Международные нормы в семейном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:19, реферат

Описание

В науке теории государства и права принято обращать внимание на многозначность термина “источники права”. Если исходить из общераспространенного термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Содержание

1. Общая характеристика источников Семейного права
2. Семейный кодекс как основной источник Семейного права
3. Международные нормы в семейном праве
4. Статьи об источниках Семейного права

Работа состоит из  1 файл

Dokument_Microsoft_Word.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Статья  № 1

О понятии источников семейного права  России

Я.Ф. Фархутдинов, к.ю.н., доцент, Р.Р. Камалдинов, аспирант

(Опубликовано: Вестник ТИСБИ. - 2000. - № 3. Фархутдинов,  Я.Ф., Камалдинов Р.Р.)

В науке теории государства и права принято  обращать внимание на многозначность термина “источники права”. Если исходить из общераспространенного термина  “источник”, то в сфере права  под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также  признать форму выражения государственной  воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Форму, в которой выражена государственная воля, устанавливающая правила поведения, принято именовать источником права в юридическом смысле. В этом случае понятие “источник права” применяется как специальный юридический термин.

В советском  правоведении выдвигается предложение, чтобы термин “источник права” применялся в его общеупотребляемом филологическом смысле. Понятие, которое вкладывается в термин “источник права” в юридическом смысле предлагалось определить как “форму права”.

Однако предложенная формулировка в нашей юридической литературе после длительных дискуссий была практически отвергнута. В настоящее время общепризнано, что “источник права” как специальный юридический термин, означающий определенное правовое понятие, имеет право на существование. Он является достаточно емким и комплексным, поскольку включает в себя не только указания на форму выражения правовой нормы, но и отражает специфику понятия, а именно то, что форма служит основанием признания данного правила поведения юридической нормой.

Общетеоретические положения об источниках права вполне применимы к проблеме источников семейного права, являющегося составной частью или отраслью общей системы Российского права.

Если право  в целом представляет систему  юридических норм, регулирующих общественные отношения, то его источники есть форма юридического и формального выражения содержания правовых норм. Те формы (законы, подзаконные нормативные акты и т.д.), в которых выражаются (излагаются) письменно правовые нормы являются и фактическим источником в правопознавательной деятельности.

Применительно к семейному праву следует  признать, что источниками семейного  права являются те официально установленные  юридические формы, в которых  выражается содержание правовых норм, регулирующих семейные отношения.

В каких же формах возможно выражение семейно-правовых норм?

Обычно в теории права называют четыре вида источников права: договор, санкционированный  обычай, судебный прецедент и нормативный  акт.

Правовой обычай - наиболее древняя форма права, т.е. источник права. Это правило, вошедшее в привычку людей и соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением. В современном законодательстве обычай упоминается отсылкой к нему в тексте закона. Так, в ст. 5 Гражданского кодекса РФ говорится о возможности применения обычая делового оборота в сфере предпринимательской деятельности.

Договор является источником права, если в нем содержатся общие правила, регулирующие отношения  на будущее время и длительного  характера. Его именуют нормативным  договором. Нормативный договор, как правило, является источником международного права. Однако и во внутреннем праве не исключается возможность установления нормативных отношений в договорной форме, особенно в сфере коммерческих отношений, а также семейных отношений.

Судебный прецедент - как источник права. Его сущность заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Судебный прецедент получил значение источника права еще в Древнем Риме. Придание нормативной силы решению суда широко применялось и в средние века. Особенно распространение судебный прецедент получил в Англии и в странах, заимствовавших англосаксонское “общее” право. В нашей юридической литературе отношение к судебному прецеденту как источнику права традиционно негативное, хотя тон критических замечаний несколько смягчился.

Нормативный акт - доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Нормативный  акт - это официальный документ, созданный (принятый, утвержденный и т.д.) компетентными  органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения), охраняемый и обеспечиваемый мерами государственного принуждения.

Как видно из сказанного, основным источником права  в России являются нормативно-правовые акты государства.

При определении  источников семейного права, важно правильно очертить те общественные отношения, которые подпадают под регулирующее воздействие норм семейного права, и после этого ответить на вопрос о том, в какой форме или в каких формах выражаются эти нормы права.

Согласно ст. 2 Семейного кодекса РФ семейное законодательство устанавливает условия и порядок вступления в брак, превращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет форму и порядок устройства в семье детей, оставшихся без попечения родителей.

Таковы пределы  регулирующегося воздействия норм семейного права. Кодекс не указывает конкретные источники права, объединяя их под общим знаменателем законодательства. Законодательство - это не один закон, а совокупность нормативно-правовых актов. Если закон представляет нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, принятый высшим органом законодательной власти государства, то законодательство в широком его понимании составляет совокупность нормативных (законов и актов исполнительной власти) актов различного юридического уровня.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) семейное законодательство находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса  РФ и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов субъектов РФ (ст. 2 Семейного кодекса РФ). Законы субъектов РФ регулируют семейные отношения, указанные в ст. 2 Семейного кодекса РФ, по вопросам, относящимся к ведению субъектов РФ Семейным кодексом РФ и по вопросам непосредственно этим кодексом неурегулированным.

