Правовой статус органов исполнительной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование органов исполнительной власти как субъектов административного права.
Задачи курсовой работы:
1. дать понятие органа исполнительной власти как структурного подразделения государственно-властного механизма, проанализировать административно-правовой статус органов исполнительной власти раскрыть признаки и основные черты;
2. дать понятия системы и структуры органов исполнительной власти, проанализировать и раскрыть принципы организации и деятельности исполнительных органов власти;

Содержание

Введение 2
1. Понятие органа исполнительной власти и его административно-правовой статус. 4
2. Система и структура органов исполнительной власти: понятие и принципы построения. 12
3. Классификация органов исполнительной власти. 23
4. Основные организационно-правовые формы органов исполнительной власти и их функции. 29
5. Место ФСБ России в системе исполнительной власти. 42
Заключение 46
Литература 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 258.00 Кб (Скачать документ)

     7) вправе обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации;

8) осуществляет иные полномочия, установленные федеральным и краевым законодательством, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными статьей 78 Конституции Российской Федерации.

В Хабаровском крае 14 Министерств краевых и 13 иных органов исполнительной власти (комитеты, представительства, управления, инспекция)

     

 

 

 

 

 

5. Место ФСБ России в системе исполнительной власти.

 

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Поло­жением о Федеральной службе безопасности Россий­ской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.08.2003 № 960. На основа­нии этих актов Федеральная служба безопасности Рос­сийской Федерации (ФСБ России) является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляю­щим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Россий­ской Федерации и непосредственно реализующим ос­новные направления деятельности органов федераль­ной службы безопасности (ст. 1 Положения о ФСБ).

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Фе­деральная служба безопасности Российской Федера­ции, территориальные органы безопасности по регио­нам и субъектам Российской Федерации и приравнен­ные к ним органы безопасности в войсках, территори­альные органы безопасности по иным административ­но-территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Госу­дарственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков (ст. 6 Положения о ФСБ).

Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руко­водство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непо­средственно реализует основные направления деятель­ности органов федеральной службы безопасности. ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяет­ся правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответству­ющих должностных лиц. Однако, в отличие от боль­шинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органа­ми, но и орган, непосредственно реализующий основ­ные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Фе­дерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации[15].

В структуру центрального аппарата ФСБ входят департаменты, управления и других подразделения.

Так, имеются: департамент контрразведки, де­партамент по борьбе с терроризмом, департамент ана­лиза, прогноза и стратегического планирования, депар­тамент по организационно-кадровой работе, департа­мент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое уп­равление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управ­ление делами, следственный изолятор, научно-исследо­вательский центр.

Департаменты и управления возглавляют заместите­ли Директора Федеральной службы безопасности Рос­сийской Федерации[16].

Компонентом системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управ­ления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формирова­ниях, а также в их органах управления.

Указанные органы безопасности формируются ФСБ Рос­сии и находятся в ее непосредственном подчинении, дающим возможность  исключить какое-либо воздействие на их работу со стороны органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, а также  реализовывать централизованную госу­дарственную политику в области обеспечения безопас­ности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функ­ции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопро­сов безопасности к исключительному ведению Россий­ской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Фе­дерации не вправе непосредственно вмешиваться в де­ятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с анало­гичными функциями.

Систему органов Федеральной службы безопасности (ФСБ), осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, составляют территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках.

Основными направлениями деятельности органов Федеральной службы безопасности являются: контрразведывательная и разведывательная деятельность; борьба с преступностью.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации" под контрразведывательной деятельностью понимается деятельность органов Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации. Порядок использования негласных методов и средств при осуществлении контрразведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ. Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяются нормативными актами ФСБ.

Согласно ст. 10 названного Федерального закона оперативные подразделения ФСБ осуществляют оперативно - розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с Законом "Об оперативно - розыскной деятельности", уголовным и уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации. При осуществлении разведывательной и контрразведывательной деятельности органы ФСБ руководствуются ведомственными нормативными актами, а при организации борьбы с преступностью - Законом об Оперативно - розыскной деятельности.

Заключение

Итак, орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать но поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливается конституциями, уставами субъектов РФ, детализируется законами субъектов РФ и положениями об этих органах власти и должен определять: во-первых, к какой ветви власти относится этот орган; во-вторых, к какому уровню этой ветви он относится; в-третьих, какова может быть его организационно-правовая форма[17].

Административная правоспособность и дееспособность органов исполнительной власти возникает одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенция органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов по реализации их задач, функций, полномочий и ответственности находит свое выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других нормативных актах.

Наиболее значительная, т.е. имеющая принципиальное значение, классификация органов исполнительной власти:

- Исходя из федеративного государственного устройства РФ

- Исходя из установленного порядка образования органов исполнительной власти

- Органы исполнительной власти можно различать и по характеру компетенции

- По порядку разрешения подведомственных вопросов

- В качестве критерия классификации исполнительных органов используется также способ их создания.

- Разнообразны организационно-правовые формы органов исполнительной власти. Здесь довольно много различных модификаций, и где очень часто происходят изменения.

Организационно-правовыми формами органов исполнительной власти являются: Президент и аппарат президента; Правительство Российской Федерации , Федеральное министерство, Федеральная служба, Федеральное агентство

Деятельность федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности является очень важной для государственной целостности и неприкосновенности Российской Федерации. ФСБ России как и любой федеральный орган государственной власти имеет определенную структуру, благодаря которой данный орган действует как единое целое в процессе решения задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

На данный момент существуют пять основных направлений деятельности органов федеральной службы безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью и террористической деятельностью, разведывательная деятельность, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности. Данные принципы обеспечивают качественное обеспечение безопасности Российской Федерации органами ФСБ России.

 

 

Литература

 

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 (ред. от 08.02.2011) "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти"

3. Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 02.01.2011) "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

4. Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"

5. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)

6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 22.09.1999)

7. Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ (ред. от 12.04.2010) "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" (принят ГД ФС РФ 18.06.2003)

8. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О Федеральной службе безопасности" (принят ГД ФС РФ 22.02.1995)

9. Закон Хабаровского края от 27.11.2001 N 349 (ред. от 26.05.2010) "О Правительстве Хабаровского края"

10. Закон Хабаровского края от 27.04.2005 N 272 "О системе исполнительных органов государственной власти Хабаровского края"

11. Распоряжение Губернатора Хабаровского края от 08.04.2005 N 269-р (ред. от 16.05.2006) "О структуре и предельной штатной численности исполнительных органов власти Хабаровского края"

Все нормативно правовые акты использованы при помощи информационного справочника «Консультант Плюс»

Основная

 

12. Агапов, А.Б. Административное право : учебник / А.Б. Агапов. - М. : Юрайт, 2009. – 813 с.

13. Агапов, А.Б. Административная ответственность : учебник / А.Б. Агапов. - М. : Статут, 2005. – 351 с.

14. Бахир, О.И. Административное право в вопросах и ответах : учебное пособие / О.И. Бахир, А.В. Рябцев, С.М. Семиделихин. – Хабаровск : ХПИ ФСБ России, 2005. – 161 с.

Информация о работе Правовой статус органов исполнительной власти