Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:29, реферат
Цель этой работы, изучить общие понятия Конституции, структуру,
основные черты и особенности Конституции Российской Федерации, в результате
чего, должны быть выработаны необходимые условия для эффективной реализации
конституционно-правовой базы, во имя интересов гражданина, народа и страны.
По моему мнению, ныне действующая Конституция имеет большой правовой
потенциал, но также она имеет и проблемы реализации этого потенциала. Этим
и объясняется актуальность выбранной темы, так как в результате изучения и
решения вышеперечисленных проблем конституционализм в России выйдет на
новый этап развития.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ……………………………….4
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года………………5
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии………………5
2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………..8
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ……………...11
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ……………………13
4. Общая характеристика Конституции РФ…………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………22
в России. Гражданам предстояло оценить проект, представленный Президентом и
одобренный Конституционным совещанием.
Важным
юридическим свойством
незыблемость конституционных предписаний.
Конституция - акт долговременного действия. Стабильная конституция -
важнейшее условие правопорядка и законности, устойчивости всей системы
права, укрепления федеративных связей, механизма осуществления властных
государственных функций, гуманных отношений между личностью, обществом,
государством. Но в нашей практике сложилась совсем иная ситуация. Уровень
стабильности конституционных норм во многом зависит от того, на сколько
оптимально определен их предмет. Нормы не должны регулировать динамичные
отношения, не отражающие устойчивые тенденции и закономерности
общественного развития. С этих позиций можно сделать вывод о том, что
Конституция РФ 1993 года, будучи принятой в "переходный период,
отличающийся политической и экономической нестабильностью, в условиях
навязываемых сверху реформ, резкого расслоения общества, обострения
политического противоборства, социальных и национальных конфликтов,
выражающая волю не большинства российских граждан ... не сможет длительное
время оставаться неизменной".1
Конституция является фундаментом системы права. Выступая ядром,
фундаментом системы права, Конституция действует не изолированно, а в
рамках этой системы. Конституция - органическая составная часть и
центральное звено, главный структурообразующий элемент системы права, её
основной юридический источник. Значение конституции проявляется и в том,
что она устанавливает исходные начала функционирования всей системы права и
одновременно входит в систему каждой отрасли права и законодательства как
базовый источник.
Системное развитие всех отраслей права на базе новой Конституции
обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового
государства, упрочения режима законности и правопорядка.
Таким
образом, можно сделать вывод;
проявляется в её чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику
её нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции характеризует
определенный аспект её содержания как сложного, многопланового правового
феномена. Только взятые вместе эти черты и свойства дают исчерпывающее
представление о
конституции в целом.
4. Общая характеристика
Конституция Российской Федерации - основной закон российского
государства, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется
на всей территории Российской Федерации. Принята всенародным голосованием
(референдумом) 12 декабря 1993 г. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9
глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений.
Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и
свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших
органов государственной власти.
Одно из центральных мест в Конституции Российской Федерации занимают
основные права и свободы человека и гражданина (статья 2, глава 2). В
Конституции Российской Федерации перечислены не только "негативные права и
свободы", которые признаются как естественные и неотъемлемые права
человека, но и "позитивные права и свободы", к которым относятся
политические и социальные права, их обеспечение возложено на государство.
Также в Конституции обозначены права "третьего поколения": право на
благоприятную окружающую среду, на неприкосновенность частной жизни, на
добровольное согласие подвергаться медицинским, научным или иным опытам,
право на ознакомление с материалами и документами, непосредственно
затрагивающими права и свободы и т.д.
Права и свободы человек реализует в обществе. Поэтому далеко не все
права могут быть абсолютными: неизбежно их ограничение, прежде всего в тех
случаях, когда реализация свободы одних сводит на нет реализацию свободы
других. Именно в Конституции должны быть сформированы пределы ограничения
прав человека и гражданина.
