Правовой статус иностранных граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:32, курсовая работа

Описание

На сегодняшний день, проблема защиты прав и свобод человека и гражданина -одна из самых важных проблем современности. Каждое государство само устанавливает правовой режим для своих граждан, а также для иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на его территории.

Права человека - понятие широкое , распространяющееся на все категории населения конкретной страны.

Работа состоит из  1 файл

исправленный курсовик по административке.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

2.2 Временное проживание  иностранных граждан и лиц без гражданства

Временно  проживающими иностранными гражданами и лицами без гражданства являются лица,находящиеся на основании разрешения на временное проживание.Разрешения на временное проживание выдаются иностранным  гражданам на три года в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации.

В соответствии с положением пункта 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ Правительство РФ ежегодно устанавливает  квоту (предполагаемое количество разрешений к выдаче). Распределение квоты  по субъектам Российской Федерации осуществляется также по специальному распоряжению, утверждаемому постановлениями Правительства РФ.Порядок выдачи иностранным гражданам разрешения на временное проживание установлен Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №789 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание".

Без учета  квоты допускается выдача разрешения на временное проживание в Российской Федерации следующим категориям иностранных граждан:

А)родившимся на территории РСФСР и состоявшим в прошлом в гражданстве СССР или родившимся на территории Российской Федерации;

Б)признанным нетрудоспособными и имеющими дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве  Российской Федерации;

В)имеющим  хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

Г)состоящим  в браке с гражданами Российской Федерации, имеющими место жительства в Российской Федерации;

Д)осуществившим инвестиции в РФ в размере,установленном Правительством РФ;

Е)поступившим  на военную службу, на срок его военной  службы;

Ж)в  иных случаях, предусмотренных законодательством.

Основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание определены в  Законе №115-ФЗ в статье 7 "Основания отказа в выдаче либо аннулирование разрешения на временное проживание".Разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин:

1) выступает  за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

2) финансирует,  планирует террористические акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую деятельность;

3) в  течение пяти лет, предшествовавших  дню подачи заявления о выдаче  разрешения на временное проживание, подвергался административному  выдворению за пределы Российской  Федерации либо депортации;

4) представил  поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

5) осужден  вступившим в законную силу  приговором суда за совершение  тяжкого или особо тяжкого  преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным  и т.д

После принятия заявления о выдаче разрешения на временное проживание орган внутренних дел проводит проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче разрешения.Территориальный орган внутренних дел, либо дипломатическое представительство, либо консульское учреждение РФ в шестимесячный срок выдают иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо сообщает об отказе в его выдаче.За выдачу разрешения на временное проживание взимается государственная пошлина.Размер государственной пошлины установлен НК РФ главой 25.3 "Государственная пошлина" в статье 333.28.

После получения разрешения на временное  проживание в Российской Федерации  иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменить место  своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, а также не вправе проживать вне пределов указанного субъекта РФ. Иностранные граждане, получившие разрешения на временное проживание, обязаны ежегодно проходить перерегистрацию в органе внутренних дел. 

2.3Постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства

В течение  срока действия разрешения на временное  проживание (3 года) и при наличии  законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан  вид на жительство. Заявление о  выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в РФ не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет.Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждается Правительством РФ и утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 года №794 "Об утверждении Положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительства".

Срок  рассмотрения заявления о выдаче вида на жительство не должен превышать  шести месяцев со дня подачи заявления. В течение этого срока орган  внутренних дел осуществляет проверку наличия или отсутствия оснований для отказа в выдаче вида на жительство. В течение 14 дней со дня принятия решения о выдаче вида на жительство или об отказе в выдаче орган внутренних дел направляет заявителю уведомление, в котором указывается номер и дата принятия решения либо основания отказа.

За выдачу или продление срока действия вида на жительство иностранному гражданину или лицу без гражданства взимается  государственная пошлина. Размер государственной  пошлины установлен подпунктом 10 пункта 1 статьи 333.28 НК РФ - 1 000 рублей.Вид на жительство может быть продлен на пять лет неограниченное количество раз. Заявление о продлении вида на жительство должно быть подано в орган внутренних дел не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока его действия. 

2.4 Особые категории  иностранных граждан.

