Правовой статус иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день, проблема защиты прав и свобод человека и гражданина -одна из самых важных проблем современности. Каждое государство само устанавливает правовой режим для своих граждан, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его территории.

Права человека - понятие широкое , распространяющееся на все категории населения конкретной страны.

Работа состоит из  1 файл

исправленный курсовик по административке.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

Введение. 

На сегодняшний  день, проблема защиты прав и свобод человека и гражданина -одна из самых  важных проблем современности. Каждое государство само устанавливает  правовой режим для своих граждан, а также для иностранных граждан  и лиц без гражданства, находящихся на его территории.

Права человека - понятие широкое , распространяющееся на все категории населения конкретной страны. Это означает, что правами  человека обладают не только граждане того или иного государство, но и  иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории как Российского государства так и иного.

12 декабря  1993 г. российский народ на Референдуме  принял Конституцию России. Одним  из основных её положения является  положение о том, что иностранные  граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.1

Государства, в соответствии с действующими международно-правовыми актами, в своей законодательной и правоприменительной практике должны гарантировать соблюдение прав и свобод граждан. Такой подход следует распространять на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции государства. В настоящий период российская политика ориентирована на  развитие свободы внешнеэкономической деятельности для российских предпринимателей и открытость отечественной экономики для иностранных инвестиций, развитие деловых связей, расширение сотрудничества государств в сфере экономики, права, науки, культуры и других областях общественной жизни. все это привело к резкому увеличению числа иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих в нашей стране.С приведением законодательства в соответствие с международными стандартами, расширением международных контактов, упрощением порядка въезда и выезда из России постоянно возрастает число иностранцев в нашей стране. Но, независимо от целей посещения России не гражданином, каждого из них касаются вопросы правил пребывания, объема прав, свобод и обязанностей, юридической ответственности.

 Кроме  того, существует очевидная взаимосвязь  между проблемой административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства и  вопросом о защите прав человека. Для России наиболее актуальной проблемой является вопрос о выработке действенных мер по предупреждению незаконной иммиграции иностранных граждан и лиц без гражданства.

Государственная политика Российской Федерации направлена на решение данных проблем, чему свидетельствует обширная обновленная правовая база, регламентирующая административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления своих прав и обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства в сфере управления. Предметом исследования является правовое регулирование административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.  

1.Понятие  и основы административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранный гражданин-это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Власть РФ распространяется на всех лиц,находящихся на её территории,в том числе и на лиц без гражданства.Лицом без гражданства (апатридом) называется физическое лицо, не являющееся гражданином данной страны и не обладающее доказательствами его принадлежности к гражданству какого-либо иностранного государства.

Традиционным  принципом российского законодательства закреплен принцип национального  режима, согласно которому и определяются принципы административно-правового  статуса иностранных граждан  и лиц без гражданства2.Под национальным режимом понимается предоставление иностранным гражданам такого же правового режима, какой предоставляется российским гражданам,то есть иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ,за исключением случаев, предусмотренных ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и иными федеральными законами. Например :они имеют право на судебную защиту своих прав, быть субъектами предпринимательской деятельности, что на них налагает определенные обязанности в сфере административного права, на свободный труд ;на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д., но они же равны наряду с другими категориями лиц перед законом и судом, т.е. наравне со всеми привлекаются к административной ответственности и другим видам ответственности и др.3

Правовое  положение иностранных граждан  и лиц без гражданства определяется законодательством РФ,основанном на Конституции РФ,и,кроме того,международными договорами Российской Федерации.

Административно-правое положение иностранных граждан и лиц без гражданства имеет общую нормативную основу,однако отражающую отдельные особенности,относящиеся к лицам без гражданства.Система нормативно-правовых актов,регулирующих административно-правовой статус указанных субъектов включает в себя:

─Федеральные  законы:от 25 июля 2002 г. «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации»;от 18 июля 1996 г. «О порядке  выезда из Российской Федерации и  въезда в Российскую Федерацию» и  др.;

─Указы  Президента РФ,не противоречащие федеральным законам,могут издаваться по всем вопросам,относящимся к его компетенции;

─Постановления  Правительства РФ могут приниматься  по вопросам порядка выдачи разрешений на временное проживание иностранцам,выдачи вида на жительство и др.;

─Нормативно-правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (например,Положение о миграционной карте от 11 ноября 2002 г.)4

Административно-правовые нормы,содержащиеся в многочисленных правовых актах,направлены на обеспечение  нормальных взаимоотношений Российского  государства с мигрантами,а также национальной безопасности нашего общества. Кроме исключений,вытекающих из федерального законодательства,международных договоров РФ,административное законодательство РФ предоставляет иностранным гражданам и лицам без гражданства права и свободы,а также преимущества,установленные для граждан РФ.

