Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:53, контрольная работа
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КРФ об АП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КРФ об АП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
1. Административное правонарушение
Юридический состав административного правонарушения……………………....3
2. Межотраслевое государственное управление……………………………………12
Задача…………………………………………………………………………………... 14
Список использованных источников и литературы …………………..……………..16
16
Министерство экономического развития РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Всероссийская академия внешней торговли
Дальневосточный филиал
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Административное право»
Вариант № 5
Дата проверки:__________________
Результат проверки:______________
г. Петропавловск-Камчатский
2010год
Содержание
1. Административное правонарушение
Юридический состав административного правонарушения……………………....3
2. Межотраслевое государственное управление……………………………………12
Задача………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы …………………..……………..16
1. Административное правонарушение.
Юридический состав административного правонарушения.
Трактуя п. 1 ст. 2.1 КРФ об АП, административное правонарушение представляет собой деяние, которое может проявляться в двух формах: действие и бездействие. Из его определения в юридической науке обычно выделяют следующие признаки административного правонарушения:
- противоправность. Данный признак обозначает, что данное деяние нарушает конкретную норму права;
- виновность. Данный признак отражает внутреннее интеллектуально-волевое отношение субъекта к совершаемому им деянию.
- наказуемость. Данный признак обозначает, что за совершение данного деяния конкретной нормой КРФ об АП или закона субъекта РФ установлена именно административная ответственность.
Вина является обязательным условием привлечения к лица к административной ответственности, однако, традиционная концепция вины как психического отношения лица к совершенному им деянию, малоприменима к определению виновности юридических лиц. Юридическое лицо является абстрактной конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое не осуществляет никакой психической деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 21 апреля 2005 г. N 119-О указал, что положения ч. 2 ст. 2.1 КРФ об АП, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КРФ об АП) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КРФ об АП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. В то же время комментируемая статья содержит и исключение из этого правила. Не считается двойным наказанием привлечение за одно административное правонарушение к ответственности совершившего его юридического лица и конкретных виновных должностных лиц. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" (с послед. изм.) разъяснил, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения. Поскольку КРФ об АП не предусматривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юридическому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.
Административное правонарушение, так же как и уголовное, имеет состав (только не преступления, а проступка), который соответственно включает:
- объект;
- объективную сторону;
- субъект;
- субъективную сторону.
Данные элементы являются обязательными для полного и законченного состава правонарушения, что немаловажно при рассмотрении компетентными органами дел, вытекающих из административных правонарушений.
Объект правонарушения - совокупность правоотношений, охраняемых федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Особенная часть КРФ об АП в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения - физическими и юридическими лицами, а именно:
- административные правонарушения, посягающие на права граждан;
- административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность;
- административные правонарушения в области охраны собственности;
- административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования;
- административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике;
- административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель;
- административные правонарушения на транспорте.
Объективная сторона правонарушения любого правонарушения (будь то уголовное преступление или административный проступок) выражается в деянии виновного лица (действии или бездействии), которое причиняет вред юридическим правоотношениям в сфере административного регулирования. Деяние виновного лица образует "костяк" объективной стороны любого правонарушения. Кроме того, в объективную сторону правонарушения помимо деяния включаются предмет, место и время, а также средства и способ совершения правонарушения.
Для объективной стороны административного правонарушения свойственно действие или бездействие виновного лица. Иначе будет отсутствовать само событие правонарушения. В свою очередь, это будет означать отсутствие и самого состава правонарушения, в связи с чем лицо, привлекаемое к административной ответственности, не понесет наказания, так как оно соответственно не совершило самого действия. А раз нет деяния, нет и вины, ведь на основании одних лишь мыслей или намерений совершить какой-либо административный проступок административная ответственность не может быть применена. Данное правило проистекает из общего принципа российского права о презумпции невиновности, установленного ст. 1.5 КРФ об АП: "лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина". Примером изложенного служат статьи разд. II КРФ об АП, в частности неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума, принятого в пределах ее компетенции (ч. 1 ст. 5.3); уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ч. 1 ст. 7.2); нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов (ст. 11.5); нарушение правил въезда (прохода) в пограничную зону, временного пребывания, передвижения лиц и (или) транспортных средств в пограничной зоне (ч. 1 ст. 18.2) и т.д.
