Особенности реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть особенности реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;
2. На основании теоретического анализа, систематизировать знания о реализации государственной политики в сфере культуры;
3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе подходы к данной проблеме.
4. Предложить собственное видение решения существующих проблем в области реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие культуры, ее сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Теоретические аспекты реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Система показателей оценки эффективности управления в сфере культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1. Характеристика социальной сферы Копейского городского округа . 20
2.2. Анализ эффективности управления в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Культура копейска.doc

— 291.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.1. Понятие культуры, ее сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1.2. Теоретические аспекты реализации  государственной политики в сфере  культуры на территории Копейского  городского округа . . . . . . . . . . . . . .  10

1.3. Система показателей оценки  эффективности управления в сфере  культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ  НА ТЕРРИТОРИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО  ОКРУГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

2.1. Характеристика социальной сферы  Копейского городского округа .  20

2.2. Анализ эффективности  управления в сфере культуры  на территории Копейского городского  округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Культура – многоплановое понятие. Культура представляет собой инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем  на сегодняшний день.

Понятие культуры характеризует  специфическую сторону жизнедеятельности  человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной).

Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого  сообщества.

Оптимальная культурная политика исходит из совокупности универсальных общечеловеческих норм и ценностей, отечественных традиций. Такой подход к ее определению учитывает всю палитру этнической и региональной культур, соединяет их в единое культурное пространство.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что мировое сообщество всё больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций. Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это "вторая природа". Перспективы развития мирового сообщества XX-XXI вв. всё более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Они обостряют и активизируют глобальные, региональные и конкретно - локальные экологические и социальные проблемы, создают опасность для жизнедеятельности людей. Отсюда следует, что данная тема является актуальной, особенно в наше время, когда возрастает агрессивность человека и антикультурность его поведения. 

Актуальность данного  исследования определила цель и задачи работы.

Цель работы – рассмотреть  особенности реализации государственной  политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать культуру  как многоплановое понятие;

2. На основании теоретического  анализа, систематизировать знания  о реализации государственной  политики в сфере культуры;

3. Систематизировать  и обобщить существующие в  специальной литературе подходы к данной проблеме.

4. Предложить собственное  видение решения существующих  проблем в области реализации  государственной политики в сфере  культуры на территории Копейского городского округа.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

 

 

1.1 Понятие культуры, ее  сущность

 

 

 

В основном, под культурой  понимают человеческую деятельность в  ее самых разных проявлениях, включая  все формы и способы человеческого  самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков,  
умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.

Культура – многоплановое  понятие. Прежде всего, культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.

Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид  среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только не помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.

Культура - это также  усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой  и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.

Некоторые виды поведения  могут быть результатом конкретных специфических обстоятельств жизни  группы, зависеть от климата, географического положения, проявляться в момент опасности, открытия. Часто члены группы упорно сохраняют поведение, причина которого давно забыта. Такое поведение также является частью культуры.

По определению Ф. Кробера  и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой - как создание условий для элементов будущего действия.

Таким образом, культура - это то, что:

- разделяется всеми  или почти всеми членами некоторой социальной группы;

- передается старшими  членами группы младшим;

- формирует поведение  (мораль, законы, обычаи).

В процесс человеческого  развития общества и институты были созданы вокруг доминирующей деятельности, распространенной в определенном месте в определенное время. Ранняя человеческая культура, например, была организована вокруг охоты; до сих пор имеются племена, все еще живущие таким образом.

Затем господствующей тенденцией человечества стала стадия развития рабочей культуры, сосредоточенной вокруг сельского хозяйства; этот сельскохозяйственный образ жизни существует в прединдустриальных нациях.

В течение последних  двух-трех сотен лет доминирующим стилем работы стал индустриальный, сосредоточенный  вокруг фабричной системы и городского образа жизни.

В настоящее время  считается, что происходит переход  к постиндустриальной рабочей культуре, сосредоточенной на обработке информации и оказании услуг.

Культура через экономику  определяет ценность и необходимость  работы для конкретной группы. В  некоторых культурах все члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном отношении; вместо этого подчеркивается роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сегментацию профессиональной деятельности.

Многообразие существующих в мире философских и научных определений культуры не позволяет сослаться на это понятие как на наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и требует более четкой и узкой его конкретизации.

В таблице 1.1 представлены понятия культуры разных авторов, проведен анализ их содержательности.

Таблица 1.1

Определение культуры

Автор

Содержание

Достоинства

Недостатки

Э.Тейлор

Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

Акцентирует внимание на предметном содержании культуры

Определение исходит  из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская

Продолжение таблицы 1.1

     

из виду постоянное появление  новаций

У. Самнер, А. Келлер

Культура — это  совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям, которое  обеспечивается путем сочетания  таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству

Адаптивное определение, подчеркивающее процесс адаптации  человека к окружающей среде, к его  жизненным условиям

Определение подчеркивает лишь отдельные аспекты, сужая понятие  культуры.

Э Сепир

Культура — это  социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни.

Определение подчеркивает, что культура является продуктом  истории общества и развивается  путем передачи приобретенною опыта  от поколения к поколению

Культура рассматривается  только как стабильное явление


 

Окончание таблицы 1.1

А. Белый

Понятие „культура“ отличается необыкновенной сложностью; культура — цельность, органическое соединение многих сторон человеческой деятельности; проблемы культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, наука,  
личность и общество; культура есть стиль жизни, и в этом стиле она есть творчество самой жизни, но не бессознательное, а —осознанное; культура определяется ростом человеческого самосознания; она есть рассказ о росте нашего „Я“; она — индивидуальна и универсальна одновременно; она предполагает пересечение индивидуума и универса.

Определение делает упор на связь культуры с психологией  поведения людей и видящие  в ней социально обусловленные  особенности человеческой психики

Определение не учитывает  то, что культура является продуктом  истории общества


В повседневной жизни  понятие культуры употребляется  как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой  подразумевают определенную сферу  жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой  понимается совокупность духовных ценностей  и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного  развития духовных достижений («культурный  человек» в значении воспитанный, «культура  рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.

В современном языке  термин "культура" употребляется  очень часто преимущественно в двух значениях — "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.

Если нечто направлено на уничтожение создаваемых человеком  позитивных ценностей, то это нечто  необходимо называть не культурой, а  антикультурой. Критерием здесь выступает человек, мера его развития. И тогда культура — только то, что содействует развитию, а не деградации человека.

Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует  в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право).

Во втором — она  ограничивается историей и теорией  художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.

Второй, узкий подход предполагает, что культура — это  а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество - в обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни.

 

 

 

1.2. Теория реализации  государственной политики в сфере  культуры на территории Копейского городского округа

 

 

 

Оптимальная культурная политика исходит из совокупности универсальных  общечеловеческих норм и ценностей, отечественных традиций. Такой подход к ее определению учитывает всю  палитру этнической и региональной культур, соединяет их в единое культурное пространство.

Методологически правильно  рассматривать культурную политику в широком и узком, прикладном смысле. В широком плане она  учитывает культурные аспекты всех государственных программ экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные и региональные программы создания производственной инфраструктуры должны быть непременно подвергнуты обязательным гласным и независимым экспертизам специалистов в области культуры. В узком смысле слова культурная политика предполагает разработку концепции функционирования и дальнейшего прогресса систем образования, науки, культуры, создание в этих целях совокупности норм и принципов, предопределяющих содержание, развитие, распространение культуры, регулирование тенденций прогресса духовно ценностных аспектов общественной жизни[3].

Информация о работе Особенности реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа