Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:19, реферат
В науке теории государства и права принято обращать внимание на многозначность термина “источники права”. Если исходить из общераспространенного термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
1. Общая характеристика источников Семейного права
2. Семейный кодекс как основной источник Семейного права
3. Международные нормы в семейном праве
4. Статьи об источниках Семейного права
Cодержание
1. Общая характеристика источников Семейного права
2. Семейный кодекс
как основной источник
3. Международные нормы в семейном праве
4. Статьи об
источниках Семейного права
1. Общая характеристика источников Семейного права
В науке теории государства и права принято обращать внимание на многозначность термина “источники права”. Если исходить из общераспространенного термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
Наряду с этим
источником права следует также
признать форму выражения
Форму, в которой выражена государственная воля, устанавливающая правила поведения, принято именовать источником права в юридическом смысле. В этом случае понятие “источник права” применяется как специальный юридический термин.
В советском правоведении выдвигается предложение, чтобы термин “источник права” применялся в его общеупотребляемом филологическом смысле. Понятие, которое вкладывается в термин “источник права” в юридическом смысле предлагалось определить как “форму права”.
Однако предложенная формулировка в нашей юридической литературе после длительных дискуссий была практически отвергнута. В настоящее время общепризнано, что “источник права” как специальный юридический термин, означающий определенное правовое понятие, имеет право на существование. Он является достаточно емким и комплексным, поскольку включает в себя не только указания на форму выражения правовой нормы, но и отражает специфику понятия, а именно то, что форма служит основанием признания данного правила поведения юридической нормой Алексеев С.С. Общая теория права, - М.: Юрид. лит.-ра. - 2002. - Т. 2. - С. 87.
Общетеоретичекие положения об источниках права вполне применимы к проблеме источников семейного права, являющегося составной частью или отраслью общей системы Российского права.
Если право в целом представляет систему юридических норм, регулирующих общественные отношения, то его источники есть форма юридического и формального выражения содержания правовых норм. Те формы (законы, подзаконные нормативные акты и т.д.), в которых выражаются (излагаются) письменно правовые нормы являются и фактическим источником в правопознавательной деятельности.
Применительно к семейному праву следует признать, что источниками семейного права являются те официально установленные юридические формы, в которых выражается содержание правовых норм, регулирующих семейные отношения.
Обычно в теории права называют четыре вида источников права: договор, санкционированный обычай, судебный прецедент и нормативный акт.
Правовой обычай - наиболее древняя форма права, т.е. источник права. Это правило, вошедшее в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. В современном законодательстве обычай упоминается отсылкой к нему в тексте закона. Так, в ст. 5 Гражданского кодекса РФ говорится о возможности применения обычая делового оборота в сфере предпринимательской деятельности.
Договор является источником права, если в нем содержатся общие правила, регулирующие отношения на будущее время и длительного характера. Его именуют нормативным договором. Нормативный договор, как правило, является источником международного права. Однако и во внутреннем праве не исключается возможность установления нормативных отношений в договорной форме, особенно в сфере коммерческих отношений, а также семейных отношений.
Судебный прецедент - как источник права. Его сущность заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Судебный прецедент получил значение источника права еще в Древнем Риме. Придание нормативной силы решению суда широко применялось и в средние века. Особенно распространение судебный прецедент получил в Англии и в странах, заимствовавших англосаксонское “общее” право.В нашей юридической литературе отношение к судебному прецеденту как источнику права традиционно негативное, хотя тон критических замечаний несколько смягчился.
Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Нормативный акт - это официальный документ, созданный (принятый, утвержденный и т.д.) компетентными органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), охраняемый и обеспечиваемый мерами государственного принуждения.
Как видно из сказанного, основным источником права в России являются нормативно-правовые акты государства Корельский В.М. Теория государства и права. - М: Юристъ. - 1998 г. - С. 287;.
В соответствии с Конституцией РФ в состав Семейного законодательства включаются Семейный кодекс РФ, другие федеральные законы, а также законы субъектов РФ.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, что закреплено и в п. 1 ст. 3 СК РФ.
Конституция РФ в ст. 7 установила, что: «Российская Федерация -- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».
Предметом особой заботы государства является забота о семье. В ст. 38 Конституции РФ провозглашено, что: «...материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитании -- равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Эта конституционная норма нашла свое полное отражение в Семейном кодексе РФ: в ст. 1 говорится, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
В своем значительном большинстве и другие статьи Семейного кодекса получили свое развитие из конституционных норм. Например, в соответствии со ст. 54, каждый ребенок имеет право: жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, на их заботу, на совместное проживание с ними. Данная конституционная норма напрямую связана с семейным законодательством.