Нормы семейного  права, содержащиеся в законах субъектов  Российской Федерации, должны соответствовать  Семейному кодексу РФ. На основании  и во исполнение Семейного кодекса  РФ, других законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать нормативно-правовые акты в случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ, другими законами, указами Президента РФ. Таким образом, источники Российского Семейного права в основном состоят из федеральных законов, из указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, законов субъектов РФ.

Источниками Российского  семейного права могут быть признаны иностранные законы в пределах, предусмотренных  ст. 156-167 СК РФ. Кроме того, согласно ст.6 СК РФ в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены семейным законодательством, применяются правила международного договора. Следовательно, международные договоры также являются источником Российского семейного права. Других видов источников семейного права в России неизвестно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статья  № 2

Особенности международного усыновления

О. Косова, доцент Иркутского юридического института  Генеральной прокуратуры РФ

(О.С. Косова  Законность, 2001.)

Необходимость защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи, проживающие за пределами России, требует особого подхода к процедуре международного усыновления. Имевшиеся пробелы в правовом регулировании международного усыновления нередко приводили к существенным нарушениям прав детей, которые фактически становились объектом коммерческой деятельности. Международное усыновление в России из года в год растет: с 3251 в 1996 г. до 5604 в 1998 г. В Санкт - Петербурге, например, в 1999 г. усыновление детей иностранными гражданами составило примерно 85% от общего числа усыновленных детей, в Московской области каждый третий усыновленный ребенок выбывает за пределы государства.

Основные положения, касающиеся международного усыновления, закреплены в Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. (ст. ст. 20, 21). Это, во-первых, признание его в качестве альтернативного способа ухода за детьми, лишенными семейного окружения, допустимого лишь тогда, когда "обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным". Во-вторых, отнесение решения вопроса об усыновлении к ведению компетентных органов государства. В-третьих, необходимость, чтобы при усыновлении в другой стране относительно ребенка применялись те же гарантии и нормы, которые используются при внутригосударственном усыновлении. И, наконец, в-четвертых, недопущение, чтобы устройство ребенка приводило к получению неоправданных финансовых и иных выгод связанными с усыновлением лицами.

Эти принципы были в полной мере восприняты и закреплены в тексте специально посвященной  вопросам международного усыновления  Гаагской конвенции о защите детей  и сотрудничестве в отношении  иностранного усыновления от 29 мая 1993 г. В ней употребляется термин "иностранное усыновление", в целом созвучный термину "международное усыновление". Иностранное усыновление имеет место, "когда ребенок, постоянно проживающий в одном Договаривающемся государстве ("государство происхождения"), переехал, переезжает или должен переехать в другое Договаривающееся государство ("принимающее государство") либо после его усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, обычно проживающими в принимающем государстве, либо в целях такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения" (п. 1 ст. 2 Конвенции).

В Гаагской конвенции  нашли более детализированную форму  положения Конвенции ООН о  правах ребенка относительно усыновления, а также закреплен ряд новых  правил такого усыновления, например, относительно его признания (ст. ст. 23 - 26) и правовых последствий (п. 2 ст. 2, ст. ст. 26, 27); об использовании личных сведений, собранных или переданных в соответствии с конвенцией, только для соответствующих целей (ст. ст. 30, 31) и др. Особое значение имеют правила о соотношении норм конвенции с национальным законодательством стран - участниц (ст. 28) и международными договорами (ст. 39), о применении конвенции государствами, имеющими две и более правовых систем на своих территориях (ст. ст. 6, 36 - 38).

Многие положения Гаагской конвенции находят отражение в российском законодательстве. Ряд аналогичных правил был присущ отечественному семейному праву еще до принятия нового Семейного кодекса, некоторые были введены в него впоследствии путем принятия внутригосударственных актов.

В частности, созвучна положениям Гаагской конвенции норма  п. 1 ст. 165 СК о праве, применимом к  усыновлению российских детей иностранными гражданами. На территории РФ усыновление  и удочерение (как и их отмена) детей российских граждан иностранными гражданами или лицами без гражданства производится соответственно по законодательству государства, гражданином которого является усыновитель, или по законодательству государства, на территории которого усыновитель имеет постоянное место жительства на момент подачи заявления об усыновлении, удочерении (об их отмене). Помимо законодательства указанных выше государств должны также соблюдаться с учетом положений международного договора РФ о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей правила российского законодательства, а именно правила о детях, передаваемых на усыновление (ст. 124 СК); об учете таких детей и лиц, желающих усыновить ребенка (ст. 126); о процедуре усыновления (ст. 125); о требованиях к кандидатуре усыновителей (кроме абз. 8 п. 1 ст. 127); об условиях усыновления - разнице в возрасте между усыновителем и усыновленным (ст. 128), согласии родителей ребенка на усыновление (ст. 129) и возможности усыновления без их согласия (ст. 130, за исключением абз. 5), согласии ребенка на усыновление (ст. 132), согласии супруга усыновителя (ст. 133), согласии опекунов (попечителей), приемных родителей, руководителей учреждений, в которых находится ребенок (ст. 131).

Помимо требований, распространяющих свое действие как  на внутригосударственное, так и  на международное усыновление (например, возможность передачи на усыновление только несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения; освобождение заявителей по данной категории дел от уплаты государственной пошлины; обязательное личное присутствие заявителей в судебном заседании при рассмотрении дела; участие в деле органов опеки и попечительства и прокурора), в сфере международного усыновления действуют и специфические правила.

Информация о работе Международные нормы в семейном праве