Правовой статус органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование органов исполнительной власти как субъектов административного права.
Задачи курсовой работы:
1. дать понятие органа исполнительной власти как структурного подразделения государственно-властного механизма, проанализировать административно-правовой статус органов исполнительной власти раскрыть признаки и основные черты;
2. дать понятия системы и структуры органов исполнительной власти, проанализировать и раскрыть принципы организации и деятельности исполнительных органов власти;

Содержание

Введение 2
1. Понятие органа исполнительной власти и его административно-правовой статус. 4
2. Система и структура органов исполнительной власти: понятие и принципы построения. 12
3. Классификация органов исполнительной власти. 23
4. Основные организационно-правовые формы органов исполнительной власти и их функции. 29
5. Место ФСБ России в системе исполнительной власти. 42
Заключение 46
Литература 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

Несомненно значение практической реализации отнесенных к совместному ведению норм административного, административно-процессуального, жилищного, земельного, водного и т.п. права.

На базе изложенной информации по вопросу о соотношении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области государственного управления возможны следующие выводы:

а) к ведению Российской Федерации отнесено решение основных вопросов организации государственного управления на федеральном уровне;

б) к ведению субъектов Федерации отнесено решение вопросов организации государственного управления на региональном уровне.

4. Законность - один из ведущих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Свои исходные начала он берет из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Федерации и их законодательства (см., например, ст. ст. 15, 76 Конституции РФ).

5. Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащен, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

6. Принцип сочетания централизации и децентрализации может быть понят через содержание принципа федерализма.

7. Учет особенностей управляемых объектов - принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия.

8. Гласность предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти.

9. В числе действующих принципов называются также: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 ( с последующими изменениями и дополнениями) и состоит из:

1.   Федеральных министерств, федеральных служб

и федеральных агентств, руководство деятельностью которых

осуществляет Президент Российской Федерации, и соответственно федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам:

 

- Министерство внутренних дел Российской Федерации

    Федеральная миграционная служба

- Министерство    Российской    Федерации   по   делам  гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

- Министерство иностранных дел Российской Федерации

    Федеральное  агентство  по  делам  Содружества  Независимых Государств, соотечественников,    проживающих   за   рубежом,   и   по   международному гуманитарному сотрудничеству

- Министерство обороны Российской Федерации

    Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

    Федеральная служба по оборонному заказу

    Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

    Федеральное агентство  по поставкам  вооружения,  военной,  специальнойтехники и материальных средств

    Федеральное агентство специального строительства

- Министерство юстиции Российской Федерации

    Федеральная служба исполнения наказаний

    Федеральная служба судебных приставов

- Государственная фельдъегерская  служба  Российской  Федерации  (федеральная служба)

- Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

- Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

- Федеральная  служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

(федеральная служба)

- Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

- Главное управление специальных  программ  Президента  Российской  Федерации

(федеральное агентство)

- Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

 

2. Федеральных министерств, руководство

деятельностью которых осуществляет Правительство

Российской Федерации, федеральных служб и федеральных

агентств, подведомственных этим федеральным министерствам

 

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации

    Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере  защиты  прав потребителей и благополучия человека

    Федеральная  служба  по  надзору  в сфере здравоохранения и социального развития

    Федеральная служба по труду и занятости

    Федеральное медико-биологическое агентство

Министерство культуры Российской Федерации

    Федеральное архивное агентство

Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральная   служба  по  интеллектуальной  собственности,  патентам  и товарным знакам

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

  Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

    Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

    Федеральное агентство водных ресурсов

    Федеральное агентство по недропользованию

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

    Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

Министерство регионального развития Российской Федерации

Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

    Федеральная служба по надзору в сфере  связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

    Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

    Федеральное агентство связи

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

    Федеральное агентство по делам молодежи

    Федеральное агентство по туризму

Министерство транспорта Российской Федерации

    Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

    Федеральное агентство воздушного транспорта

    Федеральное дорожное агентство

    Федеральное агентство железнодорожного транспорта

    Федеральное агентство морского и речного транспорта

Министерство финансов Российской Федерации

    Федеральная налоговая служба

    Федеральная служба страхового надзора

    Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

    Федеральное казначейство (федеральная служба)

