Понятие механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:07, реферат

Описание

Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка
изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в
нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в
журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой
«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией
стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более
того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения
новых функций, присущих современной России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие механизма государства.
Понятие и значение функций государства.
Формы и методы реализации функций государства.
Основные внутренние и внешние функции государства.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 52.66 Кб (Скачать документ)

     Так, в ст. 1 и 3 этой Конституции закреплялось разделение властей. Но с ними не сообразовывалась ст. 2, которая и после внесенных в нее изменений провозглашала, что “народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно”. При этом, однако, не упоминалось, что народ осуществляет государственную власть и через другие ветви власти.

     В столь же резком противоречии со ст. 1 и 3 находилась ст. 104 упомянутой Конституции, которая устанавливала, что высшим органом государственной власти Российской Федерации является Съезд народных депутатов, управомочивающий принимать к своему рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Российской Федерации. Но высшему органу государственной власти вообще, подчиняющему себе все ветви власти, не может быть места в условиях реализации | демократического принципа разделения властей.

     Эти противоречия устранила Конституция  РФ, принятая в результате всенародного голосования 12 декабря 1993 г. В ней  впервые в конституционной практике России последовательно проводится принцип осуществления государственной  власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Данный принцип основан на самостоятельности всех ветвей власти, их способности обеспечить сдержки и противовесы в отношении друг друга с тем, чтобы предотвратить чрезмерное усиление и возвышение над другими какой-либо одной ветви власти, не допустить захвата кем-либо власти или присвоения властных полномочий, установления диктатуры.

     В ст. 11 Конституции РФ содержатся три  пункта, конкретизирующие и закрепляющие разделение властей в качестве основополагающего  системообразующего фактора (принципа) структуры механизма современного Российского государства:

I. Государственную  власть в Российской Федерации  осуществляют Президент Российской  Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство Российской  Федерации, суды Российской Федерации.

2. Государственную  власть в субъектах Российской  Федерации осуществляют образуемые  ими органы государственной власти.

3. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской Федерации  и органами государственной власти  субъектов Российской Федерации  осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий”.

Согласно  ст. 12 Конституции органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти.

     В-третьих, государственный механизм неразрывно связан с функциями государства. Между ними существует тесная обратная связь. Функции современного Российского государства осуществляются при помощи государственного механизма, посредством деятельности всей системы объединяемых им и взаимосвязанных между собой государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура государственного механизма - они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства.

     В-четвертых, механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на сложные социальные процессы и сферы, выполнения связанных с этим государственных функций располагает необходимыми материальными средствами (так называемыми вещественными придатками), на которые опираются в своей деятельности отдельные государственные органы и без которых не может обходиться ни одно государство. Их особенность состоит в том, что они выделяются в механизме государства не в качестве его самостоятельных частей (элементов), каковыми являются государственные органы, а именно как вещественные придатки последних. К ним относятся различные материальные ценности, бюджетные средства, имущество, сооружения, подсобные помещения, а также предприятия, учреждения, организации, необходимые для функционирования государственных органов. Например, применительно к органам Вооруженных Сил РФ - это бюджетные средства на их содержание, вооружение, боеприпасы, снаряжение, казармы, склады, ремонтные мастерские, лаборатории, учреждения военторга, аэродромы, испытательные полигоны, подземные шахты и т. п.

Обобщение всех рассмотренных признаков позволяет  прийти к выводу, что механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей, располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которой осуществляются задачи и функции государства.

     Механизм  современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием  составляющих его частей, блоков, подсистем. Под структурой механизма государства  понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев-элементов, их соподчиненность, соотношение и  взаимосвязь.

     Структура механизма государства включает в себя:

    1)   государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций.

      Особенностью  государственных органов является то, что они обладают государственно-властными  полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями которые  связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент правительство, министерства, ведомства, государственные  комитеты, губернаторы, администрации  краев и областей и т.п.);

    2)   государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

    3)   государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах (библиотека, поликлиника, больница, телеграф, научно-исследовательский институт, ВУЗ, школа, театр и т.д.);

    4)   государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые тоже властными полномочиями (за исключением их администрации) не обладают, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли (речь может идти о казенных заводах, фабриках и пр.);

    5)   государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственного органа (депутаты, президент, глава правительства, министры и др.); б) лица, занимающие должности для непосредственного обеспечения полномочий вышеназванных служащих (помощники, консультанты, советники и др.); в) лица, занимающие должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов (референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др.); г) лица, не обладающие распорядительными полномочиями (врачи в государственных лечебных заведениях, преподаватели вузов, иные служащие, которые получают заработную плату за счет государственного бюджета);

    6)   организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата.

