Конституция РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:29, реферат

Описание

Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру,

основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате

чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации

конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.


По моему мнению, ныне действующая Конституция имеет большой правовой

потенциал, но также она имеет и проблемы реализации этого потенциала. Этим

и объясняется актуальность выбранной темы, так как в результате изучения и

решения вышеперечисленных проблем конституционализм в России выйдет на

новый этап развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3


1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ……………………………….4

2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года………………5

2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии………………5

2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………..8

2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ……………...11

3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ……………………13

4. Общая характеристика Конституции РФ…………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………………………22

Работа состоит из  1 файл

вовке.doc

— 165.50 Кб (Скачать документ)

предоставленных действующей Конституцией самому Съезду народных депутатов. 
 

    Возникавшие   разногласия  практически   не   затрагивали   положений   о

поправках и свободах человека и гражданина, но приобретали  острый  характер

по  ключевым  вопросам  разделения  полномочий  двух   властей.   Постепенно

оппозиционное  большинство  Съезда  и  Верховного   Совета,   осознав   свои

политические   интересы,   тверда   заняло   позиции   недопущения   сильной

исполнительной  власти.  Обстановку  разразившегося  экономического  кризиса

использовали левые  силы, все решительнее противодействуя реформам и  с  этой

целью стремясь любыми путями сохранить контроль  законодательной  власти  за

всеми действиями Президента. Со своей  стороны,  президент  все  решительнее

ставил вопросы  о  необходимости  укрепления  исполнительной  власти,  подчас

даже требуя пересмотра некоторых  согласованных  положений  проекта.  Работа

Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик. 
 

    Сложная  расстановка политических сил   в  России  вызвала  неоднозначное

отношение к официальному проекту Конституции. Это выразилось  не  только  в

широкой полемике вокруг него, но и в появлении  альтернативных  вариантов.  В

частности, проекты  Конституции были предложены  рабочей  группой  и  группой

экспертов Конституционной  комиссии РСФСР. 
 

    7 мая  1993 г.  за  подписью  заместителя  Председателя  Конституционной

комиссии Р.И. Хасбулатова  появляется постановление "Об  основных  положениях

проекта   Конституции    Российской    Федерации",    которым    утверждался

представленный  рабочей группой проект  положений  проекта  Основного  Закона

России. При этом в постановлении указывалось, что  подготовка  этого  проекта

осуществлялась  в соответствии  с  Постановлением  восьмого  Съезда  народных

депутатов  Российской  Федерации  от  12  марта  1993   г.   "О   мерах   по

осуществлению   конституционной   реформы   в   Российской   Федерации    (о

постановлении седьмого Съезда. народных депутатов  Российской  Федерации  "О

стабилизации конституционного строя Российской Федерации"). 
 

    В   мае  проект   Конституции,   одобренный   Верховным   Советом,   был

опубликован. Он существенно  исправлял многие положения  старой  Конституции,

содержал  демократические  положения  о  правах  и   свободах   человека   и

гражданина.   Однако   в   вопросах   организации   государственной   власти

доминировали прежние  подходы. По существу, снова принцип  разделения  властей

трактовался в  сторону ущемления полномочий Президента, и сохранялась все  та

же советская  форма правления. 
 

    Выдвигая  по  политическим  соображениям   идею   парламентаризма,   но

игнорируя отсутствие для него условий в современной  России,  авторы  проекта

упорно  утверждали  ведущую  роль  парламента  в  системе   высших   органов

государственной власти. Чтобы подчеркнуть  это,  глава  о  Верховном  Совете

предшествовала главе о Президенте.  Явно  в  нарушении  принципа  разделения

властей Верховный  Совет  наделялся  «контрольными  полномочиями»,  а  также

правом принимать  решения  по  основным  направлениям  внутренней  и  внешней

политики России. 
 

    Проект  ставил Президента под контроль Верховного Совета,  обязывая  его

предоставлять  ежегодные  доклады  об  осуществлении  внутренней  и  внешней

политики,   выполнении   федеральных   программ.    Подчинение    Президенту

Правительства также  обязывалось  ежегодно  предоставлять  отчет  верховному

Совету. Это и  ряд других положений существенно  ущемляли права  президента  и

исполнительной  власти, закладывая своеобразную  «мину»  под  отношения  двух

властей. 
 

    Таким   образом,  процесс  разработки  проекта  Конституции   Российской

Федерации растянулся на три года. Бесконечные  парламентские  дебаты  завели

конституционную реформу в  тупик.  И  хотя  формально  Президент  Российской

Федерации  оставался  Председателем  Конституционной  Комиссии,  именно   он

выступил с инициативой созыва 5-16 июня 1993 г.  в  Москве  Конституционного

совещания,  которому  предложил  новый   (президентский)   вариант   проекта

Конституции Российской Федерации. 
 

                2.2 Созыв и работа конституционного  совещания 

    12 мая 1993 года Президент РФ издал Указ № 660 « О мерах по  заверению

подготовки новой  Конституции российской Федерации»,  согласно  которому  для

завершения  подготовки  проекта  Конституции  5  июня  в  Москве  созывалось

Конституционное совещание.