Министерство экономического развития Российской Федерации

    Федеральная служба по аккредитации

    Федеральная служба государственной статистики

    Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

    Федеральное агентство по государственным резервам

    Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

Министерство энергетики Российской Федерации

 

3. Федеральные службы и федеральные агентства,

руководство деятельностью которых осуществляет

Правительство Российской Федерации

 

Федеральная антимонопольная служба

 

Федеральная таможенная служба

 

Федеральная служба по тарифам

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу

 

Федеральная служба по финансовым рынкам

 

Федеральное космическое агентство

 

Федеральное    агентство    по    обустройству    государственной   границы

Российской Федерации

 

Федеральное агентство по рыболовству

 

Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

 

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

 

Федеральное агентство лесного хозяйства

 

 

 

 

 


3. Классификация органов исполнительной власти.

Критерии, в соответствии с которыми действующие органы исполнительной власти могут быть разбиты на определённые классификационные группы, различны. Их может быть достаточно много, если принимать во внимание все возможные оттенки характеристики той или иной группы таких органов. Поэтому предлагается наиболее значительная, т.е. имеющая принципиальное значение, их классификация.

1. Исходя из федеративного государственного устройства РФ, на первый план выдвигается территориальный масштаб деятельности исполнительных органов. В соответствии с данным критерием из единой системы выделяются:

a)       федеральные органы исполнительной власти;

b)       органы исполнительной власти субъектов РФ;

Последняя группа наиболее разнообразна, так как включает в свой состав соответствующие органы республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Территориальный масштаб деятельности имеет и ряд иных организационно-правовых выражений как применительно к федеральным органам исполнительной власти, так и к аналогичным органам субъектов Федерации. Так, федеральные органы исполнительной власти могут создавать свои территориальные органы (управления, уполномоченные и т.п.), действующие на территории субъектов Федерации, но не входящие в систему исполнительных органов республик, краёв, областей и т.п. Кроме того, отдельные федеральные органы создают межтерриториальные исполнительные органы, действующие на территории нескольких субъектов Федерации (например, органы военного управления).

Органы исполнительной власти субъектов РФ по своей организационной сути также можно характеризовать как территориальные, так как их компетенция ограниченна территорией данного субъекта. Однако, учитывая, что в составе этих субъектов есть государства (республики) и административно-территориальные единицы (т.е. собственно территории), для их общей характеристики стал всё чаще использоваться термин региональное управление.

В качестве одного из проявлений территориального принципа построения системы органов исполнительной власти иногда называют образование местных исполнительных органов. Однако ни Конституция РФ, ни федеральное законодательство не содержит никаких упоминаний такого рода органах. Даже территориальные органы, которые образуются федеральными органами исполнительной власти в субъектах Федерации, подобным образом не характеризуются.

Тем не менее, в ряде конституций республик, входящих в состав РФ, прямо предусматриваются органы местной государственной власти и управления, т.е. исполнительные и распорядительные органы (конституции республик Ингушетия, Кабардино-Балкария, Коми, Татарстан, Адыгея, Башкортостан, Хакасия). Например, в ст. 94 Конституции Республики Коми записано: местная администрация – орган исполнительной власти, непосредственно осуществляющий государственное управление; она входит в систему исполнительной власти республики. Статья 108 Конституции Республики Башкортостан предусматривает два вида местной власти: местное государственное управление (в районах и городах) и местное самоуправление. В других случаях это одновременно органы исполнительной власти и местного самоуправления (г. Москва).

Так или иначе, но в подобных случаях налицо стремление, прежде всего республик обеспечить входящие в их состав административно-территориальные единицы соответствующими звеньями исполнительной власти.

Однозначного решения вопроса о судьбе такого рода органов пока не предложено, в силу чего в ряде случаев в систему органов исполнительной власти включаются исполнительные органы системы местного самоуправления. Между тем органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст. 12) и федеральным законодательством не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, конструировать местные органы исполнительной власти на базе существующих исполнительных органов местного самоуправления невозможно.

2.        Исходя из установленного порядка образования органов исполнительной власти, выделяются:

a)       исполнительные органы, формирование которых в соответствии с пунктом «г» ст. 71 Конституции РФ отнесено к ведению РФ. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти.

Информация о работе Правовой статус органов исполнительной власти