Международные нормы в семейном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 02:19, реферат

Описание

В науке теории государства и права принято обращать внимание на многозначность термина “источники права”. Если исходить из общераспространенного термина “источник”, то в сфере права под ним нужно понимать силу, созидающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Содержание

1. Общая характеристика источников Семейного права
2. Семейный кодекс как основной источник Семейного права
3. Международные нормы в семейном праве
4. Статьи об источниках Семейного права

Работа состоит из  1 файл

Dokument_Microsoft_Word.doc

— 181.50 Кб (Скачать документ)

Решение о снижении брачного возраста (до четырнадцати или  до пятнадцати лет) обычно принимается  соответствующими компетентными органами (главой областной (городской, районной) администрации или уполномоченными ими должностными лицами) по заявлениям несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, и их родителей при обязательном представлении документов, подтверждающих наличие особых обстоятельств для заключения брака (ст. 3 Закона Московской области от 15 мая 1996 г. N 9/90 "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" с изменениями, внесенными Законом Московской области от 9 апреля 1997 г. N 20/97; ст. 4 Закона Орловской области от 21 апреля 1997 г. N 33-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"; ст. 2, 5 Закона Ростовской области от 12 мая 1996 г. N 18-ЗС "Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области"; ст. 3 Закона Рязанской области от 14 января 1997 года "О порядке и условиях разрешения вступления в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет".

Примечательно, что законодательством некоторых регионов также установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак (ст. 2 Закона Калужской области от 6 июня 1997 г. N 10-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Калужской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"; ст. 8 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области" с изменениями, внесенными Законом Новгородской области от 25 октября 1996 г. N 72-ОЗ; ст. 2 Закона Мурманской области от 18 ноября 1996 г. N 42-01-ЗМО "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

2. Вопросы организации  и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК).

Нормы принципиального  характера о защите прав детей - сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, закреплены в уставном законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 121 СК защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Указанная их обязанность предполагает выполнение следующих основных функций: выявление и учет таких детей (ст. 122 СК); избрание форм их устройства в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей (ст. 123 СК); осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 142, 145, 147, 155 СК). Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству, которые реализуются путем принятия соответствующих решений (постановлений, распоряжений) руководителем (главой) органа местного самоуправления, конкретное наименование должности которого устанавливается, исходя из местных традиций, и закрепляется в законе (уставе) о местном самоуправлении. Например, органом власти района города Москвы является районная управа, состоящая из районного собрания и главы управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района. Поэтому все функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет глава управы района (лично или через подразделения администрации района) в порядке, установленном ст. 5 - 6 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве".

При установлении факта отсутствия попечения родителей  данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета утвержденной формы. В том случае, если ребенок  в течение одного месяца со дня  его первичной регистрации не был передан на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В частности, в столице формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г. Москвы, возложены на Комитет образования.

Согласно ст. 123 СК дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Кроме того, программой социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 222, в перспективе предусмотрено дальнейшее расширение государственной поддержки развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

С принятием  Кодекса появилась возможность  использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Отсюда следует, что теоретически допускается использование различных известных ранее способов устройства детей - сирот (включая патронат, патронаж, так называемое "свободное воспитание" и т.п.), но только при условии закрепления этих форм в законах субъектов Российской Федерации.

Особенно важно, что выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу - интернат, назначение опекуна и т.п.). Непосредственно полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены не только в СК (ст. 121 - 123, 125, 129, 140, 145 - 147, 154 и др.), Гражданском кодексе (ст. 31 - 41), Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ст. 263.2 - 263.3), но и в законах субъектов Российской Федерации, конкретизирующих правовой статус этих органов в рассматриваемой сфере деятельности.

Обновленные специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства приняты в ряде субъектов Российской Федерации уже после принятия СК (Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 года "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области"; Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 года "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области"; Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 года N 7-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" и др.) и предусматривают меры по защите прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Установление  размера оплаты труда приемных  родителей и льгот, предоставляемых  приемной семье в зависимости  от количества принятых на воспитание детей (ст. 152 СК).

В соответствии с п. 2 ст. 151 СК Постановлением Правительства  Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 утверждено Положение о приемной семье. Установлено, что приемная семья  образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. В соответствии со ст. 152 СК размер оплаты труда приемных родителей устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. В таком же порядке приемным семьям могут предоставляться льготы различного характера. Отдельные нормы о льготах имеются в федеральном законодательстве, но они носят рекомендательный характер и касаются только приемных семей, создающих крестьянское (фермерское) хозяйство. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 (п. 3) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: а) выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; б) предоставлять преимущественное право на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; в) предоставлять беспроцентные ссуды для нового строительства или расширения существующих жилых помещений; г) принимать меры по освобождению в первые два года после образования от уплаты местных налогов; д) выделять в первоочередном порядке долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей; е) оказывать помощь в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв. Эти рекомендации Правительства Российской Федерации закреплены в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации.