Семейный кодекс РФ -- основной источник семейного права. Он был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г. и введен в действие 1 марта 1996 г.
Семейный кодекс РФ (состоит из восьми разделов) является основополагающим федеральным законодательным актом, определяющим всю систему семейного законодательства. В соответствии с ним могут приниматься другие федеральные законы и законы субъектов РФ. Нормы семейного права, содержащиеся в законах субъектов РФ, должны соответствовать Семейному кодексу РФ.
В отдельных
случаях для регулирования
· определение понятий семейной правоспособности и дееспособности (ст.ст. 17 и 21);
· применение исковой давности к семейным отношениям (ст.ст. 198--200 и 202--205);
· изменение и расторжение брачного договора (ст.ст. 450--453);
· признание брачного договора недействительным (ст.ст. 169, 176--179);
· установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми (ст.ст. 31--40) и др.
Субсидиарным (дополнительным) источником семейного права являются нормы ГК РФ, применяемые для регулирования тех семейных отношений, которые не урегулированы семейным законодательством. При этом нормы ГК РФ применяются к семейным отношениям постольку, поскольку они не противоречат существу семейных отношений (ст. 4 СК РФ). Если же и они отсутствуют, используется аналогия закона или права (ст. 5 СК РФ) - как семейного, так и гражданского Антокольская М.В. Семейное право. - М.:«Юристъ. - 2004. - С.36.
Ряд норм, касающихся регулирования семейных отношений, содержится в Жилищном, Трудовом, Земельном, Налоговом, Гражданском процессуальном и других кодексах.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов субъектов РФ (ст. 2 Семейного кодекса РФ). Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения, указанные в ст. 2 Семейного кодекса РФ, по вопросам, относящимся к ведению субъектов РФ Семейным кодексом РФ и по вопросам непосредственно этим кодексом неурегулированным.
В состав источников семейного права входят и принимаемые в соответствии с СК другие федеральные законы. Например, в развитие установленных в разделе VI СК «Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей» норм принят Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Этим Законом определены принципы, содержание и меры государственной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, он регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
За нарушение требований ряда норм семейного права установлена административная и уголовная ответственность, предусмотренная нормами КоАП РФ и УК РФ.
Законами субъектов РФ в соответствии с п. 2 ст. 3 СК могут регулироваться семейные отношения лишь в пределах, установленных СК. Во-первых, законы субъектов РФ регулируют семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным СК к ведению субъектов РФ: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13); выбор супругами двойной фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32); присвоение фамилии и отчества ребенку (п. 2 и 3 ст. 58); организация и деятельность органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121); определение дополнительных по сравнению с СК форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152).
Во-вторых, законы субъектов РФ в области семейных отношений могут приниматься по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это согласуется с принципом единства семейной политики на федеральном и региональном уровнях, что предполагает, в частности, дополнение и развитие субъектами РФ и органами местного самоуправления предоставленных семье федеральным законодательством минимальных социальных гарантий и льгот. Однако в любом случае законы субъектов РФ, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как СК (п. 2 ст. 3), так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит СК или федеральный закон Крашенинников П.В. Семейное право. - М.: Статут, 2008. - С.24..
К источникам семейного права относятся не только Конституция РФ, Семейный кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и законы субъектов Федерации, но и иные нормативные правовые акты, регулирующие семейные отношения, включая, в первую очередь, указы Президента РФ, которые, согласно ч. 2 ст. 90 Конституции РФ, обязательны для исполнения на всей территории России. Как правило, указы Президента по вопросам регулирования семейных отношений носят нормативный характер, то есть содержат общие правила, рассчитанные на многократное применение.
В основном, указами Президента утверждаются мероприятия общегосударственного уровня, имеющие комплексный характер (например, федеральные целевые программы по различным вопросам защиты семьи, материнства и детства), или определяются концептуальные подходы к решению проблем в данной сфере.
Как следует из п. 3 ст. 3 СК, Правительство РФ также вправе принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Семейного кодекса, других федеральных законов и указов Президента РФ. Однако в отличие от законов субъектов Федерации это возможно, согласно ч. 1 ст. 115 Конституции РФ и п. 3 ст. 3 СК, лишь в случаях, непосредственно предусмотренных СК, другими, федеральными законами, а также указами Президента РФ.