Существует  несколько категорий иностранных  граждан,которые считаются особыми  категориями.К этому числу относятся:

1)Лица,пользующиеся  дипломатическим иммунитетом.Дипломатический  иммунитет-совокупность прав и  привилегий, предоставляемых дипломатическим представительствам иностранных государств и их сотрудникам: неприкосновенность личности, служебных помещений, жилища и собственности, неподсудность судам государства пребывания, освобождение от налогов, таможенного досмотра и др. Объем дипломатического иммунитета устанавливается внутренним законодательством государств, а также международными договорами, напр. Венской конвенцией 1961, и международными обычаями.

2)Беженцы-лица, которые не являются гражданами  РФ и которые в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не могут или не желают вернуться в нее вследствие таких опасений.9

3)Вынужденные  переселенцы-граждане РФ, покинувшие  место жительства вследствие  совершенного в отношении его  или членов его семьи насилия  или преследования в иных формах  либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.10

4)Соотечественники  за рубежом-граждане РФ, постоянно  проживающие за пределами РФ;лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;эмигранты из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства.11 

3.Основные  права.свободы и  обязанности иностранных  граждан и лиц  без гражданства

Основные  права, свободы и обязанности  иностранных граждан и лиц  без гражданства в РФ устанавливаются  в соответствии с основами правового положения личности12.Основы правового положения личности - это наиболее существенные отношения между обществом, государством и личностью. Институт основ правового положения личности строится на принципах единства прав и обязанностей, равенства и гарантированности прав личности.На иностранцев и апатридов, проживающих в России, распространяются многие социально-экономические и культурные права, но эти лица ограничиваются в отдельных политических правах.

Как отмечалось, на территории России проживают не только ее граждане. Поэтому Конституция закрепляет понятие прав человека и гражданина, имея в виду, что статус граждан и неграждан различен.В целом же, говоря об основных, т.е. закрепленных в Конституции, правах и свободах личности, необходимо учитывать их особую юридическую природу. Главные их отличия от прав, свобод и обязанностей, закрепляемых в текущем законодательстве, заключается в следующем:

· конституционные  права и свободы составляют ядро правового статуса личности и  лежат в основе прав, закрепляемых текущим законодательством, нормами других отраслей права;

·они  принадлежат личности независимо от ее индивидуальных особенностей;

· они  для всех равны;

· они  не приобретаются и не отчуждаются  по волеизъявлению физического лица. Права человека принадлежат ему в силу самого факта его рождения; права гражданина - не только в силу его рождения, но и в силу его гражданства;

В зависимости  от интересов и физического лица, и его участия в жизни общества, и государства основные права  и свободы делятся на личные, политические, социально-экономические и культурные.

Личные  права и свободы обеспечивают охрану его жизни, удовлетворение личных потребностей. К ним, в частности, относятся право на жизнь, на охрану личного достоинства, на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни.К политическим правам и свободам иностранных граждан и апатридов относятся также право на информацию, свобода собраний, уличных шествий и др.Социально-экономические права и свободы - это право частной собственности, свобода предпринимательской деятельности, право на труд, на забастовку, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и т.д.Культурные права - это свобода творчества, право на участие в культурной жизни, в пользовании достижениями культуры, право на доступ к культурным ценностям.

Основные  конституционные  обязанности - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются к поведению любых лиц, находящихся на территории государства, либо только к поведению собственных граждан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.

Конституция РФ возлагает на всех обязанность:

 соблюдать  Конституцию РФ и законы (п. 2 ст. 15).

-обязательство  платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 57 Конституции  РФ)

-обязанность  каждого «сохранять природу и  окружающую среду, бережно относиться  к природным богатствам (ст. 58 Конституции  РФ).13

Гарантии  основных прав, свобод и обязанностей - это условия и средства, обеспечивающие их реализацию. Важнейшие из них - судебная защита и процессуальные гарантии, право жалобы и т.д14.

Для всех находящихся на территории России лиц, которые не являются ее гражданами, законодательством установлены особенности праводееспособности:

1)Иностранные  граждане и лица без гражданства  не имеют права находиться  на государственной и муниципальной  службе,правоохранительной службеи  занимать некоторые должности  (Президента России, командира экипажа воздушного судна,командира судна гражданской авиации, и др.)15,занимать должности в составе экипажа судна под Российским флагом16

2)Иностранные  граждане и лица без гражданства  не допускаются к деятельности,связанной  с государственной тайной,не могут быть приняты на работу в организации ,в состав которых входят радиационно опасные  и ядерно опасные производства:объекты,где разрабатывают,производят,хранят или утилизируют ядерное оружие.

Информация о работе Правовой статус иностранных граждан