Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:01, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть особенности реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;
2. На основании теоретического анализа, систематизировать знания о реализации государственной политики в сфере культуры;
3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе подходы к данной проблеме.
4. Предложить собственное видение решения существующих проблем в области реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие культуры, ее сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Теоретические аспекты реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . 10
1.3. Система показателей оценки эффективности управления в сфере культуры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.1. Характеристика социальной сферы Копейского городского округа . 20
2.2. Анализ эффективности управления в сфере культуры на территории Копейского городского округа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Понятие культуры, ее сущность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.2. Теоретические аспекты
1.3. Система показателей оценки
эффективности управления в
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Характеристика социальной
2.2. Анализ эффективности
управления в сфере культуры
на территории Копейского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Культура – многоплановое понятие. Культура представляет собой инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.
Изучение понятия культуры – одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Понятие культуры характеризует
специфическую сторону
Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого сообщества.
Оптимальная культурная политика исходит из совокупности универсальных общечеловеческих норм и ценностей, отечественных традиций. Такой подход к ее определению учитывает всю палитру этнической и региональной культур, соединяет их в единое культурное пространство.
Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что мировое сообщество всё больше внимания обращает на состояние культуры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций. Культура является основополагающим, исторически длительно действующим показателем творчества людей, соотнесения уровней и качества развития сообществ и отдельных народов, критерием оценки исторического пути и перспективности крупных социальных субъектов, каждой отдельной личности. Культура - это "вторая природа". Перспективы развития мирового сообщества XX-XXI вв. всё более определяются кризисными явлениями, которые возникают в лоне культуры как её антиподы и показатели культурного несовершенства человека. Они обостряют и активизируют глобальные, региональные и конкретно - локальные экологические и социальные проблемы, создают опасность для жизнедеятельности людей. Отсюда следует, что данная тема является актуальной, особенно в наше время, когда возрастает агрессивность человека и антикультурность его поведения.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы.
Цель работы – рассмотреть особенности реализации государственной политики в сфере культуры на территории Копейского городского округа.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать культуру как многоплановое понятие;
2. На основании теоретического
анализа, систематизировать
3. Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе подходы к данной проблеме.
4. Предложить собственное
видение решения существующих
проблем в области реализации
государственной политики в
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие культуры, ее сущность
В основном, под культурой
понимают человеческую деятельность в
ее самых разных проявлениях, включая
все формы и способы
умений и знаний).
Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура – многоплановое понятие. Прежде всего, культура - это инструмент, необходимый для выживания человечества; механизм, позволяющий людям справляться с обстоятельствами, в которых они находятся. В этом смысле культура – это сообщаемое знание, которое передается от поколения к поколению, чтобы помочь членам групп жить в определенном времени, месте или ситуации.
Культура - это явление, которое выделяет человеческий вид среди других живых существ. В соединении с биологической эволюцией культура не только не помогла человечеству выжить, но и расти и развиваться на этой планете и даже в космосе.
Культура - это также усвоенное поведение и знание, которое интегрируется группой и разделяется членами группы. Групповые убеждения и практика становятся привычными, традиционными и отличают одну группу (цивилизацию, страну или организацию) от другой.
Некоторые виды поведения
могут быть результатом конкретных
специфических обстоятельств
По определению Ф. Кробера и Ф. Клукхона, культура - это отличительная особенность человеческих групп и состоит из явных и неявных устойчивых повторяющихся способов поведения. Основа культуры включает традиционные, имеющие исторически обусловленное происхождение идеи и специфику их прикладного использования. Системы культуры могут, с одной стороны, рассматриваться как продукт деятельности людей, с другой - как создание условий для элементов будущего действия.
Таким образом, культура - это то, что:
- разделяется всеми
или почти всеми членами некото
- передается старшими членами группы младшим;
- формирует поведение (мораль, законы, обычаи).
В процесс человеческого развития общества и институты были созданы вокруг доминирующей деятельности, распространенной в определенном месте в определенное время. Ранняя человеческая культура, например, была организована вокруг охоты; до сих пор имеются племена, все еще живущие таким образом.
Затем господствующей тенденцией человечества стала стадия развития рабочей культуры, сосредоточенной вокруг сельского хозяйства; этот сельскохозяйственный образ жизни существует в прединдустриальных нациях.
В течение последних двух-трех сотен лет доминирующим стилем работы стал индустриальный, сосредоточенный вокруг фабричной системы и городского образа жизни.
