутатов ( 22 июня 1990 года) была образована Конституционная комиссия,
председателем которой стал Б.Н. Ельцин ( тогда председатель Верховного
Совета Российской Федерации). В состав комиссии вошли представители всех
республик, краев,
областей, национальных автономий ( 102
человека).
Тем не менее страна продолжала жить по старой конституции, статьи
которой существенным образом расходились с проводимыми в стране
преобразованиями. Чтобы устранить эти несоответствия, в редакцию старой
конституции по-прежнему вносились определенные и изменения и дополнения,
оказывающие влияние на ее содержание. Подобное массовое и спешное внесение
поправок в конституционный текст порождало в нем рассогласованность статей
и противоречивость
идей.
Поначалу
работа комиссии проходила
месяца проект новой конституции был готов. Этот первый проект новой
Конституции России, одобренный Верховным Советом России предусматривал
парламентскую форму правления и низведение статуса президента до
номинального статуса
главы государства.
После его доработки с учетом поступивших замечаний по решению
Конституционной комиссии первый вариант проекта был опубликован в печати
для обсуждения.
По решению
Конституционной комиссии в
Российской Федерации – Совета Республики – официальный проект Конституции
был внесен в октябре 1991 года на рассмотрение V внеочередного Съезда
народных депутатов.
Затем проект дорабатывался с учетом нового законодательства,
предложений народных депутатов, должностных лиц, государственных органов,
специалистов, граждан.
В марте
1992 года официальный проект
был повторно опубликован
в печати.
VI Съезд народных депутатов России принял 18 апреля 1992 г.
постановление «О проекте Конституции Российской Федерации и порядке
дальнейшей работы над ним», в котором одобрил концепцию конституционных
реформ, основные положения официального проекта новой Конституции и поручил
Конституционной комиссии доработать проект и подготовить его для повторного
обсуждения Верховным
Советом Российской Федерации.
В июле 1992 года в Конституционную комиссию поступили поправки
Президента Российской Федерации к официальному проекту Конституции. Рабочая
группа и научно-
с участием заинтересованных сторон, субъектов Российской Федерации и
специалистов –
юристов.
В итоге появился третий вариант официального проекта Конституции
Российской Федерации, одобренный Конституционной комиссией 16 октября 1992
года.
VII Съезд народных депутатов российской Федерации обсудил вопрос о ходе
работы над проектом новой федеральной Конституции и постановил, что проект
основных положений Конституции в обязательном порядке направляется
субъектам Федерации,
а затем выносится на всероссийский референдум.
VIII (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации
предложил Конституционной комиссии направить на согласование субъектам
Федерации проект
основных положений новой Конституции
Российской Федерации.
IX (внеочередной) Съезд народных депутатов Российской Федерации
подтвердил курс на осуществление конституционной реформы, то есть выработку
проекта основных положений новой Конституции, согласование ее с субъектами
Российской Федерации и последующее вынесение на всероссийский референдум.
Съезд поручил Конституционной комиссии представить согласованный с
субъектами Российской Федерации проект «Об изменениях и дополнениях
Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России» на
рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации с последующим
вынесением его на рассмотрение Съезда народных депутатов Российской
Федерации.
То есть ни VII (декабрь 1992 г.), ни VIII ( март 1993 г.) Съезды
народных депутатов не оказались в состоянии принять Конституцию вследствие
острых противоречий
между законодательной и
VII Съезд постановил вынести основные положения проекта новой Конституции
на всероссийский референдум, но VIII Съезд отменил это решение и подчеркнул
необходимость осуществить конституционную реформу на основе полномочий,