В целом же законодательство субъектов Федерации содержит нормы  о льготах приемным семьям (без ограничения в зависимости от каких-либо видов их деятельности) значительно более широкого объема. В настоящее время целевые законодательные и иные нормативные акты о предоставлении различных льгот приемным семьям приняты в Белгородской, Волгоградской, Курской, Липецкой, Пермской, Свердловской, Тюменской, Ярославской и других областях. Их анализ позволяет выделить основные виды льгот социального и жилищного характера, предоставляемых в регионах приемным семьям:

предоставление  скидки в размере до 50 процентов за квартирную плату, плату за коммунальные услуги и телефон

предоставление  земельного участка с освобождением  от уплаты земельного налога

преимущественное  право на получение санаторно-курортных  путевок, в том числе бесплатных, в лечебно - оздоровительные учреждения;

предоставление  приемным родителям ежегодных отпусков повышенной продолжительности - от 42 до 56 дней.

В некоторых  регионах приемные семьи по льготам  приравниваются к многодетным семьям без конкретизации имеющихся  у них дополнительных прав и преимуществ

Что касается размера  оплаты труда приемных родителей, то этот вопрос решается на местах по-разному. Как правило, за основу берутся различные  ставки оплаты труда педагогических работников или минимальный размер оплаты труда. Например, ст. 9 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве" закреплено, что заработная плата приемных родителей, имеющих на воспитании трех и более приемных детей, устанавливается в размере ставки одиннадцатого разряда Единой тарифной сетки для педагогических работников учреждений образования. В ст. 9 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области" установлено, что труд приемных родителей оплачивается в размере максимальной ставки оплаты труда воспитателя (без категории) по Единой тарифной сетке без учета стажа работы пропорционально количеству находящихся на воспитании детей. При этом предусмотрено, что за воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста или имеющего отклонения в физическом или психическом развитии, дополнительно выплачивается не менее 50% минимального размера оплаты труда. Примерно такой же порядок оплаты труда приемных родителей предусмотрен ст. 2 Закона Белгородской области от 14 июля 1997 г. N 124 "О приемной семье", ст. 1 Закона Курской области от 10 июня 1997 г. N 11-ЗКО "Об оплате труда приемных родителей (родителя) и льготах, предоставляемых приемной семье".

В отдельных  субъектах Федерации оплата труда приемных родителей устанавливается исходя из минимального размера оплаты труда. Так, в ст. 4 Закона Липецкой области от 5 июля 1997 г. N 72-ОЗ "О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области" определено, что оплата труда приемных родителей составляет от трех до девяти минимальных размеров оплаты труда в зависимости от количества взятых на воспитание детей. В Ярославской области ежемесячная оплата труда приемных родителей, взявших на воспитание трех детей, составляет пять минимальных размеров оплаты труда с повышением на тридцать процентов за каждого последующего за третьим ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Статья  4. Определение порядка учета лиц, желающих усыновить детей (п. 2 ст. 126 СК).

Порядок учета  лиц, желающих усыновить детей, не подлежит правовому регулированию на федеральном уровне, так как согласно п. 2 ст. 126 СК он должен быть определен органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, что достаточно активно реализуется на практике. Нормативные акты по данному вопросу приняты в Архангельской, Владимирской, Липецкой, Мурманской, Новосибирской, Нижегородской, Новгородской, Пензенской, Тверской, Ярославской областях, Ставропольском крае и ряде других регионов страны.

Как правило, учет кандидатов в усыновлении осуществляется соответствующими органами управления образованием (п. 2 ст. 5 Закона Архангельской области от 18 декабря 1996 г. N 12-5-ОЗ "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области"; п. 2.1 Положения о порядке учета лиц, желающих усыновить детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории Липецкой области, утвержденного Постановлением главы администрации Липецкой области от 19 февраля 1996 года N 60; п. 2 ст. 5 Закона Мурманской области от 16 июня 1997 г. N 70-01-ЗМО <3>) или созданными на их основе или с их участием специализированными центрами по усыновлению (ст. 11 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области"; п. 2 Постановления администрации Владимирской области от 6 ноября 1996 г. N 525 "О порядке учета лиц, желающих усыновить детей во Владимирской области" и др.).

Основанием для  постановки граждан на учет в качестве кандидатов в усыновители является заключение о возможности граждан (гражданина) быть усыновителями (усыновителем) с учетом ограничений, установленных Кодексом (ст. 127 - 128 СК). Оно составляется по результатам рассмотрения заявления лиц, желающих усыновить ребенка. К этому заявлению обычно прилагаются следующие документы: справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах, заверенной в установленном порядке; копия финансового лицевого счета с места жительства; копия свидетельства о браке (если состоят в браке); медицинская справка государственного или муниципального лечебно - профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка; а также иные документы. Кроме того, лицо, обращающееся с просьбой об усыновлении, должно предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

Информация о работе Международные нормы в семейном праве