Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:07, реферат
Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка
изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в
нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в
журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой
«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией
стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более
того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения
новых функций, присущих современной России.
Введение
Глава 1. Понятие механизма государства.
Понятие и значение функций государства.
Формы и методы реализации функций государства.
Основные внутренние и внешние функции государства.
Заключение.
Список литературы.
- поддержание международных политических отношений (дипломатическая
деятельность);
- экономических и культурных связей;
- борьбы с международными преступлениями; участие в международной охране
окружающей
среды.[36]
Что характерно, все авторы классификаций в целом отмечают, что
объектом воздействия функций государства являются крупные сферы жизни
общества – экономика, социальная сфера, духовная жизнь общества,
сложившийся общественный порядок. Таким образом, в самой общей
классификации функции могут быть экономическими, идеологическими,
охранительными, политическими как во внешней, так и во внутренней
деятельности государства.
Далее в курсовой работе за основу взята классификация внутренних и
внешних функций
государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.[37]
В завершении рассмотрения подходов к классификации внутренних и
внешних функций государства хочу отметить, что в юридической литературе
есть мнение об утрате своего значения, в известной степени, такого членения
функций.
Так, Б.П. Курашвили категорически отвергает различие функций на
внутренние и внешние, поскольку оно не вскрывает фактической взаимосвязи
функций. Он спрашивает: разве хозяйственно-организаторская функция,
объявленная внутренней, не имеет своего внешнего аспекта в виде, скажем,
организации экономического сотрудничества с другими странами; или функция
обороны, объявленная внешней, не имеет внутреннего аспекта в виде,
например, развития военно-экономического потенциала страны?
Трудно не согласиться с
функция государства имеет и внешний аспект, а всякая внешняя функция –
внутренний аспект. Они органически взаимосвязаны, переплетены, проникают
друг в друга. Иными словами, деление государственных функций на внутренние
и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по
своему содержанию в целом служит разрешению либо внутриполитических, либо
внешнеполитических задач. Исходя из этого, разделение функций государства
на внутренние и внешние представляется нам приемлемым как с точки зрения
науки, так и практики.[38]
А.Б.Венгеров отмечает, что более важным становится выделение
глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства в
экологической, демографической, сырьевой, космической сферах и других
современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих
всю цивилизацию.
Особую проблемы представляет решение вопроса о централизации и
децентрализации функций государства. В условиях тоталитарного и, как
правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация
функций. А в условиях федеративного государства (в частности в России –
А.Р.) возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить
сферы деятельности и полномочия между федеральными органами и органами
власти субъектов
федерации.[39]
Б) Внутренние функции
государства.
К внутренним функциям
1) Функция
охраны правопорядка
Охрана господствующего
иных форм собственности. Охрана прав и свобод граждан государство
осуществляет путем издания законов, устанавливающих в обществе определенный
порядок (правопорядок), перечень нарушений правопорядка, определяет меры
ответственности за правонарушения, определяет порядок расследования,
рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, устанавливает систему
правоохранительных органов, призванных вести борьбу с правонарушениями,
определяет их
компетенцию.
2) Экономическая
функция.
Эта функция государства сильно изменилась в ходе исторического
существования государства от полного невмешательства в экономику (концепция
“государства - ночного сторожа”) до полного контроля всей хозяйственной
деятельности и регулирования всех вопросов экономической жизни
(тоталитарные государства социалистического типа).
В современных условиях, когда неизмеримо умножились и усложнились
хозяйственные связи, демократическое государство не остается наблюдателем
со стороны. Оно активно разрабатывает и проводит экономическую политику,
которая строится на принципах свободного рынка и свободного
предпринимательства.
Государство использует самые различные рычаги воздействия на
экономику: налоговую и таможенную политику, займы и субсидии частным
производителям, контроль за производством, контроль за ценами, качеством
продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование в
сфере внешнеэкономической деятельности, в частности использование
заградительных пошлин и более жестоких мер – установление государственной
монополии на всю внешнюю торговлю или на торговлю отдельными товарами,
установление винной и табачной монополии, использование государственных
заказов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Государство
использует весьма широкий арсенал средств – от мягкого, косвенного
воздействия путем экономических рычагов (налоги, пошлины, субсидии и.т.д.)
до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача государства –
установить с помощью законов «правила игры» и принудительно обеспечить их
исполнение.
В периоды экономических
этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,
например для современного этапа развития России. Как показывает опыт,
экономические реформы, которые в настоящий момент реализуются в нашей
стране, не могут быть результативными без адекватного воздействия
государства на развитие экономических процессов. Отсюда - большой массив
законодательных актов в этой области и экономические мероприятия,
проводимые государством, например, приватизация жилого фонда,
государственной
и муниципальной собственности,
земельная реформа и т.д.
3) Социальная
функция.
Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от
экономической линии государства. В целом она есть проявление патернализма
государства к личности, к той части общества, которая в силу ряда причин
нуждается в поддержке со стороны государства.
Зачатки этой функции в
время в Германии принимаются законы о страховании, устанавливается пособие
на случай болезни, пособие в связи с несчастным случаем на производстве
и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не только правовыми, но и
социальными, что закреплено в их конституциях.
Таковым государством является и Россия. В статье 7 пункте 1
Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская Федерация
– социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]
В реализации социальной
государственной политики в области образования, науки, культуры, здоровья
граждан. В указанных сферах социальная функция осуществляется в форме
государственной поддержки (финансовой, материальной, программной и др. )
образовательных, воспитательных и научных учреждений, а так же учреждений
культуры. Что касается управления и организации их работы, то они
автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство государства здесь
недопустимо.
Общество в целом и
гражданин имел образование, соответствующее принятому стандарту. Без
образования в настоящее время немыслимо активное участие граждан в
общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной
деятельности, в связи с чем во многих государствах образование является
обязательным.
4) Экологическая
функция
Функция появилась в XXв.. Государство вынуждено уделять серьезное
внимание охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Основным содержанием экологической функции является управление и
координация деятельности природопользователей и переработчиков природных
ресурсов в целях
сохранения и охраны природной среды.
В основе осуществления
> 1). Природные богатства подлежат охране со стороны государства
независимо от того, вовлечены ли они в хозяйственный оборот или
нет.
> 2). Использование природных
соответствовать развитию
> 3). Неукоснительное соблюдение природоохранительных
законодательств и строгая
Таков «классический» набор внутренних функций государства. Многие
ученые, анализируя Российское государство, применительно к нему выделяют
особые функции,
которые будут рассмотрены
В) Внешние функции
государства
Рассмотрим внешние функции:
1) Функция
обороны
Связана с охраной границ государства. Это, пожалуй, исторически