В настоящее время считается, что происходит переход к постиндустриальной рабочей культуре, сосредоточенной на обработке информации и оказании услуг.
Культура через экономику определяет ценность и необходимость работы для конкретной группы. В некоторых культурах все члены участвуют в желательной и заслуживающей внимания деятельности, но их членство не измеряется стоимостью работы в денежном отношении; вместо этого подчеркивается роль и значение работы для объединения. Культура определяет условия, возможности и сегментацию профессиональной деятельности.
Многообразие существующих
в мире философских и научных
В таблице 1.1 представлены понятия культуры разных авторов, проведен анализ их содержательности.
Таблица 1.1
Определение культуры
Автор |
Содержание |
Достоинства |
Недостатки |
Э.Тейлор |
Культура — комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. |
Акцентирует внимание на предметном содержании культуры |
Определение исходит из представлений о стабильности и неизменности социального опыта, упуская |
Продолжение таблицы 1.1 | |||
из виду постоянное появление новаций | |||
У. Самнер, А. Келлер |
Культура — это совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям, которое обеспечивается путем сочетания таких приемов, как варьирование, селекция и передача по наследству |
Адаптивное определение, подчеркивающее процесс адаптации человека к окружающей среде, к его жизненным условиям |
Определение подчеркивает лишь отдельные аспекты, сужая понятие культуры. |
Э Сепир |
Культура — это социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни. |
Определение подчеркивает, что культура является продуктом истории общества и развивается путем передачи приобретенною опыта от поколения к поколению |
Культура рассматривается только как стабильное явление |
Окончание таблицы 1.1 | |||
А. Белый |
Понятие „культура“ отличается
необыкновенной сложностью; культура —
цельность, органическое соединение многих
сторон человеческой деятельности; проблемы
культуры в собственном смысле возникают уже тогда, когда сорганизованы: быт, искусство, |
Определение делает упор на связь культуры с психологией поведения людей и видящие в ней социально обусловленные особенности человеческой психики |
Определение не учитывает то, что культура является продуктом истории общества |
В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.
В современном языке термин "культура" употребляется очень часто преимущественно в двух значениях — "широком" и "узком". В широком смысле к культуре относят все общепринятые, утвердившиеся в обществе формы жизни — обычаи, нормы, институты, включая государство и экономику. В "узком смысле" границы культуры совпадают с границами сферы духовного творчества, с искусством, нравственностью, интеллектуальной деятельностью.
Если нечто направлено
на уничтожение создаваемых
Думается, что оба значения, широкое и узкое, имеют равные права, а употреблять их следует в зависимости от ситуации и контекста. Разница между ними состоит вот в чем. В первом случае культура включает в себя социальные проблемы, в частности, социальные институты (религию, науку, семью, экономику, право).
Во втором — она ограничивается историей и теорией художественной культуры, искусства. В первом случае больший акцент поставлен на социологических, антропологических, этнографических методах и данных, во втором — на искусствоведческих, философских и литературоведческих.
Второй, узкий подход предполагает, что культура — это а) сфера общества, б) аспект общества или видов общественной деятельности. Это разные вещи. При «сферной» трактовке все общество разделяют на несколько сфер — социальную, экономическую, политическую и культурную. Культурная сфера представляет один из сегментов общества. При «аспектном» подходе общество также разделяют на сферы. Например, нижегородские культурологи выделяют восемь сфер: экономическая, экологическая, педагогическая, управленческая, научная, художественная, медицинская, физкультурная. Но могут быть те же четыре главных сферы, указанные выше. Их количество здесь не так важно, как качество - в обществе существует столько культур, сколько существует сфер общественной жизни.
1.2. Теория реализации
государственной политики в
Оптимальная культурная политика исходит из совокупности универсальных общечеловеческих норм и ценностей, отечественных традиций. Такой подход к ее определению учитывает всю палитру этнической и региональной культур, соединяет их в единое культурное пространство.
Методологически правильно рассматривать культурную политику в широком и узком, прикладном смысле. В широком плане она учитывает культурные аспекты всех государственных программ экономического, экологического, социального, национального развития. В этих целях федеральные и региональные программы создания производственной инфраструктуры должны быть непременно подвергнуты обязательным гласным и независимым экспертизам специалистов в области культуры. В узком смысле слова культурная политика предполагает разработку концепции функционирования и дальнейшего прогресса систем образования, науки, культуры, создание в этих целях совокупности норм и принципов, предопределяющих содержание, развитие, распространение культуры, регулирование тенденций прогресса духовно ценностных аспектов общественной жизни[3].