Понятие механизма государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:07, реферат

Описание

Выбор данной темы работы также обусловлен ее несомненной
актуальностью в современный период. В советской юридической науке был
выработан взгляд на проблему государства, служивший в течение ряда
десятилетий идеологическим оправданием тоталитарного режима. Обстановка
изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в
нашей стране правового государства в начале 90-х гг. XX века. В 1993 году в
журнале «Государство и право» появляется знаменитая статья Л.А.Морозовой
«Функции российского государства на современном этапе». Перед новой Россией
стоят новые задачи и цели, государство приобретает новые функции. Более
того, по сравнению с 1993 годом произошли изменения, требующие выделения
новых функций, присущих современной России.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие механизма государства.
Понятие и значение функций государства.
Формы и методы реализации функций государства.
Основные внутренние и внешние функции государства.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ТГП.docx

— 52.66 Кб (Скачать документ)

  -  поддержание международных политических   отношений   (дипломатическая

    деятельность);

  - экономических  и культурных связей;

  - борьбы с  международными преступлениями; участие  в  международной  охране

    окружающей  среды.[36] 

       Что характерно,  все  авторы  классификаций  в  целом   отмечают,  что

объектом  воздействия  функций  государства  являются  крупные  сферы  жизни

общества  –  экономика,   социальная   сфера,   духовная   жизнь   общества,

сложившийся   общественный   порядок.   Таким   образом,   в   самой   общей

классификации   функции   могут   быть   экономическими,    идеологическими,

охранительными,  политическими  как во  внешней,  так   и   во   внутренней

деятельности государства. 

      Далее в курсовой работе за  основу  взята  классификация   внутренних  и

внешних функций  государства, предложенная А.Ф.Черданцевым.[37] 

      В  завершении  рассмотрения  подходов  к  классификации   внутренних  и

внешних функций  государства хочу  отметить,  что  в  юридической  литературе

есть мнение об утрате своего значения, в известной  степени, такого  членения

функций.

       Так, Б.П.  Курашвили  категорически   отвергает  различие  функций   на

внутренние и  внешние, поскольку оно  не  вскрывает  фактической  взаимосвязи

функций.  Он   спрашивает:   разве   хозяйственно-организаторская   функция,

объявленная внутренней, не имеет своего внешнего  аспекта в виде,  скажем,

организации экономического сотрудничества с другими  странами;  или  функция

обороны,  объявленная  внешней,  не  имеет внутреннего аспекта   в   виде,

например, развития военно-экономического потенциала страны?

       Трудно не согласиться с данными  доводами, так как  всякая  внутренняя

функция государства  имеет и внешний  аспект,  а  всякая  внешняя  функция  –

внутренний аспект. Они  органически  взаимосвязаны,  переплетены,  проникают

друг в друга. Иными словами, деление государственных  функций  на  внутренние

и внешние носит условный характер. Однако каждая из функций государства по

своему содержанию в целом служит разрешению  либо  внутриполитических,  либо

внешнеполитических  задач. Исходя из этого,  разделение  функций  государства

на внутренние и внешние представляется нам  приемлемым  как  с  точки  зрения

науки, так и  практики.[38]

       А.Б.Венгеров  отмечает,  что   более   важным   становится   выделение

глобальных функций, характеризующих деятельность современного государства  в

экологической,  демографической,  сырьевой,  космической сферах  и   других

современных глобальных государственных  сферах  деятельности,  затрагивающих

всю цивилизацию.

       Особую  проблемы  представляет  решение вопроса о централизации и

децентрализации  функций  государства.  В  условиях  тоталитарного  и,   как

правило,  унитарного   государства   происходит   чрезмерная   централизация

функций. А в условиях федеративного государства  (в  частности  в  России  –

А.Р.) возникают  проблемы децентрализации  функций.  Необходимо  разграничить

сферы деятельности и  полномочия  между  федеральными  органами  и  органами

власти субъектов  федерации.[39] 
 

Б) Внутренние функции  государства. 

       К внутренним функциям государства  относятся: 

   1) Функция  охраны правопорядка 

       Охрана господствующего способа  производства, а также господствующей и

иных  форм  собственности.  Охрана  прав  и   свобод   граждан   государство

осуществляет путем  издания законов, устанавливающих  в обществе  определенный

порядок (правопорядок), перечень  нарушений  правопорядка,  определяет  меры

ответственности  за  правонарушения,   определяет   порядок   расследования,

рассмотрения  дел,  связанных  с  правонарушениями,  устанавливает   систему

правоохранительных  органов,  призванных  вести  борьбу  с  правонарушениями,

определяет их компетенцию. 

   2) Экономическая  функция. 

       Эта  функция  государства   сильно  изменилась  в  ходе  исторического

существования государства  от полного невмешательства в  экономику  (концепция

“государства - ночного  сторожа”)  до  полного  контроля  всей  хозяйственной

деятельности   и   регулирования   всех   вопросов    экономической    жизни

(тоталитарные  государства социалистического  типа).