В Конституции Российской Федерации (статья 55) предусматривается, что
основаниями ограничения прав человека и гражданина может служить защита
прав и законных интересов других лиц (а не интересов других граждан). Таким
образом, права и интересы государства (как правило, государственных
юридических лиц) могут быть основанием для ограничения прав других
участников гражданско-правовых отношений.
Впервые в Конституции в сжатой форме раскрывается полновластие народа,
который "осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного самоуправления" (статья 3).
Очень важные положения закреплены в статье 4 Основного Закона, которая
призвана предотвратить распад Российской Федерации.
В Конституции
наше государство
достаточно объемная статья 7, которая гласит, что государство берет на себя
обязательство создать необходимые условия для всестороннего удовлетворения
потребностей личности во всех социально значимых сферах.
Действующая Конституция Российской Федерации исходит из ведущего
положения Президента в системе государственных органов страны. Согласно
статьи 80 Конституции, он "является главой государства". У нас не просто
сильный, а очень сильный Президент. Президент не входит в систему
разделения властей, а стоит над всеми ветвями власти. Президент наделяется
задачей обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия всех
иных органов государственной власти - и федеральных, и субъектов Российской
Федерации (статьи 80, 85). Президент в целом независим от других органов
государственной власти. Президент держит в руках все нити внутренней и
внешней политики государства. У Президента есть право на свое
законотворчество, то есть на принятие актов, которые в отсутствие законов
на равных с ними регулируют общественные отношения и действуют до тех пор,
пока не появятся соответствующие законы (если они вообще появятся).
Правительство Российской Федерации является Правительством Президента
Российской Федерации. Президенту как Верховному главнокомандующему
подчиняются все Вооруженные Силы страны. Президент объявляет военное и
чрезвычайное положение, начинает и прекращает военные действия.
Конституция не представляет собой всеобъемлющего акта, так как
регулирует в общих чертах лишь наиболее важные сферы общественных
отношений. В любой Конституции возможны явные и скрытые пробелы,
действительные и мнимые противоречия. Их преодоление, конкретизация
осуществляется правовыми способами, которые должны быть адекватны духу и
букве основного закона.
Этим обусловлена значимость толкования Конституции Российской
Федерации, которое ею отнесено к компетенции Конституционного Суда
Российской Федерации. Толкование Конституции и ее норм включает в свое
содержание как уяснение так и разъяснение смысла интерпретируемых норм.
Все решения Конституционного Суда являются источниками права, и им
присуща материально-правовая сила закона. Прецеденты, создаваемые Судом,
как и акты, собственно толкования, имеют нормативно-регулирующее значение;
они также являются высшими по своей юридической силе правовыми нормами,
распространяющимися на неопределенный круг случаев и субъектов
конституционно-правовых отношений.
Таким
образом, толкование
преодолении Конституционным Судом неопределенности в понимании ее
положений, в выявлении ее объективного смысла и выявлении содержащихся в
ней позитивных правовых принципов. По существу толкование Конституции есть
один из способов ее конкретизации, предшествующий применению ее норм.
С момента
провозглашения постановления
обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции, которая
явилась основанием для обращения в Конституционный Суд, считается
преодоленной. Официальное толкование, даваемое решением Конституционного
Суда, обязательно на всей территории Российской Федерации, для зарубежных
органов внешних сношений Российской Федерации, а также отечественных
юридических и физических лиц, пребывающих за рубежом.
Конституция любой страны со временем подвергается изменениям - их
требует сама жизнь. Конституция Российской Федерации одна из самых сложных
в мире по процедуре внесения в нее изменений и дополнений. Для принятия
поправок требуется не менее двух третей субъектов федерации. Не во все
главы Конституции российский парламент может вносить изменения.
В части 1 статьи 135 сказано, что положения глав 1,2 и 9 не могут быть
пересмотрены Федеральным Собранием. Это согласно части 2 статьи 135
относится к компетенции Конституционного Собрания. Если Конституционное
Собрание не подтверждает неизменность Конституции, то двумя третями голосов
его членов принимается проект новой Конституции. Новая Конституция
считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей,
при условии, что в голосовании приняло участие более половины избирателей.