    В связи  с  тем,  что  хасбулатовский  вариант  конституции  изначально

разрабатывался  в плане учреждения парламентарной формы правления в России  и

низведения статуса  президента до номинального главы  государства,  Президент

Российской  Федерации  своим  указом  от  20   мая   1993   г.   "О   созыве

Конституционного  совещания  и  завершении  подготовки  проекта  Конституции

Российской Федерации" учредил Конституционное  совещание,  которое  призвано

было выработать альтернативный вариант конституции  России.

    Это  было сделано после того как  6 мая 1993 г. Президент РФ  направил  в

Конституционную комиссию свой проект Основном Закона  государства,  в  ответ

на который за подписью  ответственного  секретаря  Конституционной  комиссии

О.Г. Румянцева  и эксперта Конституционной комиссии В.И. Лафитского  появился

документ,   в   котором   давалась   негативная   политико-правовая   оценка

президентского  варианта конституции. В частности, в нем утверждалось, что  в

указанном проекте "президент не  только  выводится  за  рамки  системы  трех

властей - законодательной, исполнительной и судебной, - но  и  ставится  над

ними, что присуща, главным образом, для авторитарных  и  весьма  далеких  от

демократии форм правления". При  этом  особо  подчеркивалось,  что  "наличие

оснований для  роспуска Парламента определяется Президентом  бесконтрольно"  и

что  "при  подобной  конструкции  Парламент  превращается  в  безвольный   и

фактически  безвластный  орган".    Именно  этим   объясняется,   почему   в

Постановлении Конституционной комиссии  "О  проекте  Конституции  (Основного

Закона) Российской Федерации, направленном Президентом  Российской  Федерации

в Конституционную  комиссию 6 мая 1993 года" от  7  мая  1993  г.  фактически

отклонялся президентский  вариант конституции, ибо, как было сказано в нем,

его  "отдельные   положения...   существенно   ограничивают   экономические,

политические и  гражданские права человека  и  гражданина,  нарушают  принцип

разделения  властей".  Тем  самым  была  устранена  почва   для   достижения

компромисса между  властями по проекту новой конституции  России. 

    Конституционное  совещание состояло из 250  членов,  работавших  в  пяти

секциях: представителей федеральных органов власти;  представителей  органов

власти  субъектов   Федерации;   представителей   местного   самоуправления;

представителей  партий,  общественных  организаций,  профсоюзов,  религиозных

конфессий; представителей товаропроизводителей и предпринимателей. 

    Всего  для завершения подготовки проекта  были созданы две : Общественная

и Государственная  палаты Конституционного совещания.

    Общественная  палата Конституционного совещания  являлась организационной

формой  участия  общественных  объединений   в   конституционном   процессе,

взаимодействия  этих объединений с федеральными органами власти.

    На Общественную  палату Конституционного совещания  возлагалась выработка

предложений об изменениях и дополнениях  к  проекту  Конституции  Российской

Федерации, а также  рекомендации по  политическим,  социальным  и  социально-

экономическим вопросам.

    Государственная  палата Конституционного совещания  стала  организованной

формой взаимодействия в  конституционном  процессе  органов  государственной

власти российской  Федерации  и  ее  субъектов.  Функции  этой  палаты  были

аналогичны  функциям  Общественной  палаты  Конституционного   совещания   –

выработка предложений  об изменениях  и  дополнениях  к  проекту  Конституции

Российской  Федерации  и   рекомендаций   по   политическим   и   социально-

экономическим вопросам.

    Таким образом, Конституционное  совещание  было  задумано  как  широкий

форум, сочетающий  представительство  всех  высших  органов  государственной

власти, а также  общественности. Он таким фактически и  получился,  хотя  ряд

приглашенных членов Конституционной комиссии, народных  депутатов,  а  также

политических партий участия в  его  работе  не  приняли.  24  июня  1993  г.

Верховный Совет  отказался  сотрудничать  с  Конституционным  совещанием  под

предлогом причастности к делам о коррупции  некоторых  его  координаторов  и

участников.

    Президент  вынес на обсуждение Совещания  проект Конституции, но  призвал

участников к  выработке  компромиссного  текста  на  базе  этого  проекта  и

проекта Конституционной  комиссии. Многие  положения  президентского  проекта

были подвергнуты  критике участниками Конституционного  совещания.  Например,

за то, что проект не содержал  характеристики  российского  государства  как

социального. Президент  РФ,  по  проекту,  обладал  чрезмерными  правами  по

роспуску  государственной  Думы.  Были   и   другие   основания,   вызвавшие

обоснованную критику  проекта.

    Однако  в отношении механизма власти  этот  проект  в  целом   выдерживал

принцип   разделения   властей   и    устанавливал    определенный    баланс

законодательной  и  исполнительной  ветвей  власти   в   рамках   республики

президентского  типа. В нем содержался ясный отказ  от бесплодного  советского

парламентаризма в пользу  сильной  исполнительной  власти.  Именно  поэтому,

созванное верховным  Советом в конце мая – начале июня совещание  двух  тысяч

Информация о работе Конституция РФ