Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:19, реферат
В науке теории государства и права принято обращать внимание на многозначность термина “источники права”. Если исходить из общераспространенного термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.
1. Общая характеристика источников Семейного права
2. Семейный кодекс как основной источник Семейного права
3. Международные нормы в семейном праве
4. Статьи об источниках Семейного права
Так, усыновление иностранными гражданами, лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на ее территории, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места проживания этих лиц (п. 4 ч. 1 ст. 124 СК).
Учет иностранных
граждан и лиц без гражданства,
желающих усыновить детей, производится
органами исполнительной власти субъектов
РФ или федеральным органом
Порядок такой деятельности и контроль за ее осуществлением в соответствии с п. 2 ст. 126.1 СК установлен Правительством РФ в постановлении от 28 марта 2000 г. "О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и контроле за ее осуществлением". В отличие от п. 2 ч. 2 ст. 126, где говорится об учете на региональном и федеральном уровнях лишь иностранных граждан и лиц без гражданства, нормы указанных Правил распространяют соответствующие процедуры дополнительно на граждан РФ, постоянно проживающих за пределами ее территории и желающих усыновить или удочерить ребенка.
Деятельность на территории России специально уполномоченных иностранными государствами органов и организаций по усыновлению детей может осуществляться в силу международного договора РФ или на основе принципа взаимности и не должна преследовать коммерческих целей. Порядок такой деятельности определяется Правительством РФ по представлению Министерства юстиции и Министерства иностранных дел РФ (п. 2 ст. 126.1 СК).
Указанные органы и организации вправе представлять интересы граждан РФ, постоянно проживающих за ее пределами, иностранных граждан и апатридов в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории России через свои представительства. Правительством РФ 28 марта 2000 г. принято постановление, регламентирующее порядок открытия и деятельности на российской территории представительств органов (организаций) иностранных государств по усыновлению.
В настоящее время действует разрешительный (аккредитационный) порядок открытия такого представительства. Аккредитация осуществляется Министерством образования РФ. Разрешение на открытие представительства может быть выдано только некоммерческим иностранным организациям, осуществляющим на основании лицензии деятельность по усыновлению на территории своего государства не менее пяти лет на момент подачи в установленном российским законодательством порядке заявления об аккредитации и представления всех необходимых документов. Решение вопроса об аккредитации представительства принимается Министерством образования РФ по согласованию с Министерствами иностранных дел, юстиции, здравоохранения РФ, Министерством труда и социального развития РФ. При положительном решении представительства аккредитуются сроком на один год, который впоследствии может быть продлен.
На основании
выданного разрешения осуществляется
обязательная регистрация открывшегося
представительства в
Российские дети могут передаваться на усыновление гражданам РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк сведений о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 2 ст. 124 СК).
Граждане РФ, постоянно проживающие за ее пределами, иностранцы и лица без гражданства, желающие усыновить детей, должны обращаться с заявлением об установлении усыновления не в районные (городские) суды общей юрисдикции, а в суды субъектов РФ (областные, краевые и другие суды этого уровня) по месту жительства ребенка (ст. 263.1 ГПК). Эти лица при обращении с заявлением об установлении усыновления помимо общего перечня необходимых документов обязаны представить дополнительно: заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, или для апатридов - государства, в котором они имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государства. Кроме того, в числе необходимых для усыновления документов, без которых не могут быть выданы сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление для его посещения по месту жительства (нахождения), пп. "е" п. 27 Правил передачи детей на усыновление называет "письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке".
Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК). Порядок постановки на учет определен в постановлении Правительства РФ от 29 марта 2000 г.
Постановка на
учет усыновленных детей - граждан РФ
осуществляется консульским учреждением
РФ, находящимся в пределах консульского
округа на территории государства проживания
усыновителей, а при отсутствии такого
учреждения - дипломатическим
Обязанность усыновителей
поставить усыновленного
Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Минобразования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.
Если же усыновление (удочерение) детей - граждан РФ на российской территории осуществляется лицами, хотя бы и являющимися иностранцами или лицами без гражданства, но состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, то применяется порядок усыновления, предусмотренный Семейным кодексом для граждан Российской Федерации. Иное может быть предусмотрено международным соглашением РФ (п. 1 ч. 3 ст. 165 СК).
На территории России международное усыновление имеет место не только в случаях усыновления детей - граждан РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, но и когда граждане Российской Федерации усыновляют детей, являющихся гражданами других государств. Тогда для установления усыновления становится необходимым получение согласия законного представителя ребенка и компетентного органа государства, гражданином которого является ребенок, а также, если это требуется в соответствии с законодательством указанного государства, согласие ребенка на усыновление.
Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на территории России, является соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несовершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК).
Усыновление (удочерение)
детей - граждан Российской Федерации,
проживающих за пределами ее территории,
может производиться в
Пчелинцева Людмила Михайловна - профессор кафедры гражданского права Военного университета (г. Москва).
(Пчелинцева Л.М.Журнал российского права, 1998)
В соответствии с п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 3 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В законодательстве ряда субъектов Федерации также находит закрепление этот конституционный принцип. В некоторых из актов предусматривается осуществление наряду с федеральными мерами и иных мероприятий, в том числе законодательного характера, включая разработку и принятие областных и местных программ поддержки семьи, материнства и детства . Нередко функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данной сфере конкретизируются и уточняются. Например, п. "и" ст. 15 Устава - Основного закона города Москвы от 28 июня 1995 года установлено, что непосредственно в ведении города находятся городские вопросы образования, воспитания, защиты семьи, охраны материнства, отцовства и детства. При этом координация работы по реализации федеральных, городских и окружных программ по социальной защите семьи, детей - сирот, подростков и молодежи, а также контроль за работой комиссий по делам несовершеннолетних, по вопросам опеки и попечительства и соблюдения прав детей в районе возложены на префектов административных округов. В свою очередь, глава управы района (лично или через подразделения администрации района) представляет префекту предложения по организации и финансированию работы с детьми, молодежью и семьей, разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, руководит работой комиссий по делам несовершеннолетних и по защите прав детей и подростков.
Как установлено п. 2 ст. 3 СК, семейное законодательство включает не только Кодекс и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, но также и законы субъектов Российской Федерации, которые регулируют, прежде всего, семейные отношения по вопросам, непосредственно отнесенным к ведению субъектов Российской Федерации. К ним, в частности, относится: установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК); выбор супругами фамилии при заключении брака (п. 1 ст. 32 СК); присвоение фамилии ребенку (п. 3 ст. 58 СК); вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК); определение дополнительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК); установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье (п. 1 ст. 152 СК).
Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне,
При этом в любом случае законы субъектов Российской Федерации, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Кодексу, так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит федеральный закон. Таковы принципиальные условия законодательной деятельности субъектов Российской Федерации в сфере регулирования семейных отношений.
Изучение нормативной базы ряда регионов России свидетельствует о том, что после принятия СК семейное законодательство субъектов Российской Федерации в основном совершенствуется по следующим основным направлениям:
1. Установление
порядка и условий, при
Предоставление субъектам Российской Федерации возможности устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, является новеллой СК и в то же время наглядно демонстрирует возрастающую роль в урегулировании семейных отношений законодательства отдельных регионов. Данное положение начинает активно применяться на практике. Так, в 1996 - 1997 гг. приняты специальные законы и иные нормативные акты в Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тверской областях. Особые обстоятельства (уважительные причины), дающие основания на ранние браки, чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрезвычайные обстоятельства. Например, ст. 3 Закона Вологодской области от 14 августа 1996 г. N 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" таким обстоятельством признан предстоящий призыв жениха на военную службу.