       В современных условиях, когда   неизмеримо  умножились  и   усложнились

хозяйственные связи, демократическое государство  не  остается  наблюдателем

со стороны. Оно  активно разрабатывает  и  проводит  экономическую  политику,

которая   строится   на   принципах   свободного    рынка    и    свободного

предпринимательства.

       Государство  использует  самые   различные   рычаги   воздействия   на

экономику:  налоговую  и  таможенную  политику,  займы  и  субсидии  частным

производителям, контроль за производством,  контроль  за  ценами,  качеством

продукции, прежде всего продуктов питания, лекарств и.т.п.; регулирование  в

сфере   внешнеэкономической   деятельности,   в   частности    использование

заградительных  пошлин и более жестоких мер  –  установление  государственной

монополии на всю  внешнюю  торговлю  или  на  торговлю  отдельными  товарами,

установление винной  и  табачной  монополии,  использование  государственных

заказов   промышленной   и   сельскохозяйственной   продукции.   Государство

использует  весьма  широкий  арсенал  средств  –  от   мягкого,   косвенного

воздействия путем  экономических рычагов (налоги, пошлины,  субсидии  и.т.д.)

до более жестоких способов, путем прямых предписаний. Задача  государства  –

установить с  помощью законов «правила игры»  и  принудительно  обеспечить  их

исполнение.

       В периоды экономических кризисов, состояния депрессии, на  переходных

этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Это характерно,

например для современного  этапа развития  России.  Как показывает  опыт,

экономические реформы,  которые  в  настоящий  момент  реализуются  в  нашей

стране,  не  могут  быть   результативными   без   адекватного   воздействия

государства на развитие экономических процессов.  Отсюда  -  большой  массив

законодательных  актов  в  этой   области   и   экономические   мероприятия,

проводимые    государством,    например,    приватизация    жилого    фонда,

государственной и муниципальной собственности, земельная реформа и т.д. 

   3) Социальная  функция. 

       Эта функция сопряжена с экономической, в значительной мере зависит от

экономической линии  государства. В целом она  есть  проявление  патернализма

государства к  личности, к той части общества, которая  в  силу  ряда  причин

нуждается в поддержке  со стороны государства.

       Зачатки этой функции в реформах  Отто Бисмарка в 90х гг. XIXв.. В это

время в Германии принимаются законы о страховании,  устанавливается  пособие

на случай болезни, пособие в связи  с  несчастным  случаем  на  производстве

и.т.п.. Ныне многие государства объявляют себя не  только  правовыми,  но  и

социальными, что закреплено в их конституциях.

       Таковым  государством  является  и  Россия.  В  статье  7  пункте   1

Конституции Российской Федерации в частности сказано: “Российская  Федерация

– социальное государство, политика которого направлена на создание  условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”.[40]

       В реализации социальной функции  большое место принадлежит   проведению

государственной политики в области образования,  науки,  культуры,  здоровья

граждан. В  указанных  сферах  социальная  функция  осуществляется  в  форме

государственной поддержки (финансовой,  материальной, программной  и  др.  )

образовательных, воспитательных и научных учреждений, а  так  же  учреждений

культуры.  Что  касается  управления  и  организации  их  работы,   то   они

автономны, свободны в своей деятельности, и вмешательство  государства  здесь

недопустимо.

       Общество в целом и государство  заинтересованы  в том,  чтобы каждый

гражданин  имел  образование,  соответствующее  принятому   стандарту.   Без

образования  в  настоящее  время  немыслимо  активное  участие   граждан   в

общественной  жизни,  в  производстве,  во   всех   сферах   государственной

деятельности, в  связи с чем во  многих  государствах  образование является

обязательным. 

   4) Экологическая  функция 

       Функция появилась в XXв..  Государство вынуждено уделять серьезное

внимание охране природы и рациональному  использованию  природных  ресурсов.

Основным   содержанием   экологической   функции   является   управление   и

координация деятельности  природопользователей  и переработчиков  природных

ресурсов в целях  сохранения и охраны природной среды. 

       В основе осуществления функции  лежат следующие принципы: 

         > 1). Природные богатства подлежат  охране со стороны государства

           независимо от того, вовлечены  ли они в хозяйственный оборот  или

           нет. 

         > 2). Использование природных богатств  должно быть рациональным,

           соответствовать развитию государства. 

         > 3). Неукоснительное соблюдение  природоохранительных

           законодательств и строгая ответственность  за его нарушение. 

       Таков «классический» набор   внутренних  функций  государства.  Многие

ученые, анализируя Российское государство,  применительно  к  нему  выделяют

особые функции, которые будут рассмотрены далее. 
 

В) Внешние функции  государства 

       Рассмотрим внешние функции: 

   1) Функция  обороны 

       Связана с охраной границ  государства.  Это,  пожалуй,  исторически

Информация о работе Понятие механизма государства