   Механизм  государства и его структура  не остаются неизменными. Они постоянно  изменяются, совершенствуются. На них  оказывают влияние как внутренние (культурно-исторические, уровень экономического развития и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с  другими государствами и т.п.) факторы. Если государство имеет  большую территорию, то и система  управления им будет соответствующей, включающей общую структуру механизма  государства (общефедеральные органы государственной власти и управления и органы государственной власти и управления субъектов федераций); в условиях войны возрастает роль армии, спецслужб, военных предприятий и т.п.; в условиях высокого уровня преступности, коррупции и других негативных «болезненных» явлений в общественном организме особое значение приобретают правоохранительные органы, специально предназначенные для «хирургического» вмешательства и нейтрализации этих «болезней»; в условиях духовного кризиса на первое место должны выдвигаться научные, воспитательно-образовательные подразделения, учреждения культуры и т.д.

Глава IV. Правовые формы выполнения функций 
3. Формы и методы осуществления функций государства

   Функции государства осуществляются в определенных формах и определенными 
методами. 
 
Формы осуществления функций характеризуют связь государства с правом как 
одним из основных средств властвования. Через право государство 
проводит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, 
идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические 
нормы, в других - организует их исполнение, в третьих - обеспечивает, 
охраняет их. В зависимости от этого и различают три основные формы 
осуществления функций: 
 
1. Правотворческая - государственная деятельность, выражающаяся в 
разработке и принятии юридических норм, в которых закрепляются программы 
деятельности людей. Она заключается в издании нормативных актов, т.е. 
актов, которые устанавливают новые нормы, изменяют или отменяют старые. 
 
2. Правоисполнительная - государственная деятельность, выражающаяся в 
принятие мер по исполнению норм права. Она состоит главным образом в 
издании властных индивидуальных актов, т.е. актов, рассчитанных только 
на данный, индивидуальный случай (например, издание разового планового 
акта по строительству, назначение гражданина на должность.) 
 
3. Правообеспечительная (правоохранительная) - государственная 
деятельность, выражающаяся главным образом в контроле и надзоре за 
соблюдением и исполнением норм , а также в применение принудительных мер 
к их нарушителям. В процессе осуществления данной функции решаются 
юридические дела, связанные с применением юридических санкций, спорами 
между отдельными лицами и т.д. 
 
Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, 
охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной 
абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с 
момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются 
не измененными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят 
другие, более сложные. 
 
В будущем будут возникать и новые функции, а вместе с ними и 
определенные трудности, которые необходимо будет решать.  
 
Таким образом, из рассмотренных нами функций, мы видим, что государство 
является не только аппаратом подавления, представителем интересов 
господствующего класса, но и организацией выражающей интересы всего 
общества. 

   Глава 2. Внутренние и внешние функции  государства. 
 

А) Подходы к  классификации внутренних и внешних  функций. 

       Наиболее  распространена   классификация   функций   государства   на

внутренние и  внешние, то есть на  определение  деятельности  государства  по

отношению к обществу, особой организации которого и является государство,  и

по отношению  к другим государствам. 

       Анализируя различную юридическую литературу мне пришлось  столкнуться

с  проблемой  многовариантности  выделения подфункций  среди  внутренних  и

внешних функций. Фактически работало правило:  сколько  людей  –  столько  и

мнений.  Зачастую  отличие  классификации,  предложенной  одним  ученым   от

предложенной другим заключалось в том, что та или  иная  подфункция  является

составляющей другой подфункции, либо  наоборот  –  подфункция  разделена  на

более мелкие. Тем  не менее общий смысл разделения  функций на  внешние и

внутренние сохраняется у всех авторов. 

      Так, В.В.Лазарев к внутренним  функциям относит:

  - установление  и охрана правового порядка;

  - охрана прав  собственности, иных прав и  свобод граждан;

  - экономическая;

  - культурная;

  - социальная;

  - экологическая.

      Внешние функции:

  - поддержание  мира и мирного сосуществования;

  - обеспечение  делового партнерства и сотрудничества;

  - защита государственного  суверенитета от внешних посягательств;[35] 

      Н.Т.Шестаев к внутренним функциям относит:

  - охранительная;

  - экономическая;

  - социальных  услуг;

  - обеспечения  и защиты граждан;

  - культурно-воспитательная;

  - природоохранная;

      Внешние функции:

  - защита государства  от вооруженных нападений других  государств;

Информация о работе Понятие механизма государства