Таким образом, все составы правонарушений, предусмотренные административным законодательством, содержат указания на форму деяния виновного лица, хотя большинство правонарушений и выражается в форме действия.
Кроме указания на деятельную сторону виновного субъекта административного правонарушения в статьях Особенной части КРФ об АП могут содержаться прямые указания на конкретные критерии проступка, такие, как: систематичность, моральное и этическое отношение лица к совершаемому деянию и т.д. Например, осуществление работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей природной среды с грубым нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ч. 3 ст. 8.40), или по форме меры ответственности - санкции: "лишение права за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом...." (ч. 1 ст. 3.8).
Данный аспект объективной стороны носит квалифицирующий характер, от которого зависит степень общественной опасности проступка виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.
Субъект правонарушения. Действующее административное право содержит более широкий спектр субъектного состава административных правоотношений (виновная сторона дополнилась юридическими лицами) по сравнению с предыдущим Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.
Виновные лица - это физические и юридические лица, совершившие те или иные деяния, запрещенные действующим федеральным и региональным законодательством в сфере административного права.
Субъектом административного правонарушения является физическое лицо. Это означает, что, согласно нормам КоАП, к административной ответственности могут быть привлечены как граждане РФ, так иностранные граждане и лица без гражданства. Мы склонны считать, что иностранцы, включая лиц без гражданства, являются наравне с гражданами РФ общим субъектом административного права, а не специальным субъектом[1].
Граждане РФ. Конституционный и административный правовые статусы российского гражданина определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами[2], Кодексом об административных правонарушениях, Федеральным законом "О гражданстве РФ"[3] и иными федеральными законами и законами субъектов РФ с области административного права.
Граждане РФ в настоящее время - самый распространенный субъект административного права. Они могут выступать в качестве как общего субъекта административных правонарушений, так и специального субъекта - должностного лица. Статья 13 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ"[4] определяет, что только гражданин РФ может проходить государственную гражданскую службу: "гражданский служащий - это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы". Данное правовое определение продиктовано в первую очередь желанием государства и общества обеспечить свою защищенность и баланс интересов от вмешательства во внешние и внутренние дела РФ со стороны иностранцев и иностранных государств.
КРФ об АП и иное административное законодательство (федеральные или региональные нормативно-правовые акты) не содержат четкого определения об административной правосубъектности физического лица (правоспособности и дееспособности), поэтому, ссылаясь на ст. 60 Конституции РФ, предусматривающую, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, можно заключить, что административное право исходит из несколько иных принципов. Поскольку совершение административного проступка физическим лицом не несет той социальной опасности, которую представляет совершение тем же лицом уголовного преступления, т.е. менее социально опасно, санкция за содеянное будет менее жесткой по сравнению со схожим составом правонарушения в области уголовного права.
Таким образом, российский законодатель устанавливает и меньший возраст, с которого у физического лица наступает административная ответственность. Однако, сравнивая административную правосубъектность лица с его гражданской правосубъектностью, следует отметить, что утрата или ограничение дееспособности физического лица по основаниям, предусмотренным ст. 29-31 ГК РФ, ведет соответственно к утрате или ограничению административной правосубъектности этого же лица.
Статья 2.3 КРФ об АП устанавливает возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. В связи с этим ей подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Данное правило распространяется как на российских граждан, так и на иностранцев.
Иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с ее гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ"[5] иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицо без гражданства - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства соответственно.
Должностные лица и военнослужащие.
Специальным субъектом административных правоотношений в отличие от общего субъекта - "обычных" граждан - выступают лица, замещающие или осуществляющие определенные должности и функции соответственно. Это вызвано в первую очередь специализированным порядком привлечения их к административной ответственности (ст. 2.4 и 2.5 КРФ об АП).
Информация о работе Контрольная работа по «Административное право»