Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:07, реферат
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка
изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в
нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в
журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой
«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией
стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более
того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения
новых функций, присущих современной России.
Введение
Глава 1. Понятие механизма государства.
Понятие и значение функций государства.
Формы и методы реализации функций государства.
Основные внутренние и внешние функции государства.
Заключение.
Список литературы.
Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее изменений провозглашала, что “народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно”. При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.
В столь же резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации | демократического принципа разделения властей.
Эти
противоречия устранила Конституция
РФ, принятая в результате всенародного
голосования 12 декабря 1993 г. В ней
впервые в конституционной
В ст. 11 Конституции РФ содержатся три пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:
I. Государственную
власть в Российской Федерации
осуществляют Президент
2. Государственную
власть в субъектах Российской
Федерации осуществляют
3. Разграничение
предметов ведения и
Согласно
ст. 12 Конституции органы местного самоуправления
не входят в систему органов
В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.
В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.
Обобщение
всех рассмотренных признаков
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.
Особенностью
государственных органов
2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);
3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);
4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Механизм
государства и его структура
не остаются неизменными. Они постоянно
изменяются, совершенствуются. На них
оказывают влияние как
Глава IV.
Правовые формы выполнения функций
3. Формы и методы осуществления функций
государства
Функции
государства осуществляются в определенных
формах и определенными
методами.
Формы осуществления функций характеризуют
связь государства с правом как
одним из основных средств властвования.
Через право государство
проводит в жизнь свои функции, свои экономические,
политические,
идеологические задачи. В одних случаях
государство издает юридические
нормы, в других - организует их исполнение,
в третьих - обеспечивает,
охраняет их. В зависимости от этого и
различают три основные формы
осуществления функций:
1. Правотворческая - государственная деятельность,
выражающаяся в
разработке и принятии юридических норм,
в которых закрепляются программы
деятельности людей. Она заключается в
издании нормативных актов, т.е.
актов, которые устанавливают новые нормы,
изменяют или отменяют старые.
2. Правоисполнительная - государственная
деятельность, выражающаяся в
принятие мер по исполнению норм права.
Она состоит главным образом в
издании властных индивидуальных актов,
т.е. актов, рассчитанных только
на данный, индивидуальный случай (например,
издание разового планового
акта по строительству, назначение гражданина
на должность.)
3. Правообеспечительная (правоохранительная)
- государственная
деятельность, выражающаяся главным образом
в контроле и надзоре за
соблюдением и исполнением норм , а также
в применение принудительных мер
к их нарушителям. В процессе осуществления
данной функции решаются
юридические дела, связанные с применением
юридических санкций, спорами
между отдельными лицами и т.д.
Деятельность государства широка и многообразна.
Для того чтобы охватить,
охарактеризовать ее в целом, требуется
высокий уровень научной
абстракции и соответствующие ему понятия.
Они позволяют увидеть, что с
момента возникновения и до настоящих
дней задачи государства не остаются
не измененными. Одни осуществляются до
конца, на смену им приходят
другие, более сложные.
В будущем будут возникать и новые функции,
а вместе с ними и
определенные трудности, которые необходимо
будет решать.
Таким образом, из рассмотренных нами
функций, мы видим, что государство
является не только аппаратом подавления,
представителем интересов
господствующего класса, но и организацией
выражающей интересы всего
общества.
Глава
2. Внутренние и внешние функции
государства.
А) Подходы к
классификации внутренних и внешних
функций.
Наиболее распространена классификация функций государства на
внутренние и внешние, то есть на определение деятельности государства по
отношению к обществу, особой организации которого и является государство, и
по отношению
к другим государствам.
Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось столкнуться
с проблемой многовариантности выделения подфункций среди внутренних и
внешних функций. Фактически работало правило: сколько людей – столько и
мнений. Зачастую отличие классификации, предложенной одним ученым от
предложенной другим заключалось в том, что та или иная подфункция является
составляющей другой подфункции, либо наоборот – подфункция разделена на
более мелкие. Тем не менее общий смысл разделения функций на внешние и
внутренние сохраняется
у всех авторов.
Так, В.В.Лазарев к внутренним функциям относит:
- установление и охрана правового порядка;
- охрана прав собственности, иных прав и свобод граждан;
- экономическая;
- культурная;
- социальная;
- экологическая.
Внешние функции:
- поддержание
мира и мирного
- обеспечение
делового партнерства и
- защита государственного
суверенитета от внешних
Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:
- охранительная;
- экономическая;
- социальных услуг;
- обеспечения и защиты граждан;
- культурно-воспитательная;
- природоохранная;
Внешние функции:
- защита государства
от вооруженных нападений