Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:07, реферат
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка
изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в
нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в
журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой
«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией
стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более
того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения
новых функций, присущих современной России.
Введение
Глава 1. Понятие механизма государства.
Понятие и значение функций государства.
Формы и методы реализации функций государства.
Основные внутренние и внешние функции государства.
Заключение.
Список литературы.
Глава 1. Понятие
и содержание функции
Глава 2. Признаки функций государства. 12
Глава 3. Развитие
функций государства.
12
Раздел II. Классификация
функций государства.
15
Глава 1. Критерии классификации. 15
Глава 2. Внутренние
и внешние функции государства.
А) Подходы к классификации внутренних и внешних функций. 19
Б) Внутренние функции государства. 22
В) Внешние функции государства 25
Глава 3. Эволюция
и особенности функций
Заключение. 33
Список использованной
литературы. 35
Введение
Глава 1. Понятие механизма государства.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Вопрос о функциях государства
на любом этапе развития
из важнейших в общей теории государства.
Это связано, во-первых, с тем, что в функциях проявляется сущность
государства, его социальное назначение. Поэтому познание функций служит
предпосылкой познания главного и определяющего в государстве. Во-вторых,
функции государства определяют его структуру. Иными словами, структура
государственной деятельности определяется системой тех общественных
отношений, но которые
государство оказывает
невозможно характеризовать в отрыве от системы регулируемых государством
общественных отношений. Изменение функций неизбежно ведёт к изменению
структуры.
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка
изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в
нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в
журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой
«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией
стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более
того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения
новых функций, присущих современной России.
И наконец, вопрос функций
дискуссионным. Существуют различные подходы к их определению и
классификации. В юридической литературе встречаются во многом
противоположные точки зрения по этому вопросу, а на страницах журналов
зачастую можно обнаружить критические отзывы о вышедших из печати новых
учебниках и монографиях.
В советское время, насколько это было возможно, данным вопросом
занимались многие ученые. Работы М.И.Байтина, Н.В.Черноголовкина,
В.В.Лазарева используются в моей работе. Именно в период СССР зарождались
основные споры по этому вопросу, появлялись первые научные исследования,
оформлялись точки зрения. С начала 90-х гг. XX в. своих трудах также
значительное место уделяли проблемам функций государства М.Н.Марченко,
С.А.Комаров, А.Б.Венгеров. Они не ограничивались формальным изложением
темы, останавливаясь на принципиальных спорных вопросах.
Цель моей работы – наиболее полно раскрыть понятие «функции
государства», с учетом специфики российского государства, и условий
сложившихся к 2002 году.
Достижение таковой цели
- раскрытие понятия функции государства, его неоднозначности, позиций
различных ученых в определении функций государства;
- раскрытие сущности функций государства с учетом тенденций изменения
самого
государства в последние
- выделение формальных признаков функций государства;
- характеристика
различных классификаций
новейших критериев классификации; отношение современных ученых к
общепризнанным в советское время критериям классификации;
- проследить эволюцию функций советского государства, а затем
проанализировать предложения современных ученых о выделении новых
функций, характерных для России;
- кратко рассмотреть
взгляды зарубежной
сущность
и классификацию функций
Данная курсовая работа посвящена такой теме Теории государства и права, как “Функции государства”. Эта тема актуальна для современного общества, так как при переходе к рыночной экономике и кардинальном реформировании социально-экономических отношений нашего общества важную роль играет изучение таких понятий в формирующемся правовом государстве. Особенно актуальна эта проблема для нашего общества в условиях бурного обновления законодательства, в период кризиса жизненных ценностей, которые переживает современное общество.
Цель данной работы попытаться осветить основные формы и методы осуществления функций государства.
Структура данной курсовой работы следующая: в первой главе дан общий обзор функций государства, далее дано подробное описание классификации функций государства, что соответствует поставленным целям и задачам.
В процессе работы была использована научная и периодическая литература.
Думаю, что знание таких понятий, как функции государства, является сегодня совершенно необходимым условием формирования нашего мировоззрения и юридического профессионализма. Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым.
Вопросы о государстве и его функциях в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных и в государствоведении.
Это объясняется тремя основными причинами:
• Вопросы сущности государства и его места в политической системе прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий
• Только государство из всех социальных институтов способно оказывать решающее воздействие на характер и сущность политической системы
• Государство само по себе является сложным и неоднородным социально- политическим явлением.
Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественноисторический процесс, протекающий по объективным законам.
Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства и рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.
Сказанное обуславливает актуальность рассматриваемой проблемы в рамках исследования по теории государства и права.
Итак, в данной курсовой работе ставится цель рассмотреть теоретические основы вопроса о функциях и роли государства.
Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решить следующие задачи:
• дать общую характеристику самого понятий "государство" и определить его содержание. Показать особенности функционирования государственного механизма.
• Дать
представление об основных внутриполитических
и внешнеполитических функциях современного
государства.
1.
Понятие механизма государства.
Механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение. Без государственного механизма нет и быть не может государства.
Понятие
“механизм государства” тесно связано
с понятием “государственный аппарат”.
Последнее принято употреблять
в двух смыслах — широком и
более узком. В широком смысле
понятие государственного аппарата
как совокупности всех государственных
органов совпадает с понятием
механизма государства, идентично
ему. В более узком смысле под
государственным аппаратом
В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется, по общему правилу, в своем широком значении, т. е. как адекватное понятию механизма государства.
Выяснение понятия механизма государства связано с раскрытием его характерных черт или признаков, позволяющих отграничить его как от негосударственных структур в политической системе общества, так и от отдельно взятых государственных органов. Данные признаки заключаются в следующем.
Во-первых, механизм (аппарат) государства - это система государственных органов, проникнутая единством принципов его организации и деятельности, закрепленных в Конституции РФ, Законе РФ “Об основах государственной службы Российской Федерации” и других федеральных законах.
Во-вторых, механизм (аппарат) государства характеризуется сложной структурой, отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и, группы (подсистемы) государственных органов, их соотношение и взаимосвязи. При этом необходимо учитывать, какой основополагающий системообразующий фактор (принцип) структуры государственного механизма закреплен в конституции данного государства в конкретно-исторических условиях. Например, в РСФСР в соответствии с конституциями 1918, 1925, 1937, 1978 гг., таким определяющим, системообразующим фактором, оказывающим решающее влияние на структуру механизма государства, как и в СССР, было всевластие Советов. С учетом данного признака механизм Советского государства формально представлял собой систему государственных органов, возглавляемую Советами.
Следует заметить, однако, что практическое осуществление лозунга “вся власть Советам” означало не что иное, как всевластие Политбюро ЦК и других руководящих структур Коммунистической партии. Рассматривая Советы как важнейший рычаг воздействия партии на массы, партийная верхушка полностью определяла содержание и основные направления деятельности Советов, с их помощью контролировала и использовала в своих интересах весь механизм Советского государства. Тем самым, Советам была отведена роль демократической ширмы существовавшего в стране семь десятилетий режима диктатуры Коммунистической партии!
В
перестроечный и