Административно-правовое положение граждан в РФ устанавливается  также с учётом условий и времени  их пребывания в РФ.ФЗ «О правовом положении  иностранных граждан в РФ»  различает 3 правовых режима нахождения иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ:

-временное  пребывание

-временное  проживание

-постоянное  проживание 

2.Классификация  иностранных граждан  и лиц без гражданства.

Основу  правового статуса личности составляют конституционные права, свободы, гарантии и обязанности, а его содержание – все права, свободы, обязанности и законные интересы, принадлежащие отдельным социальным группам и, в конечном итоге - конкретному человеку. При этом особо следует отметить, что конкретному лицу эти элементы правового статуса принадлежат лишь постольку, поскольку он является участником социальных страт.Как представляется, отдельную страту в структуре социума, пребывающего в данный момент на территории государства, образуют «иностранные граждане и лица без гражданства».

Основа  правового статуса иностранных  граждан заложена в части 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Согласно законам и договорам иностранных граждан, находящихся на территории России, можно отнести к нескольким категориям, правовой статус которых отличается друг от друга.

Иностранец может находиться на территории РФ законно, либо незаконно. Понятно, что иностранный гражданин, пребывающий на территории государства без законных на то оснований, не может рассчитывать на признание его прав в полном объеме, предусмотренном для легального иностранца.Незаконно пребывающих на территории государства иностранцев можно, исходя из способа проникновения на территорию государства, подразделить на два вида:

1)прибывшие  на законных основаниях, но не  убывшие после окончания действия  этого основания (по истечении срока действия визы, по истечении срока действия разрешения на временное проживание либо аннулирования этого разрешения, после аннулирования вида на жительство и т.д.);

2)незаконно  пересекшие границу и прибывшие  на территорию Российской Федерации.

Лицо (иностранец), которое имеет действительные вид  на жительство либо разрешение на временное  проживание, либо визу, либо иные предусмотренные  Федеральным законом или международным  договором Российской Федерации  документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ, признается законно находящимся в Российской Федерации.

Действующее законодательство выделяет следующие  категории иностранцев:

-временно  пребывающие в Российской Федерации  иностранные; 

-временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане;

-постоянно  проживающие в Российской Федерации  иностранные;

Очевидно, что в данном случае законодатель в качестве критерия легальной классификации  иностранных граждан на виды использовал  такое обстоятельство, как правовые основания и срочность пребывания на территории России.5 

2.1 Временное пребывание  иностранных граждан  и лиц без гражданства

Существует 2 режима,согласно которым иностранный  гражданин или лицо без гражданства  может временно пребывать на территории Российской Федерации:

1.В порядке,требующем получение визы.В этом случае,срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.Виза-это специальное, отмечаемое на паспорте правительственное разрешение какому-либо лицу на въезд в государство, выезд из него или проезд через него.6 Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы

2.В порядке,не требующем визы.Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".) Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин обязан выехать из РФ по истечении срока действия визы или срока, установленного Законом №115-ФЗ, если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание.Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ может быть соответственно продлен либо сокращен в случаях, если изменились условия или перестали существовать обстоятельства, в связи с которыми ему был разрешен въезд в Российскую Федерацию.

Решение о продлении либо сокращении срока  временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается  федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Срок  временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ с соблюдением требований ФЗ №115, продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в РФ. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.Срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию и поступающего на военную службу по контракту, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ.7 В подпункте 11 пункта 1 статьи 333.28 Налогового кодекса РФ установлен размер госпошлины за выдачу иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на временное пребывание в РФ, а также за продление срока действия такого разрешения-400 рублей.8 

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан